«Наглядное моделирование в развитии речемыслительной деятельности у детей дошкольного возраста».
учебно-методический материал по логопедии
Материал семинара-практикума по наглядному моделированию построен на сказке В.Г.Сутеева “Под грибом”. Идея создания этого материала возникла в ходе работы над темой “Технологии наглядного моделирования” и знакомства с серией книг Н.Гурьевой “Учимся по сказке”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 377.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей.
«Наглядное моделирование в развитии речемыслительной
деятельности у детей дошкольного возраста».
Логанова Мария Михайловна учитель-логопед
Орловская область город Болхов
детский сад «Лучик» комбинированного вида
“Познание дошкольниками окружающего мира представляет собой процесс
обработки и упорядочивания информации различной модальности”.
Ж.Пиаже
Сегодня специалисты отмечают рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Причинами этого роста являются:
- общая соматическая ослабленность детей;
- педагогическая некомпетентность родителей;
- увеличение нарушений перинатального развития детей;
- эмоциональные депривации в семье, берущие начало еще в младенческом возрасте.
И в итоге: в средней группе детского сада обнаруживается до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.
Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:
– ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;
– нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;
– отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Работая по выбранной теме, мы руководствовались следующей идеей: способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов делают практически невозможным произвольное запоминание – мозг не хранит информацию в привычном смысле слова, он способен сохранять только внутренние связи между объектами.
Актуальность выбранной темы мы видим в следующем:
– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс
запоминания, сохранения и припоминания информации;
– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Таким образом, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций.
В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей. Мы хотим поделиться с коллегами эффективными приемами работы на основе наглядного моделирования, т.е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Реализуя данную технологию, мы поставили перед собой следующие задачи:
– помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
– обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
– учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
– развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
– снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
– развивать мелкую моторику у детей.
Мы хотим вам предложить практический материал по наглядному моделированию, в основу которого положена сказка В.Сутеева “Под грибом”. Идея создания этого материала возникла в ходе работы над темой “Технологии наглядного моделирования” и знакомства с серией книг Н.Гурьевой “Учимся по сказке”. Текст сказки используется при изучении различных тематических разделов: развитие связной речи, развитие грамматического строя речи, математики и логики, экологии, развитие мелкой и общей моторики.
На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей используются различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы.
Один из приемов работы – использование пиктограмм. Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:
– как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;
– как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;
– как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;
– как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.
Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие “знак” (пиктограмма) – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков.
^ Игры с использованием пиктограмм по сказке “Под грибом” В.Сутеева.
В игру входят пиктограммы с изображением:
слов-предметов: гриб, дождь, солнце, муравей, бабочка, мышь, воробей, заяц, лиса, лягушка;
слов-действий: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растет, светит, покажи;
слов-признаков: большой, маленький, грустный, веселый;
символов-предлогов:,: под, за, над, на, около, к;
Картинки с реалистичными изображениями героев.
Варианты игр:
1. Пиктограммы слов-предметов расположены по кругу.
В центре картинка с изображением героя сказки.
Задание: соотнести пиктограмму и картинку.
В центре пиктограмма “Покажи”.
Задание: выбрать и показать только ту пиктограмму, которую назвал взрослый.
В центре одна из пиктограмм – действий.
Задание: назвать и показать кто (что) идет (дождь, лиса);
кто прыгает, и т.д.;
Аналогичные задания со словами – признаками.
Количество пиктограмм, их расположение, задания определяются по желанию педагога и зависят от уровня подготовленности ребенка.
2. Составить из пиктограмм пару.
Взрослый предлагает найти две пиктограммы по предложению:
“Солнце светит” или “Бабочка летает” или “Веселая лягушка”…
Взрослый предлагает две пиктограммы, а ребенок составляет предложение.
3. Исправить ошибку.
Взрослый предлагает две пиктограммы “воробей” и “ползает”.
Ребенку предлагается исправить ошибку и произнести правильное предложение.
4. Составить из пиктограмм произнесенную фразу.
“На грибе лягушка”, “К грибу ползет муравей”, “Над грибом летает бабочка” и т.д.
Придумывайте новые варианты игр. Творческих успехов!
Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком – либо различии между персонажами.
На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные.
Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок, т.к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т.д.) легко переносятся на модели. Мы предлагаем вам свой вариант заместителей к сказке “Под грибом”.
Вначале достаточно, чтобы ребенок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки.
Отработка приема происходит в результате повторяющихся заданий, содержание которых постепенно расширяется, обогащается новыми связями. В дальнейшем можно придумывать с детьми и новые сказки, используя готовые заместители или разыгрывая бытовые сюжеты.
Данный прием моделирования обеспечивает единство речевой и мыслительной деятельности.
Мнезис в переводе с латинского означает память. Таким образом, приемы мнемотехникипризваны облегчить запоминание и увеличить объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Особенность приема – применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:
– заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;
– пересказывание текстов;
– составление описательных рассказов.
Психологи рекомендуют для детей младшего и среднего дошкольного возраста использовать цветные мнемотаблицы, т.к. еще идет формирование сенсорных эталонов.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
– рассматривание таблицы;
– перекодирование информации, преобразование предложенного материала из символов в образы;
– пересказ или заучивание текста.
Критериями усвоения являются: правильное воспроизведение материала, умение самостоятельно расшифровывать символы.
Мы хотим представить вам свой опыт работы по сказке посредством использования мнемотехники.
1. Пересказать сказку.
^ 2. Какие из символов подходят воробью, а какие зайцу?
3. Рассказать, чем похожи лиса и заяц?
4. Загадки:
Варианты заданий:
Отгадать загадку, выбрать отгадку;
Выучить загадку, используя мнемодорожку;
Придумать загадку, изобразить ее на дорожке
Длиннохвостые крошки боятся кошки
^ 5. Составление героями сказки описательного рассказа.
Пройти по мостику в лес, к грибку, рассказать о себе.
^ 6. Заучивание стихов:
Воробей
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил, чив, чил!
А.Барто
^ Хитрый грибок
Хитрый маленький грибок
В круглой, красной шляпке.
Он не хочет в кузовок,
Он играет в прятки.
Притаился возле пня –
Поиграть зовет меня!
^ 7. Образование родственных слов.
8. Согласование существительного и числительного.
^ 9. Согласование в роде, числе и падеже.
|
|
|
|
^ 10. Образование глаголов.
Кто (что) из героев сказки:
|
|
|
|
|
|
^ 11. Образование сложных слов.
12. Образование притяжательных прилагательных.
Кого хотел сфотографировать муравей?
13. Экология.
Зачеркнуть то, чего не бывает летом
Что нельзя делать в лесу?
Рассказать, как появляются бабочка и лягушка.
^ 14. Математика. Логика.
Соотнести по величине грибы и героев сказки.
Решить веселые примеры.
^ 15. Пальчиковая гимнастика.
|
|
16. Физкультминутка
|
Использование приемов наглядного моделирования помогает нам задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки таблицы с детьми), совершенствует мышление и речь, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес детей дошкольного возраста к активной речевой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии наглядного моделирования в формировании связного высказывания у детей дошкольного возраста.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Технология наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представи...
«МЕТОДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Развитие связной речи относят к числу важнейших задач работы с дошкольниками. Однако, последние исследования показывают, что в настоящее время речевое развитие знач...
Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи
Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с использованием заместителей и наглядных моделей по методике В.К. Воробьевой...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...