Правильно ли говорит ваш воспитанник? (рекомендации воспитателям)
консультация по логопедии
Коррекционно –речевая работа воспитателя ДОУ определяется:
- современными требованиями к работе воспитателя с дошкольниками:
- составом детей;
- наличием недостатков и отклонений в речевом развитии детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravilno_li_govorit_vash_vospitannik.docx | 16.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Правильно ли говорит ваш воспитанник?
(рекомендации воспитателям)
Коррекционно –речевая работа воспитателя ДОУ определяется:
- современными требованиями к работе воспитателя с дошкольниками:
- составом детей;
- наличием недостатков и отклонений в речевом развитии детей.
Речевое развитие ребенка предполагает формирование языковых, речевых и коммуникативных систем к старшему дошкольному возрасту .
В период дошкольного возраста происходят наиболее значимые изменения в овладении языковой знаковой системой, прежде всего словом, как базисным знаком с его неограниченными возможностями словоизменения и формоизменения, что обеспечивает социально –коммуникативные потребности развития, общения и познания.
При наличии в группах развивающей речевой среды, ребёнок практически овладевает диалогом, монологом и фактически оказывается готов к обучению грамоте.
Помимо правильного внешнего оформления речи, ребёнок должен уметь передавать эмоциональное отношение к её содержанию и собеседнику.
Воспитатели часто замечают недостатки звукового оформления речи, нечеткость её восприятия, нарушения процессов звуко-слогового анализа. Трудности поиска синонимов, антонимов, в речевом оформлении игры, сюжетов рассказов.
Отклонения в речевом развитии детей проявляются на различных уровнях:
-фонетическом;
-фонематическом;
-просодическом (правильность, выразительность, темп, ритм, умение управлять голосом и т.д.);
-лексико – грамматическом (затруднения в различении частей слов, частей речи, словоизменении, нарушение связного высказывания и др.)
-нарушение общения.
Для определения направлений коррекционно – речевой работы воспитателю необходимо:
1.Наблюдать за детьми в процессе различных видов деятельности, с целью выявления речевых нарушений.
2.Сопоставить полученные сведения со сведениями о речевом развитии ребёнка вне детского сада (побеседовать с родителями, предложить им ответить на ряд вопросов)
Анкета для родителей.
1.Каковы отношения ребёнка с другими членами семьи?
2.Кому он отдаёт предпочтение?
3.Не испытывает ли недостаток внимания или гиперопеку?
4.Нет ли отрицательного отношения к кому –то из членов семьи?
5.Кто занимается воспитанием ребёнка?
6.Легко ли контактирует с другими детьми и взрослыми?
7.Является ли он лидером?
8.Использует ли речевые средства при общении?
9.Какие книги читают ребёнку?
10.Любит ли он рисовать, лепить?
11. В какие игры играет?
12.Каковы его эмоциональные проявления? Сопровождаются ли они речевыми средствами?
13.Каков характер ребёнка? ( доброжелательный, послушный, вспыльчивый…). Как он ведёт себя дома?
14.Как это проявляется? (кричит, уединяется, затихает…)
15.Есть ли у него животные, птицы. Растения? Отношение к ним.
16.Как семья проводит досуг?
Вопросы воспитатель подбирает по своему усмотрению и по потребностям ребёнка, исходя из наблюдений.
Наблюдая ребёнка в группе, воспитатель отмечает показательные моменты для его речевого развития : это наличие вопросительных слов, умение ребёнка правильно задать вопрос по содержанию беседы, сказки, понимание причинно – следственных связей. Умеет ли он воспроизводить живые и неживые звуки, подражать голосам. Правильно воспринимать звучащую речь.
Важно определить, знает ли ребёнок обобщающие слова, синонимы, антонимы.
Выяснить интересующие проблемы с ребёнком воспитатель может, используя различные игры: «Наоборот», «Найди братца», «Отгадай, что это?», «Что лишнее?», «Что к чему подходит?», «Исправь ошибку» и др.
Широко используйте малые фольклорные формы.
Определяя отклонение в речевом развитии ребенка воспитателю важно понять отношение самого ребёнка к проблеме. Определить, какие формы и виды речевой деятельности доступны ребёнку.
При необходимости, обязательно посоветуйтесь с логопедом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правильно ли говорит ваш ребенок
развитие речи детей дошкольного возраста...
Правильно ли говорит ваш ребенок?
Консультация для родителей...
Дышим правильно и говорим красиво (старшая группа)
Пособие для родителей...
Как правильно проводить физминутки. Рекомендации воспитателям.
Как правильно проводить физминутки.Рекомендации воспитателям.В подборе упражнений и стихов для физкультминутки надо помнить, что это, своего рода, игра и нужно руководствоваться следующими рекомендаци...
Рекомендации воспитателю "Как правильно реагировать на детскую агрессию"
Агрессия – нормальная и необходимая реакция ребенка, которая нужна ему, чтобы успешно конкурировать с другими детьми и добиваться целей. И если ребенок не умеет ее выражать безопа...
Консультация для воспитателей «ПРАВИЛЬНО ЛИ ГОВОРИТ РЕБЕНОК?»
Порой умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда ребенок много болеет, по каким – то причинам часто от...
Рекомендации для родителей "Правильно ли говорит ваш ребенок?"
Представлены рекомендации для родителей о норме речевого развити детей старшего дошкольного возраста и отклонения....