Дифференциация звуков с-ш
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков с-ш
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_s-sh.docx | 31.66 КБ |
Предварительный просмотр:
БДОУ г. Омска «Детский сад №21
комбинированного вида»
Конспект индивидуального занятия по теме:
« Дифференциация звуков С-Ш»
(индивидуальное интегрированное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)
Выполнила:
Тропникова Дарья Сергеевна
г. Омск – 2019-2020
Конспект индивидуального занятия по теме:
« Дифференциация звуков С-Ш»
(индивидуальное интегрированное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)
Цель: Научить дифференцировать звуки с-ш в изолированном виде, слогах, словах.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
1.Корригировать произношение звуков с и ш.
2. Корригировать знания артикуляционных укладов звуков с и ш.
3. Корригировать и развивать слуховое внимание, память, аналитическое мышление.
4. Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев рук.
5.Корригировать умение выкладывать узор и приклеивать его.
6.Развивать фонематичекий слух.
7.Развивать общую моторику детей, слуховую память.
8. Развивать творческий потенциал ребенка.
Образовательные:
1.Учить дифференцировать звуки с и ш.
2. Продолжать учить отвечать полным развернутым предложением, объяснять свой выбор.
3. Учить определять звуки с и ш вначале слова.
4.Формировать умение работать с контурным изображением.
Воспитательные:
1.Воспитывать отзывчивость.
2.Воспитывать аккуратность при работе с клеем.
3.Воспитывать интерес к занятиям.
Здоровьесберегающие: соблюдать режим охраны зрения, снимать эмоциональное напряжение.
Оборудование: кукла из современного мультфильма Маша и медведь (Маша), картинка полок формата А4, предметные картинки (совок, самосвал, шишка, шуруповерт, шайба, шахматы, самолет, санки, шарик, сабля, солдатик, свисток шкатулка), ноутбук, колонки, альбомный лист с контуром змеи, клей, кружки синие, черные и зеленые, спокойная музыка для выполнения физ. минутки, картинки суслика и змеи, колечки Су-Джоку.
Ход занятия
Этапы, виды работ | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Какие задачи решались в ходе выполнения задания |
1.Орг. момент | На столе стоит кукла персонажа из современного мультфильма – Маша и на ноутбуке изображены две картинки - суслик и змея. Педагог сообщает о том, что Маша нашла две картинки, но не знает кто это, и, какие звуки они издают. Педагог предлагает помочь герою, а для этого послушать стишок и догадаться. Песня суслика – свистит. У змеи она шипит. Ты послушай и узнай, Эти песни отгадай. | Ребенок обращает внимание на куклу и картинки самостоятельно или с помощью педагога. Ребенок называет кто это, звуки, которые они произносят | Вызвать интерес к занятию |
2.1 Проверка Д/З | Педагог предлагает ребенку вспомнить и рассказать Маше артикуляторный уклад звуков с и ш. |
Ребенок выполняет задание, отвечает на вопросы полным предложением. | Выяснить, насколько скорригировано умение четко артикулировать звуки. |
2.2Актуализация знаний Артикуляционная гимнастика Дидактическая игра «Поймай звук» | Педагог предлагает показать Маше, как нужно делать артикуляционную гимнастику, чтобы хорошо и четко говорить. Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки), С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки). Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы), Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд). Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка). Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами) Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком). С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами). Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух), И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы). Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе). Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык). Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы), Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад). Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой), На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх). Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад). Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу Педагог сообщает о том, что пока мы делали арт. гимнастику, звуки С и Ш захотели поиграть и разлетелись. Педагог предлагает поиграть и поймать их, для этого нужно хлопнуть, если услышал звук с и топнуть, если услышал звук ш. Педагог включает подборку звукового материала. Сначала изолированно разные звуки, затем в слогах и словах. | Выполняет артикуляционную гимнастику Ребенок узнает и «ловит» звуки С хлопком и топает, когда услышит звук ш. | Укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности и дифференцированности движений органов речи. Развивать фонетическое восприятие, быстроту реакции и аналитическое мышление. |
2.3 Изучение нового материала Д/и «Наоборот» Воспроизведение слоговых рядов – игра «Попугай»: Физминутка | Сегодня мы узнаем много интересного о звуках С и Ш. Педагог предлагает ребенку сравнить: - Чем отличается артикуляция этих звуков? -Чем похожи звуки С и Ш? -Чем отличаются звуки С и Ш? За правильный ответ выдает «приз-шаблон» Педагог предлагает показать Маше, что звуки умеют превращаться в противоположный по звучанию звук и поиграть в игру «Наоборот». Педагог называет слог (слово), просит ребенка изменить звук на противоположный. са-ша ас-аш ста-шта аст-ашт со-шо ос- сто- ост- су-шу ус- сту- уст- сы-ши ыс - сты- ыст- сэ-шэ эс- стэ- эст-
уши- шины- Машка- мишка- кашка- наш- Педагог предлагает поиграть в игру «Попугай». Объясняет ребенку её правила ша-са-ша ста-шта-шта са-са-ша ашт-аст-ашт и т.д. Хвалит ребенка, предлагает отдохнуть. Закрой глазки и представь, что мы сейчас в лесу. Открывай глазки. Покажи, какие там большие деревья. Поднимает руки. Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья. Ребенок быстро-быстро шевелит пальчиками. Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны. Покачивается и машет руками. Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. Можно расслабиться. Снова подул ветер. Вновь напрягается, покачивает и машет руками, затем опять расслабляется. | Сравнивает звуки самостоятельно или с помощью педагога Заменяет в слогах звук С на Ш и наоборот Произносит за педагогом слоговые ряды в той же последовательности Выполняет упражнение под спокойную музыку | Развивать аналитическое мышление Развивать умение дифференцировать звуки с/ш между собой, развивать мышление. Развивать фонематичекий слух, умение четко артикулировать звуки, развивать слуховую память. Развивать общую моторику Поддерживать интерес к занятию |
3. Закрепление материала Д/И Помоги Славе и Шуре Развитие мелкой моторики Зрительная гимнастика | Педагог сообщает, что у Маши есть друзья Слава и Шура, они решили в своих шкафчиках навести порядок, но не знают, какие у кого предметы были, они только помнят, что у Славы названия предметов начинаются на звук С, а у Шуры на звук Ш. Педагог предлагает помочь ребятам. Совок, самосвал, шишка, шуруповерт, шайба, шахматы, самолет, санки, шарик, сабля, солдатик, свисток, шкатулка, шаль. | Ребенок находит нужные картинки и расставляет их на полочках, ориентируясь на первый звук слова. Объясняет свой выбор полным предложением. Самосвал поставим на полку Славы, потому что……. | Продолжать учить отвечать полным развернутым предложением, определять звуки с и ш вначале слова. |
Вышел зайчик на крылечко – И нашел в траве колечко.
Педагог предлагает вспомнить, как звали ребят, которым они помогали? Какие звуки первые в их именах? Педагог обращает внимание ребенка на то, что в имени Маша, тоже есть звук, который мы сегодня называли, предлагает его найти. Педагог просит ребенка вспомнить, чья это песенка – ШШШ. Сообщает, что Маша принесла с собой картинку змеи, только змея стала белая, без орнамента. Педагог, от лица куклы просит украсить змею. Чтобы глазки отдохнули мы поиграем в игру «Далеко-близко» Педагог просит ребенка посмотреть в окно далеко-далеко, затем на Машу (повторяет 2-3 раза). | Ребенок произносит текст, сначала «идет» пальцами по столу, затем на каждый пальчик надевает колечко Су-Джоку.
Ребенок называет имена Шура, Слава, выделяет и называет первые звуки в имени. Отвечает, что Ш – это песенка змеи. Ребенок наклеивает орнамент на контур змеи. Ребенок выполняет задание. | Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев рук. Закрепить умение дифференцировать звуки с и ш. Корригировать умение выкладывать узор и приклеивать его. Развивать творческий потенциал ребенка. Воспитывать аккуратность при работе с клеем. Воспитывать интерес к занятиям. Соблюдать режим охраны зрения | |
4. Итог занятия Домашнее задание | Педагог просит вспомнить, какие звуки они учились различать и правильно произносить на занятии. От лица персонажа, педагог хвалит ребенка за помощь в изучении звуков с и ш, вручает наклейку за собранные шаблоны. Педагог предлагает дома, с родителями поиграть в игру «Наоборот» и «Попугай» | Отвечает на вопросы, кратко вспоминает деятельность на занятии. Приклеивает наклейку в свою тетрадь. |
Закрепить умение определять и дифференцировать звуки с и ш. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...
Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...