Конспект ООД по развитию связной речи "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект ООД "Зимующие птицы предназначен для детей старшей группы.Занятие  составлено в соответствии с ФГОС. Конспект по может в интересной форме обогатить словарный запас детей, научить образовывать разноприставочные глаголы, закрепить навыки словообразования и словоизменения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx39.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

Зимующие  птицы.

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Цели:

коррекционно - образователъные:

- закрепить знания детей о птицах, понятие «зимующие»;

- обогатить лексику синонимами  к словам стужа, корм, лететь;

- закреплять умение образовывать существительные множественного числа родительного падежа, существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

- закреплять умение образовывать разноприставочные глаголы;

коррекционно-развивающие:

- формировать понятие рода существительных в связи с числительными  один – одна и притяжательными местоимениями  мой – моя;

- формировать понимание  причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;

- развивать долговременную память;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей любовь к родному краю и эмоциональную отзывчивость на литературное произведение.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Методы и приёмы: игровой, сюрпризный момент; наглядный, практический, проблемные ситуации, словесный, поощрение, индивидуальный подход.  

Форма организации детей: подгрупповая, индивидуальная.

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, изменение статического положения.

Развивающая среда: предметные  картинки с изображением зимующих птиц, 2 картинки с изображением кормушки.

Ход образовательной деятельности.

1.Вступительная часть. Звенит колокольчиком: 

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,

Руку правую подали, руку левую пожали,

И друг друга мы обняли,

Отошли и поклонились.

- Давайте построим «Гору Дружбы», соединив наши руки (протягиваю свою руку, на неё кладёт руку ребёнок и т.д.)

- Посмотрите, какая высокая получилась Гора Дружбы, и какая крепкая наша дружба. С такими друзьями, как вы, любое дело по плечу, а это нам сегодня пригодится.

- Вы готовы заниматься?

Все готовы заниматься,

Будем очень мы стараться!

2. Мотивационно – ориентировочный этап.

 Снегирь: «Пролетая мимо вашего окна, я заметил на нем кормушку. И прилетел к вам, чтобы убедиться, что вы не только хотите помочь птицам, но и знаете, как это сделать. Я хочу дать вам несколько заданий, чтобы убедиться, что вы все знаете  о зимующих птицах».

3. Поисковый этап.

- Ребята, мы сможем помочь Снегирю убедиться, что он может быть спокоен за своих пернатых собратьев, зимующих рядом с людьми.

- Что же нужно рассказать, показать Снегирю, чтобы он был уверен, что мы сможем поддержать птиц в голодное и холодное время года?

4.Практический этап.

1.Беседа.

Логопед показывает картинки с изображением птиц и называет их.

       - Как можно назвать их одним словом?

       - Где живут птицы?

       - Чем питаются?

2.Рассматривание строения птиц, называние частей (туловище, голова, клюв,  

        хвост, ноги, крылья, коготки)

- Что у них общего, чем они отличаются друг от друга?

3.Дидактическая  игра  «Один – много».

    Воробей – воробьи           галка – галки               голубь – голуби

    Дятел – дятлы                синица – синицы          ворона – вороны

    Клест – клесты              снегирь – снегири

4.Физминутка с мячом. Игра «Назови  ласково».

  Воробей – воробушек         голубь – голубок          сова – совушка

  Синица – синичка                галка – галочка            снегирь – снегирек

5.Дидактическая  игра  «Веселый счет».

Один воробей     два воробья     три   воробья     четыре воробья     пять воробьев

Одна  сорока     две  сороки      три сороки         четыре сороки        пять сорок

6.Дидактическая  игра  «Кто как голос подает?»

   Ворона каркает                 голубь воркует             сорока стрекочет

  Воробей чирикает              синица свистит           сова ухает

7.Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»                                                                                  

Прилетайте, птички!       «Зовущие» движения пальцев.

Сала дам синичке.              4раза - «режущие» движения                   

                                              одной  ладони по другой.

Приготовлю крошки -         пальцы щепоткой – «крошим                 

                                               хлеб», тереть подушечки пальцев

Хлебушка немножко.           друг о друга.                                            

Эти крошки – голубям,        Вытянуть вперёд ладонь.

Эти крошки – воробьям.     Тереть ладонью о ладонь,                      

Галки да вороны,                   «катая из хлеба макароны».

Ешьте макароны!                                                                                  

8.Дидактическая  игра  «Найди место для своей птицы»

       На доске две кормушки. Нужно посадить птиц в кормушки. На первую кормушку птиц, о которых можно сказать « один,  мой», а на другую  - птиц, о которых можно сказать «одна, моя».

9.Дидактическая  игра  « К кормушке» - закрепление разноприставочных глаголов.

5. Рефлексионно-оценочный этап.

-  Как вы думаете, ребята, убедился ли Снегирь в том, что мы сможем поддержать его пернатых друзей, зимующих рядом с нами?

- Что же его убедило? Как вы думаете, что он теперь чувствует?

Выслушав ответы детей, педагог предлагает ребятам обратиться с подобным вопросом к Снегирю. 

Снегирь: Я очень рад, что встретил настоящих знатоков птиц, готовых о них позаботиться. Я подумал, ребята, что вы любите птиц потому, что они, как и вы, жизнерадостные, веселые, заботливые.

Конспект организованной образовательной деятельности

Составление рассказа «Кормушка» .

(по серии сюжетных картин).

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Цели:

коррекционно-образовательные:

- обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;

- учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям;

коррекционно-развивающие:

- уточнять знания детей о зимующих птицах;

- развивать умение грамматически правильно строить свое высказывание;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей заботливое отношение к тем, кто в этом нуждается.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Методы и приёмы: игровой, сюрпризный момент; наглядный, практический, проблемные ситуации, словесный, поощрение, индивидуальный подход.  

Форма организации детей: подгрупповая, индивидуальная.

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, изменение статического положения.

Развивающая среда: серия сюжетных картин «Кормушка», предметные картинки с изображением зимующих птиц.

Ход образовательной деятельности.

1. Вступительная часть.

- Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Что мы пожелаем сегодня Артемке, Арише, Диме ... (перечисляются все дети, вспоминая их вчерашние заслуги). 

- А что вы хотите пожелать мне?

- Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.

- Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло  солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Мотивационно – ориентировочный этап.

-  Ребята,  помните, к нам прилетал Снегирь, и мы рассказали ему все, что мы знаем о зимующих птицах. Сегодня он принес нам картинки, которые нашел в парке. Он  не знает, что с ними делать и просит нас о помощи.

3. Поисковый этап.

- Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Снегирю?  Что для этого нам нужно сделать?

- Правильно. Мы должны рассмотреть картинки и рассказать Снегирю, что с ними делать.

4.Практический этап.

  • Игра «Узнай по описанию»
  • Драчливый, веселый, удалой, шустрый (кто?) – воробей.
  • Желтогрудая, веселая, юркая, маленькая (кто?) – синичка.
  • Красногрудый, малоподвижный, ленивый (кто?) – снегирь.
  • Белобокая, длиннохвостая, болтливая (кто?) – сорока.
  • Красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев  - дятел.
  • Черная, с мощным клювом, глянцевыми перьями,  каркуша – ворона.

При правильном ответе выставляется соответствующая картинка.

  • Беседа.

    - Что общего у этих птиц?

    - Как им живется зимой?

    - Что нужно делать, чтобы птицы легче перенесли зиму?

    - Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как нужно помогать

       птицам  в зимнее время.

  • Составление рассказа.
  • Раскладывание картин серии «Кормушка» в нужной последовательности.
  • Рассматривание картинок.
  • Придумывание заголовка.
  • Беседа по картинкам:

- Почему дети решили сделать кормушку?

- Что им для этого понадобилось?

- Где дети повесили кормушку?

- Кто с радостью прилетал к кормушке?

- Как нужно заботиться о птицах зимой?

  • Описание событий, изображенных на первой, второй, третьей картинках.
  • Придумывание имен детям.
  • Физминутка.

             Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю снег.

С неба все скользят пушинки –

Серебристые снежинки.

Кружатся над головою

Каруселью снеговою.

На снегу-то, посмотри, -

С красной грудкой снегири.

  • Рассказы детей.
  • Игра «Сосчитай птиц у кормушки».

  Выставляется кормушка, к которой прилетает сначала воробей, затем синица, сороки и т.д. Дети пересчитывают от 1 до 10. В конце игры логопед говорит о том, что к кормушке прилетела ласточка. Дети должны отметить, что ласточка не может быть зимой у кормушки, т.к. это перелетная птица.

5. Рефлексионно-оценочный этап.

-  Как вы думаете, ребята, теперь Снегирь знает, что делать с этими картинками?

Снегирь: Я очень рад, что вы по этим картинкам составили интересный рассказ. Полечу в парк и расскажу ваш рассказ зимующим птицам и покажу им картинки.

Примерный рассказ, составленный детьми.

  Наступила суровая зима. Таня и Ваня вышли погулять в парк. На ветках деревьев сидели грустные синички, воробьи и снегири. Им было холодно и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам.

      И вот работа закипела: мальчик взял инструменты и строительный материал, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова, дети снова вернулись в парк.

     Таня подала Ване кормушку с кормом. Ваня повесил ее на дерево. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели их на своей кормушке.

Курорт “Сосулька”. Н. Сладков

Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:

— Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!

И слышит вдруг голос:

— Это смотря на какой зимовке, Сорока!

На какой, на какой — на обыкновенной!

Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка.

— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у вас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!

Но Свиристель не согласен:

— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.

И белая куропатка не согласна:

— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.

И белая Сова не согласна:

— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!

И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.

— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!

— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!

Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу.

Вопросы;

- Какие птицы прилетели в гости зимой на наш курорт «Сосулька»?

- О чем беседовала с ними Сорока?

- Чем понравились гостям наши края?

- Что понравилось Свиристели?  (Рябина).

- А что полюбилось Куропатке? (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться).

- Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается).

- А тебе что нравится у нас зимой?

Зимующие, кочующие и перелетные птицы.

С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой.     К зимующим птицам относятся воробьи, вороны, сороки, поползни, синички, снегири, щеглы, голуби, свиристели.    

     А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами. Для них наша средняя полоса как будто юг.

      Почему же мы снегирей, свиристелей называем таким странным словом «кочующие»? Кто такой кочевник? (Человек, который кочует, то есть перемещается с места на место со своей семьей, со всеми соседями из одного села и со своим стадом).  Вот и кочующие птицы тоже кочуют с одного места на другое. Ты уже догадался, как эти птицы подбирают себе место для кочевки? Какое место они выбирают? Главное для птичек – это еда. Найдут птицы место, где корма много, и задержатся на нем подольше. А как корм закончится – полетят дальше. А вот если еды достаточно, то они могут и не кочевать и жить на одном месте.

     Кочующие птицы прилетели к нам на зиму. А где же сейчас наши ласточки, стрижи, аисты, гуси, кукушки? Куда они делись? Правильно. Это птицы перелетные, они улетели в теплые страны, их зимой у нас не встретишь. И даже письмо нам прислали. Хочешь узнать, о чем они пишут? Вот какое письмо они послали Сороке – почтальону:

    «Здрасьте! Пишет Вам кукушка! Шлю Вам привет и свое ку-ку из жаркой Африки. У нас тут лето и жарко. Все цветет и зеленеет, бабочек-гусениц полным-полно. Так что сыты мы и довольны, чего и вам желаем! Многих наших птиц я повидала здесь – встретила и ласточек, и скворцов, и иволг, и соловьев. Всем им живется хорошо, но вот никому не удается на чужбине гнезд свить. А я уж что за любительница покуковать, а здесь ни гу-гу, то есть ни ку-ку, никому ничего не накуковала. Весной встретимся. Передаю привет от всех наших перелетных птиц. До свидания! Кукушка Ку-Ку».

   Почему же зимующие птицы не улетели от нас в теплые края, как это сделали перелетные птицы? (Что нужно и людям, и птицам чтобы выжить? Да, это еда. Что едят птицы, которые от нас улетели? Насекомых. Есть ли насекомые зимой? Куда они делись? Чтобы случилось с перелетными птицами, если бы они не улетели на юг? Они погибли бы от голода, потому что не нашли бы насекомых.) Оказывается, перелетным птицам нечего есть зимой, вот они и улетают в жаркие страны. А зимующие птицы питаются шишками, ягодами, семенами и могут даже зимой найти себе пропитание. Вот они и остаются с нами на зиму!

Как живут птицы зимой?

       Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки? (Звери – зайцы, лисы, волки) И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!

       Наверное, ты часто видел, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. (Попросите ребенка показать, как сидят нахохлившиеся птички на веточках) Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? Выслушайте предположения малыша, а потом уточните его представления. Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

       Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.

     А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Пусть малыш попробует показать, как она это делает. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

        Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся с дупле, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла. (Предложите малышам показать, как птички друг друга греют. Пусть прижмутся к Вам и друг к другу и погреются, скажут слова поддержки, похвалят друг друга и успокоят: «Не бойся, Чик-Чирик! Завтра мороза не будет! Завтра мы зернышек много найдем»)

      Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом.

     Отчего греет печка? Оттого что в ней дрова горят. Так и у птиц. Пища их греет как дрова греют печку. «Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом. Как ты думаешь, каким? (пусть малыш вспомнит, что делали птички, которых он видел на прогулке? Они искали корм или клевали его) Да, поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи по методике В.К. Воробьёвой. Лексическая тема "Перелётные птицы". Подготовительная группа

Конспект логопедического занятия по рассказу Н.И. Сладкова "Скворцы - знахари". Цели: развитие глагольной синонимии, формирование слоговой структуры слова, расширение представлений об окружающем мире ...

Конспект занятия по развитию связной речи "Помощь зимующим птицам"

Конспект занятия в старшей группе по обучению составления рассказа по картине "Помощь зимующим птицам"...

Конспект занятия по развитию связной речи в логопедической подготовительной к школе группе по теме: « Перелётные птицы» ( с использованием интерактивного оборудования « MIMIO» )

Обогащение словаря; развитие связной, диалогической, грамматически правильной речи дошкольников старшего возраста...

Картотека по развитию связной речи. Птицы и насекомые.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27860760","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Конспект занятия по развитию связной речи на тему «Перелётные птицы».

Конспект занятия по развитию связной речи на тему «Перелётные птицы» (с приложением)....

Конспект НОД по развитию связной речи "Как помочь птицам зимой"

Обучение связному, последовательномуизложению событий по серии сюжетных картин....