Индивидуальный образовательный маршрут
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Смирнова Ольга Валерьевна

Индивидуальный образовательный маршрут по программе Н.В. Нищевой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

Ф.И. ребенка ____________, дата рождения___________. Группа №8

Логопедическое заключение: ОНР II ур.

Заключение ПМПК от _________ № ______

МАДОУ «Детский сад № 346» на 1 полугодие 2019 — 2020 уч. год.

Логопед:      Смирнова О. В.

Направление

Краткая характеристика уровня речевого развития

Задачи коррекционной работы

Содержание,

Методический материал

Периодичность

Развитие фонематического восприятия,

фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков. Нарушено произношение звуков В-Вь, свистящих (С-Сь,З-Зь,Ц), шипящих (Ш и Ж), сонорных звуков: Л-Ль, Р-Рь.

 Постановка, автоматизация, закрепление звуков В-Вь

Подготовительные дыхательные упражнения для постановки звуков

Подготовка артикуляционного аппарата к формированию укладов свистящих и шипящих звуков.

Постановка, автоматизация, закрепление звуков С-Сь, З-Зь, Ц. Постановка и автоматизация звука Ш

Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.

Игра «Летающий мяч», «Футбол», «Фокусник»

Д/и  «Воздушный поединок»

Д/и  «Логопедические кубики»

Д/и «Пирамидка слов»

Д/и «Логопедическое лото»

Ежедневно

Состояние фонематического восприятия нарушено (смешение звуков Г и Д, К и Т). Навыки звукового анализа и синтеза, слоговой структуры не сформированы. Трудности в повторении сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции; цепочки слогов.

Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Дифференциация звуков затруднена.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление.

Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно - временных представлений.

Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично).

Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.

Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.

Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.

Постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и других музыкальных инструментов.

осел-козел; ослик — козлик; газон — вагон и т п. (методическое пособие Нищева Н.В.)

«Картинки, слова, схемы» развивающая игра для детей 5-9 лет

Прохлопывание, простукивание

Слоговое лото (по лексическим темам)

Методическое пособие «Образный строй речи дошкольника»

Д/п «Пирамидка слов»

ежедневно

Развитие мелкой моторики

Состояние мелкой моторики ниже возрастной нормы.  

Ведущая рука- правая.

Освоение различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами.

Пальчиковая гимнастика,

Мозаика

Массажные мячики

Лабиринты с шариками

Ежедневно

Развитие словаря и словообразование

Словарный запас ниже возрастной нормы, ограничен словарем обиходно-бытовой тематики.

Трехсложные слова с ударением на втором слоге и на последнем.

Различение на слух и самостоятельное употребление в речи хорошо знакомых слов с уменьшительным значением (домик, лобик, ручка, ножка).

Обогащение экспрессивного словаря наиболее употребляемыми словами-антонимами, словами-синонимами,  относительными прилагательными.

Дидактические игры на развитие лексики («Овощи и фрукты», «Собираемся на прогулку», «С какого дерева лист?», «Домашние животные и их детеныши» и т.п.)

Наглядные пособия (картинный материал)

Развивающая игра «Противоположности», «Какой? Какая? Какие?»

4 раза в неделю

Развитие грамматического строя

Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Учить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж. и жен. рода (Валя пел — Валя пела, Валя мыл — Валя мыла) и т п.

Падежные формы (где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу); притяжательные местоимения (дай маме карандаш; дай мамин карандаш);

Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;

Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.

Понимание простых предлогов и активизация использования их в речи ( в, на, под, за, над)

Обучение разным способам словообразования (напр., названия животных, посуды: заяц — зайчата; сахар — сахарница). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию.

«Тетрадь-тренажер для формирования навыка образования падежных и предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста» В.В. Баронова

«Формирование грамматического строя речи. Употребление предлогов» Н. В. Нищева.

Д/и  лото  «Глаголы в картинках»

Д/и «Карусель из слов»

Р/игра «Кто как разговаривает»

Развивающая  игра «В мире слов: один и много»

4 раза в неделю

Развитие связной речи

Состояние связной речи.

Рассказ-описание: Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; Рассказ  содержит аграмматизмы, наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после помощи.

Сюжетная серия:

Допущено искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев. Картинки разложены со стимулирующей помощью.

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ содержит аграмматизмы, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.

Пересказ после минимальной помощи или после повторного прочтения.

Совершенствовать умение:

Составлять загадки – описания по алгоритму.

Составлять предложения с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составлять рассказ-описания по схеме, образцу, алгоритму.

Составлять пересказ с использованием мнемотеблицы, опорных картинок

Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса.

«Обучение детей  пересказу по опорным  картинкам» Нищева Н.В.

Беседа Диалогическая форма речи: спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику.

Р/и «Задай вопрос о..»

Р/и «Я отвечаю на вопросы»

Д/и «Четвертый лишний»

«Чего не стало»

«Что изменилось»

Методическое пособие «Развивающие сказки» Н.В. Нищева

«Разноцветные сказки» Н.В. Нищева

Теневой  театр

Настольный театр

Кукольный театр

Викторины по сказкам

Ежедневно

Результаты работы:

  1. Усвоены упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики.
  2. Усвоены подготовительные упражнения для постановки свистящих, шипящих.
  3. Автоматизированы и введены в свободную речь звуки: В- Вь, С-Сь, З-Зь, Ц. Автоматизирован звук Ш.
  4. Закреплено умение различать неречевые звуки и их направление.
  5. Сформировано умение произносить трехсложные слова с ударением на втором и последнем слоге.
  6. Усвоены уменьшительно-ласкательные формы слова.
  7. Усвоены упражнения в назывании предмета, его признаков. Сформировано умение отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса.
  8. Сформировано умение составлять загадки – описания по алгоритму; составлять рассказ –описание по алгоритму; составлять пересказ с опорой на мнемотаблицу.

Рекомендации воспитателям:

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы.

  1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  2. Закрепления произношения поставленных логопедом звуков.
  3. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
  4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
  6. Формирование связной речи.

Основные направления коррекционной работы воспитателя

  1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) - см. «Тетрадь взаимодействия» зад. 1.
  2. Пальчиковая гимнастика (выполняется в комплексе с артикуляционной) 2-3 раза в день - см. примеры в «Тетради взаимодействия».
  3. Корригирующая минигимнастика для профилактики нарушения осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
  4. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепление звукопроизношения (см. индивидуальные задания по закреплению звукопроизношения в приложении к «Тетради взаимодействия»).



Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

Ф.И. ребенка ____________, дата рождения___________. Группа №8

Логопедическое заключение: ОНР II ур.

Заключение ПМПК от _________ № ______

МАДОУ «Детский сад № 346» на 2 полугодие 2019 — 2020 уч. год.

Логопед:      Смирнова О. В.

Направление

Краткая характеристика уровня речевого развития

Задачи коррекционной работы

Содержание,

Методический материал

Периодичность

Развитие фонематического восприятия,

фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа

Нарушение звукопроизношения; дифференциации звуков. шипящих (Ш и Ж), сонорных звуков: Л-Ль, Р-Рь.

Продолжить автоматизацию и закрепление звука Ш.

Постановка, автоматизация, закрепление звуков Ж, Л-Ль, Р-Рь

Дифференциация группы свистящих - шипящих звуков

Подготовительные дыхательные упражнения для постановки звуков

Подготовка артикуляционного аппарата к формированию укладов сонорных звуков.

Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.

Игра «Летающий мяч», «Футбол», «Фокусник»

Д/и  «Воздушный поединок»

Д/и  «Логопедические кубики»

Д/и «Пирамидка слов»

Д/и «Логопедическое лото»

Тетради-тренажеры по закреплению звукопроизношения (Н.В. Нищева)

Ежедневно

Навыки звукового анализа и синтеза, слоговой структуры не сформированы. Не выделяет заданную произносительную единицу, среди других.

Дифференциация звуков затруднена.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Усвоение звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно -временных представлений.

Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 4-5 элементов.

Закреплять умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.

Формирование слоговой структуры слова Дифференциация глаголов, сходных по звучанию

Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.

Упражняться в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки

 «Картинки, слова, схемы» развивающая игра для детей 5-9 лет

Прохлопывание, простукивание

Разучивание стихотворений, чтение сказок

Слоговое лото (по лексическим темам)

Методическое пособие «Образный строй речи дошкольника»

(логопед задает вопросы к сюжетным картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут и т п.

Д/п «Пирамидка слов»

Фонетическое лото «Звонкий-глухой»

Р/игра «Живые звуки»

Р/игра «Назови пять слов»

ежедневно

Развитие мелкой моторики

Состояние мелкой моторики ниже возрастной нормы.  

Ведущая рука- правая.

Освоение и закрепление различных движений пальцев рук. Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами.

Пальчиковая гимнастика,

Мозаика

Массажные мячики

Конструктор «Притворщик»

Лабиринты с шариками

Ежедневно

Развитие словаря и словообразование

Словарный запас ниже возрастной нормы, ограничен словарем обиходно-бытовой тематики.

Трехсложных слов с одним закрытым слогом и стечением согласных.

Обогащение экспрессивного словаря наиболее употребляемыми словами-антонимами, словами-синонимами,  относительными прилагательными.

Формирование представления о многозначности слов

Дидактические игры на развитие лексики «На земле, в воде и в воздухе», «Мамы всякие нужны. Профессии», «Космическое путешествие» и т.п.)

Наглядные пособия (картинный материал)

Р/игры: «Скажи наоборот», «Семейка слов», «Подбери словечко», «Кто кем был?», «Из чего сделано»

Д/и «Многозначные слова»

4 раза в неделю

Развитие грамматического строя

Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Закреплять умение дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж. и жен. рода (Валя пел — Валя пела, Валя мыл — Валя мыла) и т п.

Падежные формы (где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу); притяжательные местоимения (дай маме карандаш; дай мамин карандаш);

Закреплять понимание простых предлогов и активизация использования их в речи (в, на, под, за, над)

Закреплять умение образовывать слова разными способами (напр., названия животных, посуды: заяц — зайчата; сахар — сахарница).

Продолжать работу по обучению изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе.

Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки.

«Тетрадь-тренажер для формирования навыка образования падежных и предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста» В.В. Баронова

«Формирование грамматического строя речи. Употребление предлогов» Н. В. Нищева.

Использование перекидных страничек «Согласование числительных с существительными»

Д/и  лото  «Глаголы в картинках»

Д/и «Карусель из слов»

Развивающая  игра «В мире слов: один и много»

р/игры: «Подскажи словечко», «Что происходит в природе», «Кто как передвигается», «Я и мы», «Веселый счет»

4 раза в неделю

Развитие связной речи

Состояние связной речи.

Рассказ-описание: Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; Рассказ  содержит аграмматизмы, наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после помощи.

Сюжетная серия:

Допущено искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев. Картинки разложены со стимулирующей помощью.

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ содержит аграмматизмы, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.

Пересказ после минимальной помощи или после повторного прочтения.

Развитие интонационной выразительности.

Совершенствовать умение:

Составлять предложения с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составлять предложения по картинке, используя сложносочиненные предложения.

Составлять рассказ-описания по схеме, образцу, алгоритму.

Обучение последовательному рассказу (по серии картинок)

Р/и «Тихо - громко», «Далеко – близко - Эхо», «Кошка и котята», «Притворщик»

«Обучение детей  пересказу по опорным  картинкам» Нищева Н.В.

Беседа Диалогическая форма речи: спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику.

Р/и «Задай вопрос о..»

Р/и «Я отвечаю на вопросы»

Д/и «Четвертый лишний»

«Чего не стало»

«Что изменилось»

Методическое пособие «Развивающие сказки» Н.В. Нищева

«Разноцветные сказки» Н.В. Нищева

Теневой  театр

Настольный театр

Кукольный театр

Викторины по сказкам

Картинный материал для творческого рассказывания

Ежедневно

Результаты работы:

  1. Усвоены подготовительные упражнения для постановки шипящих, сонорных звуков.
  2. Автоматизированы и введены в свободную речь звуки: Ш, Ж, Л-Ль.
  3. Закреплена дифференциация группы свистящих - шипящих звуков
  4. Закреплено умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.
  5. Освоены упражнения на подбор слов на заданные гласные и согласные звуки.
  6. Сформировано умение произносить трехсложные слова с одним закрытым слогом и со стечением согласных звуков.
  7. Использует в активном словаре наиболее употребляемые слова-антонимы, слова-синонимы,  относительные прилагательные.
  8. Сформировано представление о многозначности слов .
  9. Закреплено употребление имен существительных в именит. пад. ед. и мн.ч., согласование прилагат. с существ. ед.ч., согласование числительных с сущест.
  10. Сформировано умение составлять рассказ по картинке, используя сложносочиненные предложения.
  11. Употребляет в речи основные виды интонации.
  12. Постановка, автоматизация и закрепление Р-Рь перенесены на следующий период

Рекомендации воспитателям:

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы.

  1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  2. Закрепления произношения поставленных логопедом звуков.
  3. Целенаправленная активизация отработанной лексики.
  4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
  6. Формирование связной речи.

Основные направления коррекционной работы воспитателя

  1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) - см. «Тетрадь взаимодействия» зад. 7.
  2. Пальчиковая гимнастика (выполняется в комплексе с артикуляционной) 2-3 раза в день - см. примеры в «Тетради взаимодействия».
  3. Корригирующая минигимнастика для профилактики нарушения осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
  4. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепление звукопроизношения (см. индивидуальные задания по закреплению звукопроизношения в приложении к «Тетради взаимодействия»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...