Нейропсихологическая коррекция в контексте работы учителя- логопеда с детьми с ОВЗ в детском саду
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нейропсихологическая коррекция в контексте работы учителя- логопеда с детьми с ОВЗ
Игра- огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительные поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. (Сухомлинский В.А) |
За основу своей методики я взяла данные из нейропсихологических исследований, согласно которым синхронизация деятельности полушарий ведёт к улучшению функционального состояния коры головного мозга, способствует формированию высших психических функций, что особенно актуально для детей с ОВЗ, особенно для категории детей с задержкой психического развития. Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой организации психических процессов.
Нейропсихологическая коррекция направлена на развитие следующих функций:
-двигательные функции
-зрительные функции
-динамический праксис
-тактильный праксис
-память (слухоречевая память, зрительная память)
-речевые функции
-интеллектуальные функции
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «Открытие, сделанное ученым, предстает перед педагогом как сложная задача, решить которую можно многими способами, и в выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые человеческие мысли и эмоции как раз заключается творческий труд, передовой опят педагога».
Образовательная область «Речевое развитие» красной нитью проходит через все образовательные области.
Таким образом, целью моей работы является: речевое развитие детей при соблюдении принципа интеграции образовательных областей с включением приёмов нейропсихологической коррекции.
Исходя из этой цели, мною были определены следующие задачи:
- Создавать оптимальные условия для индивидуализации процесса образования для детей с разными стартовыми возможностями;
- Создавать условия для проявления детской активности в проблемно – поисковых ситуациях.
- Развивать потребность в интеллектуальном общении.
- Развивать индивидуальность каждого ребенка, инициативность, стремление использовать имеющиеся знания и умения в новых условиях.
В структуре своей педагогической мастерской я выделяю следующие этапы:
- «Индукция» («наведение»)
- создание эмоционального настроя, включение области чувств ребёнка
- создание личного отношения к предмету обсуждения.
- Индуктор — слово, фраза, предмет, звук, рисунок и т. д. — всё, что может вызвать ассоциации, воспоминания, ощущения.
На этом этапе происходит знакомство детей с темой занятия.
Дети рассматривают картинки, музыка создаёт эмоциональный фон.
- «Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, рассказа, рисунка, проекта.
Происходит знакомство с текстом произведения, предлагается «Рассказать стихи руками», дети сами предлагают варианты рисунков- схемы- пересказа, наглядного плана произведения.
В ходе представления ребёнком двигательных образов, создания рисунка мы стараемся задействовать как ведущую, так субдоминантную руку
- «Социоконструкция» — построение этих элементов группой.
Выслушав мнение всех детей группы, мы приходим к единому результату. На этом этапе отрабатываются коммуникативные навыки. + мозговой штурм.
Отработка навыков совместных действий проходит в контексте развития коммуникативных способностей ребенка, необходимых ему для успешной социальной адаптации. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга. Одним из видов группового взаимодействия являются двигательные импровизации — начиная с задаваемых образов (образы зверей) и заканчивая импровизациями, направляемыми внутренним импульсом ребенка.
- «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской.
Традиционное завершение занятия.
Традиционное подведение итогов занятия.
Методы нейропсихологической коррекции проходят через блоки моей педагогической мастерской.
«Индукция»
Слуховой гнозис
- Восприятие различных бытовых и природных шумов, звуков различной высоты и длительности, различению голосов (тембра, высоты, интонаций) и т.д.
- Восприятие ритмов. И.: «Сколько раз я стучу?» (2, 3, 4 коротких и/или длинных ударов). И.: «По сколько раз постучали?» (по 2, по 3 удара). И.: «Сколько сильных и сколько слабых слышали?»
Тактильные и соматогностические функции
- Проба Ферстера. И.: «Что я нарисовала (написала) у тебя на руке?» Я рисую пальцем (палочкой) то на правой, то на левой руке ребенка
- фигуры (треугольник, крестик, кружок) или цифры и прошу назвать нарисованное.
Обязательным условием является упроченность в памяти ребенка рисуемых знаков.
Зрительный гнозис
- Восприятие предметных, реалистических изображений.
- Перечеркнутые изображения
- Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения).
- Незавершенные изображения
Праксис поз по кинестетическому образцу.
И.: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?» Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную букву.
«Самоинструкция»
Оральный праксис, мимический праксис. Дети передают мимику героев, передают с помощью артикуляционных упражнений увиденные зрительные образы.
Самостоятельный рисунок
Ребенку предлагается неограниченный выбор цветных карандашей (фломастеров), простой карандаш, ручка.
Ребенку предлагается (и правой, и левой рукой) нарисовать: цветок, дерево, дом или другие элементы, с помощью которых он сможет передать свои мысли.
«Социоконструкция»
Кинестетический праксис
Праксис поз по зрительному образцу. И.: «Делай, как я».
Ребенку последовательно воспроизводят движения. Поочередно используются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.
А) Праксис поз по зрительному образцу. И.: «Делай, как я».
Слухоречевая память
В структуру рассказа включаются логические ряды- дни недели, месяцы, времена года.
Зрительная память
Дети воспроизводят последовательность картинок по памяти.
«Рефлексия»
Кинестетический праксис.
Перенос поз по кинестетическому образцу. И.: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке».
Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей — с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую).
Дыхательные упражнения- часть реализации здоровьесберегающих технологий.
Большое внимание я уделяю выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания.
Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.
Дыхательные упражнения всегда предшествуют другим заданиям. Основным является полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания; дыхательные упражнения всегда выполняются сначала лежа, потом сидя и наконец стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, одна его рука кладется на грудь, другая на живот для контроля за полнотой дыхательных движений.
Сочетание традиционные логопедических приёмов и методов работы и элементов нейропсихологического воздействия даёт стабильно положительные результаты. Обследовались социальный статус, слухоречевая память, зрительная память, лексикограмматический строй, состояние звукопроизношения. Социальный статус- по данным психолога. Данные на начало и конец года.
Список использованной литературы:
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста Учебное пособие / Под ред. Л С Цветковой — М, 2001
- К.Ю. Белая «Методическая деятельность в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»
ООО «ТЦ Сфера», 2015
- Егорова В. Расскажи стихи руками. М.: Север, 1992
- Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб. Корона – Век, 2007.
- 500 стихов - загадок для детей. М.: Творческий центр. 2008.
- Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика, абилитация и коррекция в детском возрасте — М, 2002
7) Коненкова И.Д. «Обследование речи дошкольников с ЗПР» 200
Предварительный просмотр:
Нейропсихологическая коррекция в контексте работы учителя- логопеда с детьми с ОВЗ
Игра- огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительные поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. (Сухомлинский В.А) |
За основу своей методики я взяла данные из нейропсихологических исследований, согласно которым синхронизация деятельности полушарий ведёт к улучшению функционального состояния коры головного мозга, способствует формированию высших психических функций, что особенно актуально для детей с ОВЗ, особенно для категории детей с задержкой психического развития. Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой организации психических процессов.
Нейропсихологическая коррекция направлена на развитие следующих функций:
-двигательные функции
-зрительные функции
-динамический праксис
-тактильный праксис
-память (слухоречевая память, зрительная память)
-речевые функции
-интеллектуальные функции
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «Открытие, сделанное ученым, предстает перед педагогом как сложная задача, решить которую можно многими способами, и в выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые человеческие мысли и эмоции как раз заключается творческий труд, передовой опят педагога».
Образовательная область «Речевое развитие» красной нитью проходит через все образовательные области.
Таким образом, целью моей работы является: речевое развитие детей при соблюдении принципа интеграции образовательных областей с включением приёмов нейропсихологической коррекции.
Исходя из этой цели, мною были определены следующие задачи:
- Создавать оптимальные условия для индивидуализации процесса образования для детей с разными стартовыми возможностями;
- Создавать условия для проявления детской активности в проблемно – поисковых ситуациях.
- Развивать потребность в интеллектуальном общении.
- Развивать индивидуальность каждого ребенка, инициативность, стремление использовать имеющиеся знания и умения в новых условиях.
В структуре своей педагогической мастерской я выделяю следующие этапы:
- «Индукция» («наведение»)
- создание эмоционального настроя, включение области чувств ребёнка
- создание личного отношения к предмету обсуждения.
- Индуктор — слово, фраза, предмет, звук, рисунок и т. д. — всё, что может вызвать ассоциации, воспоминания, ощущения.
На этом этапе происходит знакомство детей с темой занятия.
Дети рассматривают картинки, музыка создаёт эмоциональный фон.
- «Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, рассказа, рисунка, проекта.
Происходит знакомство с текстом произведения, предлагается «Рассказать стихи руками», дети сами предлагают варианты рисунков- схемы- пересказа, наглядного плана произведения.
В ходе представления ребёнком двигательных образов, создания рисунка мы стараемся задействовать как ведущую, так субдоминантную руку
- «Социоконструкция» — построение этих элементов группой.
Выслушав мнение всех детей группы, мы приходим к единому результату. На этом этапе отрабатываются коммуникативные навыки. + мозговой штурм.
Отработка навыков совместных действий проходит в контексте развития коммуникативных способностей ребенка, необходимых ему для успешной социальной адаптации. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга. Одним из видов группового взаимодействия являются двигательные импровизации — начиная с задаваемых образов (образы зверей) и заканчивая импровизациями, направляемыми внутренним импульсом ребенка.
- «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской.
Традиционное завершение занятия.
Традиционное подведение итогов занятия.
Методы нейропсихологической коррекции проходят через блоки моей педагогической мастерской.
«Индукция»
Слуховой гнозис
- Восприятие различных бытовых и природных шумов, звуков различной высоты и длительности, различению голосов (тембра, высоты, интонаций) и т.д.
- Восприятие ритмов. И.: «Сколько раз я стучу?» (2, 3, 4 коротких и/или длинных ударов). И.: «По сколько раз постучали?» (по 2, по 3 удара). И.: «Сколько сильных и сколько слабых слышали?»
Тактильные и соматогностические функции
- Проба Ферстера. И.: «Что я нарисовала (написала) у тебя на руке?» Я рисую пальцем (палочкой) то на правой, то на левой руке ребенка
- фигуры (треугольник, крестик, кружок) или цифры и прошу назвать нарисованное.
Обязательным условием является упроченность в памяти ребенка рисуемых знаков.
Зрительный гнозис
- Восприятие предметных, реалистических изображений.
- Перечеркнутые изображения
- Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения).
- Незавершенные изображения
Праксис поз по кинестетическому образцу.
И.: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?» Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную букву.
«Самоинструкция»
Оральный праксис, мимический праксис. Дети передают мимику героев, передают с помощью артикуляционных упражнений увиденные зрительные образы.
Самостоятельный рисунок
Ребенку предлагается неограниченный выбор цветных карандашей (фломастеров), простой карандаш, ручка.
Ребенку предлагается (и правой, и левой рукой) нарисовать: цветок, дерево, дом или другие элементы, с помощью которых он сможет передать свои мысли.
«Социоконструкция»
Кинестетический праксис
Праксис поз по зрительному образцу. И.: «Делай, как я».
Ребенку последовательно воспроизводят движения. Поочередно используются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.
А) Праксис поз по зрительному образцу. И.: «Делай, как я».
Слухоречевая память
В структуру рассказа включаются логические ряды- дни недели, месяцы, времена года.
Зрительная память
Дети воспроизводят последовательность картинок по памяти.
«Рефлексия»
Кинестетический праксис.
Перенос поз по кинестетическому образцу. И.: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке».
Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей — с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую).
Дыхательные упражнения- часть реализации здоровьесберегающих технологий.
Большое внимание я уделяю выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания.
Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.
Дыхательные упражнения всегда предшествуют другим заданиям. Основным является полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания; дыхательные упражнения всегда выполняются сначала лежа, потом сидя и наконец стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, одна его рука кладется на грудь, другая на живот для контроля за полнотой дыхательных движений.
Сочетание традиционные логопедических приёмов и методов работы и элементов нейропсихологического воздействия даёт стабильно положительные результаты. Обследовались социальный статус, слухоречевая память, зрительная память, лексикограмматический строй, состояние звукопроизношения. Социальный статус- по данным психолога. Данные на начало и конец года.
Список использованной литературы:
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста Учебное пособие / Под ред. Л С Цветковой — М, 2001
- К.Ю. Белая «Методическая деятельность в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»
ООО «ТЦ Сфера», 2015
- Егорова В. Расскажи стихи руками. М.: Север, 1992
- Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб. Корона – Век, 2007.
- 500 стихов - загадок для детей. М.: Творческий центр. 2008.
- Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика, абилитация и коррекция в детском возрасте — М, 2002
7) Коненкова И.Д. «Обследование речи дошкольников с ЗПР» 200
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ"
Актуальность, цели и задачи, план работы коррекционной работы с детьми ОВЗ дошкольного возраста....
Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ
Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ...
План самообразования "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"
План самообразования "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"...
«Применение нейропсихологических игр в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе автоматизации трудных звуков»
quot;Применение неропсихологическихигр в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе автоматизации трудных звуков"...
Методическая разработка Применение нейропсихологических упражнений в практике работы учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Нарушение речевого развития — одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Поскольку развитие речи непосредственно связано с п...
мастер - класс для воспитателей «Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
Одной из актуальных проблем современного образования остаётся проблема повышения эффективности коррекционно - образовательного процесса при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возм...
Аналитический отчёт по теме самообразования «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР» за 2022-2023 и 2023-2024 уч.гг.
По теме самообразования работала 2 года, после этого составила полный аналитический отчет всех проведенных мероприятий....