Пособия, игры и методические разработки, используемые мною в речевому развитию детей
методическая разработка по логопедии

Мутовина Оксана Викторовна

Пособия, игры и методические разработки, используемые мною в речевом развитии детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           

 «Многофункциональный логопедический коврик»

Цель: Закрепить основные цвета, обогащать словарный запас, развивать тактильные ощущения

Оборудование: Фетр, декоративные пуговицы.

Задание:  1.Нажми на красную пуговицу, покажи, что еще красного цвета здесь есть и т.д.

2.Назови слова, которые отвечают на вопрос кто? Что?

3.Назови транспорт? Фрукты?

4.Послушай и запомни цепочку слов, повтори: машина, яблоко, бабочка. Взрослый произносит слово, ребенок находит на коврике соответствующий предмет, показывает его, затем произносит слово.

5.Угадать предмет на ощупь.

6.Составить предложение с данным предметом.

7.Назвать предмет, который находится справа от груши, выше яблока и т.д.

                           «Кто как передвигается?»

Цель: Закрепить употребление глагольной лексики.

Оборудование: Фетр, декоративные пуговицы.

Задание: Выложить в первый ряд тех, кто летает, тех кто ползает положить во второй ряд, тех, кто прыгает на третий ряд.

                                   «Урожай»

Цель:  Учить различать овощи и фрукты, обобщать их, образовывать прилагательные от существительных, тренировать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

Оборудование: Карточки из фетра , на которые пришиты пуговицы в виде овощей и фруктов, корзинки и банки из фетра.

Задание:  Собрать все овощи в корзинку, а фрукты законсервировать в банки.

«Логопедический коврик»

Цель: Автоматизация звука [С] в словах.

Оборудование: Фетр , на который пришиты декоративные пуговицы.

Задание:  1.Назови картинки, показывая каждый предмет. Четко произноси звуки [С], [С`] в словах.

2.Назови слова из одного, двух, трех, четырех слогов.

3.Закрой глаза, вспомни, какого цвета самолет, сердечко и т.д..

4.Отгадай загадку, отгадку посчитать до пяти.

5.Назови слова, в которых звук [С] находится в начале слова, в середине, в конце слова и др

                               «Звуковая дорожка»

Цель:   Автоматизация изолированного произношения звука [Р]

Оборудование:  Фетр, нашитая дорожка из тесьмы, на дорожке пришиты декоративные пуговицы в виде машинок.

Задание:   Ребенок берет пуговицу - машинку , ставит ее на начало дорожки и начинает движение к дому. Машинка едет, мотор работает  [р-р-р].

На «Звуковой дорожке»  звук [Р] мы сможем отточить,
В слогах, в словах и в тексте закрепить.
Речь станет правильней, красивей и богаче.
Поможет нам «Дорожка» только так! Никак иначе!
 

                                  «Что в машине?»

                                   (игра с фонариком)

Цель: Автоматизация звука Ш в словах, в словосочетаниях.

Оборудование: картинки с изображением машины, с обратной стороны которых наклеены картинки со звуком Ш.

Задание: Ребенок называет картинку, подсвечивая фонариком, проговаривая слово или словосочетания «В машине ….»

                                   «Что под подушкой?»

                                   (игра с фонариком)

Цель: Автоматизация звука Ш в словах, в словосочетаниях.

Оборудование: картинки с изображением подушек, с обратной стороны которых наклеены картинки со звуком Ш.

Задание: Ребенок называет картинку, подсвечивая фонариком, проговаривая слово или словосочетания «Под подушкой ….»

                                   «Что в мешочке?»

                                   (игра с фонариком)

Цель: Автоматизация звука Ш в словах, в словосочетаниях.

Оборудование: картинки с изображением мешочков, с обратной стороны которых наклеены картинки со звуком Ш.

Задание: Ребенок называет картинку, подсвечивая фонариком, проговаривая слово или словосочетания «В мешочке ….»

                                             «Пирог»

                                   (игра с фонариком)

Цель: Автоматизация звука Р в словах, в словосочетаниях.

Оборудование: картинки с изображением пирога, с обратной стороны которых наклеены картинки со звуком Р.

Задание: Ребенок называет картинку, подсвечивая фонариком, проговаривая слово или словосочетания «Пирог с ….»

                                     «У дракона в ведре»

                                   (игра с фонариком)

Цель: Автоматизация звука Р в словах, в словосочетаниях.

Оборудование: картинки с изображением ведра, с обратной стороны которых наклеены картинки со звуком Р.

Задание: Ребенок называет картинку, подсвечивая фонариком, проговаривая слово или словосочетания «У дракона в ведре…..»

                                            «Краб»

                                   (игра с фонариком)

Цель: Автоматизация звука Р в словах, в словосочетаниях.

Оборудование: картинки с изображением краба, с обратной стороны которых наклеены картинки со звуком Р.

Задание: Ребенок называет картинку, подсвечивая фонариком, проговаривая слово или словосочетания «У краба краски ….»

                                «Голодный крокодил»

                                   (игра с фонариком)

Цель: Дифференциация звуков Р\Л в словосочетаниях.

Оборудование: картинки с изображением крокодила, с обратной стороны которых наклеены картинки со звуком Р или Л.

Задание: Ребенок называет картинку, подсвечивая фонариком, проговаривая слово или словосочетания «Голодный крокодил проглотил рыбу ….»

                                    «Составь предложение»

Цель: развитие связной речи

Оборудование: кубики из картона. 


                                        ХОД ИГРЫ: 
1 группа - Существительные. 
Склеиваем и начинаем играть – бросаем и задаем вопрос: «Что это?» или «Кто это?» 
2 группа - Кубик с изображениями действий (стоит, лежит, идет, сидит, бежит,  летит) При игре с таким кубиком задаем вопрос: «Что делает?» 
Соединяем в игре два кубика – предмет и действие. Объединяем в словосочетание выпавшие картинки: «Что это? Что делает?», уточняем у ребенка, бывает ли такое. 
3 группа - кубики с цифрами. 
Учим малыша согласовывать числительное и существительное: две матрешки, но шесть матрешек. Один мяч, два мяча, пять мячей. 
4 группа - кубики с разными цветами. (красный мяч, красная матрешка, красное яблоко, красные помидоры, краснЫЙ нос) 
5 группа -кубики с геометрическими фигурами (круглЫЕ часы, круглАЯ Луна, круглЫЙ стол, круглОЕ блюдце) 
Составляем словосочетание из 2х кубиков в разных вариациях: 
предмет + цвет, предмет + количество, фигура + цвет, фигура + количество, 
предмет + действие, предмет + форма. 
Следующий этап игры — сочетаем три признака и три кубика: 
— предмет + количество + форма, 
— предмет + цвет + форма, 
— форма + цвет + количество. 
Не забываем каждый раз уточнять: «Бывает не-бывает?», когда это бывает? 
Если «не бывает» — знакомим с вопросительной интонацией, затем можно поиграть и с восклицательной: «Красный банан?» (вопросительно), «Красный банан!» (восклицательное предложение, удивленно, восхищенно, изумленно). 

«Собери все ракушки»

Цель: Автоматизация звука Р в словах и словосочетаниях.

Оборудование: ракушки с обратной стороны, которых наклеены картинки со звуком Р.

Задание: найти ракушку в песке, нашел ракушку – правильно назови картинку на ней «На ракушке рот и т.д.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательно- речевому развитию детей 6-го года жизни на тему: «Такой разный воздух...»

Развитие познавательной активности детей в исследовательской деятельности....

Методическая разработка по теме: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

Вашему вниманию предлагается опыт работы воспитателя ДОУ по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Данная работа была проведена на базе МДОУ "Детский сад №23" города Кириши Ленинградской о...

Методическая разработка НОД по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста по теме: «В гостях у дедушки и бабушки в деревне»

Ребята совершают виртуальную поездку в деревню, где находят отличие деревенского и городского образа жизни, закрепляют и расширяют своё представление о домашних животных, овощах и фруктах. У детей фор...

Методическая разработка занятия по речевому развитию для детей 3-4 лет на тему "В деревне у бабушки"

В данном конспекте описан план занятия, в котором дети знакомятся с окружающим миром и домашними животными: отгадывают загадки про животных, поют песенки и играют различные роли....

Методическая разработка в области речевого развития для детей 2 группы раннего возраста по теме «Путешествие в зимний лес»

Воспитывать заботливое отношение к птицам и животным зимой, способствовать обогащению непосредственного чувственного опыта....

Методическая разработка на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через изо деятельность»

Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой мото...

Методическая разработка по коммуникативно-речевому развитию детей дошкольного возраста «Общение в радость» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему « Составление описательных рассказов о домашних животных с использованием пла

Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях ( Лунтик). Ему очень понравились домашние животные, только он еще мало о них знает и не всех запомнил. Готовы вы помочь Лунтику узнать о домашних животных больше...