Мастер - класс «Индивидуальная работа по развитию чувства ритма у детей с ОВЗ»
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Наталья Александровна Булатова

Познакомить педагогов с методами и приемами работы над развитием чувства ритма у детей с  ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master-klass.docx21.88 КБ
Файл prezentatsiya_k_master-klassu.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 22»

города Аши Челябинской области

Мастер-класс

«Индивидуальная работа по развитию чувства ритма

у детей с ОВЗ»

Подготовила: Н.А. Булатова

                                                учитель-логопед  

МКДОУ №22 г. Аши

                                                        

Аша, 2020

Слайд 2

Цель: Повышение уровня компетентности педагогов по использованию приемов работы над развитием чувства ритма у детей с ОВЗ.

Задачи:

Познакомить участников мастер – класса с методами и приемами работы над развитием чувства ритма у детей с  ОВЗ.

Слайд 3

Актуальность:

ОВЗ –это дети с особыми возможностями здоровья. Каждый из специалистов ищет наиболее эффективные методы и приемы работы для получения качественного результата. Вот почему лично меня заинтересовала логоритмика! Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо научить его воспринимать, правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком. Все это возможно на логоритмических занятиях.

Логоритмика близка детской природе (игра, движение, песня, танец). Она позволяет комплексно решить ряд задач из различных образовательных областей, т. е. интеграция, что соответствует современным требованиям дошкольного образования.

Слайд 4

Занятие логоритмикой – это сочетание пения, движения и речи. Именно такая взаимосвязь позволит закрепить правильное звукопроизношение и звуковосприятие.

Как показала личная практика, логоритмические занятия способствуют развитию всех психических процессов, дети легче овладевают навыком чтения и письма, т. к. развита мелкая моторика пальцев, мышцы речедвигательного аппарата.

Слайд 5

При включении логопедической ритмики в занятия, нужно обязательно соблюдать два основных постулата – это …

- последовательность, то есть постепенное усложнение материала;

- повторяемость материала  и четкое произношение доступных по возрасту звуков.

   Слайд 6

Чувство ритма имеет два основных компонента:

  • темп - способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;
  • ритмический рисунок – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.

      Слайд 7, 8

В ходе работы над формированием чувства ритма мы используем звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:

  • хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
  • шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
  • притопы (всей стопой, пяткой, носком);
  • щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Практическая часть.

  И сегодня я вам предлагаю окунуться в мир логоритмики,  и попробовать некоторые элементы и упражнения, которые принесут ощутимую пользу детям с ОВЗ.

Начинаем от простого к сложному.

Слайд 9

На экране предлагаю вашему вниманию  упражнение: «Барабан»

Цель этого упражнения: развитие чувства ритма.

Приготовили свои руки и прохлопываем текст на слайде. Сначала хлопаем на сильные доли.

Мне купили барабан – бам, бам, бам!

Я на нем играю сам – бам, бам, бам!

Варианты исполнения:

1. Проговаривая текст,ритмично хлопать в ладони.

2. Ритмично ударять кулачком о кулачок.

3. Притопывать двумя ногами.

А теперь усложним задания.

Слайд 10  Упражнение: «Колобок»

Цель этого упражнения: формирование чувства ритма через развитие слухового внимания, работа над слоговой структурой.

     Выполняем упражнение по инструкции. В этом упражнении мы не просто хлопаем на каждый слог хлопаем, но еще добавляем хлопки по бокам, притопывание ногами.

Колобок, колобок – по 3 хлопка в каждую сторону,

У тебя румяный бок – ритмичные хлопки по бокам двумя руками,

Ты от бабушки ушел – 4 прыжка на двух ногах,

Ты от дедушки ушел – топать ногами на каждый слог.

Слайд 11

В упражнении «Дворник» применяются несколько видов движений, что позволяет также отработать быструю переключаемость:

Дворник дверь два дня держал.  –  качать руками вперед-назад.

Деревянный дом дрожал. – топать ногами.

Ветер дергал эту дверь, -  стучать по коленям поочередно.

Дворник думал: это зверь. – потирать ладоши и на слово «Зверь»-хлопок.

Слайд 12

Следующее упражнение с музыкальным сопровождением.

Цель этого упражнения: развитие чувства ритма, слухового и зрительного восприятия, развитие двигательных кинестезий.

Соединяем ритм и музыку без речевого сопровождения с использованием ритмических схем.

Слайд 13, 14, 15, 16, 17

На слайде показана схема. Сначала можно использовать круги разного цвета или размера. Один цвет – обозначает длинный ритм, другой – короткий (также с размером).

Под каждую лексическую тему можно придумать свои ритмические символы: (следы, снежинки и т.д.).

И сейчас прохлопаем ритмический рисунок, который изображен на слайде.

Слайд 18

Предлагаю вам просмотреть фрагмент логоритмического занятия упражнение по развитию чувства ритма.

Слайд 19

Уважаемые коллеги! Сегодня вы могли наблюдать и участвовать в некоторых направлениях работы, которые я использую.

Таким образом, я постаралась обратить Ваше внимание на значимость логоритмики, в развитии детей дошкольного возраста. Надеюсь, вам было интересно, и вы будете использовать эту технологию в своей педагогической работе. Всем профессионального роста, творческих находок, постоянного самосовершенствования! Спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 22» города Аши Челябинской области Мастер – класс «Индивидуальная работа по развитию чувства ритма у детей с ОВЗ» Подготовила: Н.А. Булатова учитель-логопед МКДОУ №22 г. Аши Аша, 2020

Слайд 2

Цель: Повышение уровня компетентности педагогов по использованию приемов работы над развитием чувства ритма у детей с ОВЗ. Задачи: Познакомить участников мастер – класса с методами и приемами работы над развитием чувства ритма у детей с ОВЗ.

Слайд 3

Актуальность «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма» Эмиль Жак Далькроз Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Слайд 4

Логоритмика Пение Движения Речь

Слайд 5

Педагогические принципы: последовательность, то есть постепенное усложнение материала; повторяемость материала и четкое произношение доступных по возрасту звуков .

Слайд 6

Ритмы нас окружают с рождения

Слайд 7

Развитие чувства ритма ребенка Развитие эмоциональной составляющей, психологичес-кого комфорта Активизация мелкой и крупной моторики, речевых центров Развитие коммуникативных навыков, социализация ребенка

Слайд 8

Звучащие жесты: • хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.); • шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам) ; • притопы (всей стопой, пяткой, носком) ; • щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам) .

Слайд 9

Упражнение «Барабан» Мне купили барабан – бам,бам,бам ! Я на нем играю сам – бам,бам,бам !

Слайд 10

Упражнение «Колобок» Колобок, колобок – по 3 хлопка в каждую сторону, У тебя румяный бок – ритмичные хлопки по бокам двумя руками, Ты от бабушки ушел – 4 прыжка на двух ногах, Ты от дедушки ушел – топать ногами на каждый слог.

Слайд 11

Упражнение «Дворник» Дворник дверь два дня держал – качать руками вперед-назад . Деревянный дом дрожал - топать ногами . Ветер дергал эту дверь ,- стучать по коленям поочередно Дворник думал: это зверь . – потирать ладоши и на слово «Зверь» - хлопок.

Слайд 12

Упражнение «Храбрый воробей» Чики-рики , чик-чирик! хлопать в ладоши . Воробьишка с ветки – прыг! 3 щелчка пальцами в воздухе и на слово «Прыг» - хлопнуть в ладоши . Воробей, воробей! по 3 хлопка по коленям. Во дворе он всех храбрей! топающий шаг на месте .

Слайд 13

Упражнения с музыкальным сопровождением

Слайд 14

Ритмические схемы

Слайд 15

Ритмические схемы

Слайд 16

Ритмические схемы

Слайд 17

Ритмические схемы

Слайд 18

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 22» города Аши Челябинской области Мастер – класс «Индивидуальная работа по развитию чувства ритма у детей с ОВЗ» Подготовила: Н.А. Булатова учитель-логопед МКДОУ №22 г. Аши Аша, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Мастер класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма в повседневной жизни детей....

Мастер-класс «Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук с детьми ОВЗ»

расширение знаний педагогов о нетрадиционных играх для развития мелкой моторики рук.Система работы по развитию мелкой моторики.   Работа по развитию мелкой моторики проходит через все образо...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

В данном мастер-классе воспитатели ознакомились как можно использовать упражнения, речевые и музыкальные игры, способствующих развитию у детей чувства ритма...

Мастер-класс "Развитие чувства ритма детей через музыкально- речевые игры"

Данный мастер-класс расскажет вам как развить чувства ритма детей через музыкально-речевые игры. Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в  музыкальном воспита...

Мастер – класс «Индивидуальная работа по развитию чувства ритма у детей с ОВЗ»

     Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. П...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Знакомство воспитателей с опытом использования упражнений, речевых и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма....

Мастер класс для родителей по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста

Материал содержит упражнения на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста...