«Раз – игра, два – игра, проговаривай слова!»
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа)
Авторский альбом для автоматизации звуков
в словах и словосочетаниях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
albom_raz_igra_dva_igra.docx | 634.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторский альбом для автоматизации звуков
в словах и словосочетаниях
«Раз – игра, два – игра, проговаривай слова!»
Автор альбома: Абраменко Ирина Викторовна, учитель-логопед
МДОУ «Детский сад №76» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Альбом «Раз – игра, два – игра, проговаривай слова!» многофункциональный, предназначен для логопедической коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
В группе компенсирующей направленности пребывают дети с тяжёлыми нарушениями речи, имеющие задержку речевого и психического развития, нарушение когнитивных функций, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
Для того чтобы оптимизировать процесс логопедического воздействия и повысить познавательную активность детей с ОВЗ, необходимо использовать различные виды стимулирующего воздействия посредством не только ежедневной коррекционной работы, но и с помощью большого количества материала, специально организовывающего и направляющего развитие познавательных процессов.
Предлагаемый материал может быть использован как учителем-логопедом на логопедических индивидуальных и подгрупповых занятиях, так и воспитателем в свободной индивидуальной деятельности с детьми в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ. Каждое игровое поле универсально, подходит для любого набора предметных картинок. Карточки с картинками на автоматизируемый звук подбирает педагог. Пособие, предназначенное детям 5 – 7 лет, предполагает определенные игровые упражнения, но при желании может дополняться.
Цель: Автоматизация звуков (сонорных, шипящих, свистящих, заднеязычных) в словах и словосочетаниях.
Ниже представлены игровые упражнения, используемые в альбоме «Раз - игра, два - игра, проговаривай слова!»
Лист 1.
"Укрась комнату флажками"- различать цвета и их оттенки, автоматизировать звуки в словах.
1 вариант. Положи картинку на жёлтый флажок. Что положили? Назови правильно слово. Теперь на зелёный флажок. Что положили? Назови слово правильно. Игра продолжается, пока картинки не будут все разложены на флажки.
2 вариант. Все флажки украшены картинками. Давай ещё раз с тобой посмотрим на картинки, запомним их. Отвернись и назови картинку: на красном флажке, на жёлтом и т.д.
"Грузовик"- автоматизировать звуки в словах.
1 вариант. В грузовик загрузим груз (картинки с автоматизированным звуком). Груз скорее загружай, слова чётко называй!
2 вариант. С помощью кубика мы узнаем сколько картинок нужно положить в кузов. Картинки в кузов загружай, слова чётко называй!
Лист 2.
"Домики"- различать одушевленные и неодушевленные существительные; автоматизировать звуки в словах.
Разложи картинки (8 – 12 картинок с автоматизированным звуком) по домикам. В домик с сердечком на крыше, все картинки с нарисованными живыми предметами. В домик с зачёркнутым сердечком на крыше, все картинки с нарисованными неживыми предметами. Разложи, картинки назови правильно.
"Мой-моя-мои"- усвоение рода существительных, соотнесение с притяжательными местоимениями; автоматизация звуков в словосочетаниях.
Разложи по домикам картинки. Если, про предмет на картинке можно сказать:
«Мой» - кладём его в синий домик;
«Моя»– в оранжевый домик;
«Мои» - в зелёный домик.
Разложи картинки, правильно назови.
Лист 3.
«Чудесные мешочки»- употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением; автоматизация звуков в словах.
Положи в большой мешочек картинки и назови все предметы правильно. Теперь будем перекладывать в маленький мешочек из большого. Картинки будут становиться маленькими. (Санки – саночки, шапка – шапочка, и т.д.). А теперь наоборот, будем назад их делать большими - перекладывать картинки из маленького мешочка в большой мешок. (Самолётик – самолёт…)
«Что спрятали в чемодане» - развитие зрительной и слуховой памяти.
Положи в чемодан от 4-х до 8-ми картинок. Назови правильно, что лежит в чемодане.
"Закрой" чемодан. Вспомни, что лежит в чемодане. Назови картинки чётко.
Лист 4.
Игра "Считалочка"- согласование числительных с существительными; автоматизация звуков в словосочетаниях.
Вот волшебный кружок, который поможет нам превратить один предмет в несколько - размножить. Выбери любую картинку и положи её на кружочек. Будем по порядку называть цифры и предмет - "размножать". (Один самолет, два самолета, три самолета, и т.д.)
"Рассели по домикам"- умение определять количество слогов в слове; автоматизация звуков в словосочетаниях.
Кубик нам подскажет, какой домик заселим первым, вторым, третьим, . Бросим кубик, сосчитай точки, найди соответствующий домик, "засели жильцов". В домик с одной точкой - одного жильца, с двумя точками - два жильца, ... . Не забываем, правильно называть картинки.
Лист 5.
«Волшебные шарики» - развитие лексико-грамматические категорий.
1 вариант. В парке открыт аттракцион «Волшебные шарики». Прокати картинку на всех шариках и выполни задание в соответствии с подсказками:
«Один треугольник» - назвать слово правильно (сумка)
«Пустой шарик» - нет слова (нет сумки)
«Два треугольника» - согласовать существительное с числительным (две сумки)
«Пять треугольников» - согласовать существительное с числительным (пять сумок)
«Маленький треугольник» - назови ласково (сумочка)
- вариант.
«Рука» - чья картинка (мой, моя, мои)
«Сердце» - назови ласково
«Глаза» - я вижу много…..
«Телефон» - раздели слова на слоги
«5» - посчитай от 1 до 5 со словом.
Лист 6.
"Подарки" - развитие лексико-грамматические категорий; автоматизация звуков в словах и предложениях.
Ход игры:
1 вариант. У Маши и у Миши день рождения. Давай подарим им подарки. Будем раскладывать картинки в коробочки и называть то, что дарим. (У Маши шапка, а у Миши машинка.)
(Имена в соответствии с автоматизированным звуком: у Сони и Сани; у Раи и Ромы; у Танечки и Ванечки и др.)
2 вариант. «Есть – нет»- употребление родительного падежа единственного числа.
Педагог кладет картинку – подарок Соне. Ребенок называет, какой подарок есть у Сони, и какого подарка нет у Сани. (У Сони собака, у Сани нет собаки.)
«Весёлый поезд» - формирование слоговой структуры слова.
Ход игры:
Наш весёлый поезд отправляется в путешествие. Назови каждого пассажира (картинку с автоматизированным звуком) выделяя голосом нужный звук. Отхлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (в первом вагоне с одним слогом, во втором – с двумя слогами, в третьем – с тремя слогами).
Лист 1.
«Укрась комнату флажками» «Грузовик»
Лист 2.
«Домики»
«Мой, моя, мои» «Живое – неживое»
Лист 3.
«Что спрятали в чемодане» «Чудесные мешочки»
Лист 4.
«Рассели по домикам» «Считалочка»
Лист 5.
«Волшебные шарики»
Лист 6.
«Весёлый поезд» «Подарки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»
Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение, подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание усидч...
Многозначные слова. Обучающающая игра "Угадай слово"
Данный материал позволяет научить ребенка навыку обобщения предметов по названию и существенным признакам; учит «видеть» многозначное слово и понимать его значение; закрепляет навык ...
Дидактическая игра "Найди слово в слове"
В игре «Слово в слове» предлагается слово, которое содержит другое, более короткое слово. Ребята должны найти его, объяснить значение. Презентация сопровождается яркими картинками, иллюстрирующи...
Игра-викторина « Игры со словами»
Тема игры- викторины: "Зимние забавы" длядететй подготовительной группы с ОВЗ.Цель:закрепить знания, умения и навыки по теме....
Игровой сеанс с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей «Играем со словами» (игры со словами по подготовке к обучению грамоте и развитию речи)
Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим. Поэтому, если вы хотите чему-то научить своего ребенка – играйте с ним, обучая при этом! Вашему вни...
Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.
Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...
«Слова запоминаем – в логоритмику играем» дидактические игры для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова
laquo;Слова запоминаем – в логоритмику играем»дидактическая игра для детей с общим недоразвитием речи для коррекции слоговой структуры слова Логоритмика – это...