Детская студия "ЛюбоЗнайка".
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Творческая идея данного проекта состоит в раскрытии способов создания разнообразного событийно организованного пространства образовательной и самостоятельной деятельности ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи, основанной на текущих и перспективных детских интересах посредством культурных практик. Интеграция различных видов культурных практик в работе учителя-логопеда и воспитателя в условиях группы компенсирующей направленности позволяет познать новое экспериментальным, поисковым путём, открывает новые грани детской активности и возможности применения приобретённого практического опыта в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_proekta.docx | 43.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская студия «ЛюбоЗнайка»
1.Плаксюк Лариса Николаевна, воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, МБДОУ № 7 «Пингвиненок» г. Снежногорск Мурманской области, 8-952-296-61-83, электронная почта: larisa.plaxiuk@yandex.ru, РФ.
2.Шибаева Людмила Валентиновна, учитель-логопед, МБДОУ № 7 «Пингвиненок» г. Снежногорск Мурманской области, к.т.: 8 -921-668-48-28, электронная почта: shibaeva-ljuda@rambler.ru, РФ.
В основу работы детской студии положена идея формирования коммуникативных компетенций дошкольника с тяжёлыми нарушениями речи, активизация познавательной деятельности и развития творческой личности ребёнка через формирование стремления к познанию, самостоятельному поиску способов удовлетворения жажды знаний.
Цель: развитие коммуникативной компетенции и реализация творческого потенциала детей посредством организации поисковой деятельности интересующей информации.
Задачи:
- стимулировать речевую и познавательную активность дошкольника, самостоятельное проявление к поиску способов нахождения ответа на свой вопрос;
- развивать художественное восприятие (умение слушать литературные произведения), социально-коммуникативный опыт;
- создать условия для проведения поисковой (экспериментальной/ практической) деятельности;
- формировать умение планировать, анализировать свою деятельность (с помощью взрослого) и действовать в рамках определённого алгоритма;
- обучить этике (культуре) общения;
- способствовать творческому самовыражению дошкольников;
- расширять детский кругозор и углублять знания об окружающем мире.
Тип проекта: групповой, интегративный, долгосрочный, информационный (поисковый).
Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР I – III уровней), учитель-логопед, воспитатели, родители.
Направленность развития деятельности: коммуникативная.
Продолжительность: 2 года (старшая и подготовительная группа).
Итоговая работа: выпуск детской газеты «ЛюбоЗнайкины вести».
Ожидаемый результат:
Дети: рост мотивации к познанию, развитие коммуникативных компетенций, творческих способностей, формирование самостоятельности, умения использовать и распространить приобретённый опыт в практической деятельности и во взаимодействии со взрослыми, в коллективе, в социуме.
Педагоги: совершенствование и разнообразие форм организации непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности дошкольников (культурные практики), реализация личностно-ориентированного и развивающего подходов к обучению, стремление к саморазвитию.
Родители: формирование устойчивого интереса к чтению (индивидуальное и совместное с ребёнком) с целью узнавания нового и к исследовательской деятельности.
Возможные риски: нежелание ребёнка взаимодействовать со сверстниками, социумом (преодоление возможно через развитие навыков общения, создания условий для развития сотрудничества, повышение самооценки), отсутствие родительской заинтересованности (преодоление возможно с помощью просветительской работы: убеждение, разъяснение).
Организация работы детской студии «ЛюбоЗнайка»
Детская студия «ЛюбоЗнайка» работает в течение двух лет в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая и подготовительная). Один-два раза в месяц для дошкольников создаются условия, в которых они формулируют вопрос, ответ на который будут находить посредством поисковой деятельности. Впоследствии дети самостоятельно формулируют вопрос и организуют информационный поиск.
Возникновение вопроса (в том числе проблемного) может быть спонтанным (во время проведения занятия, прогулки и т.д.), спровоцированным, организованным педагогом, ребёнком или родителем.
Вопросы могут быть самыми разнообразными: «В каких сказках встречается яблоко? Где можно встретить «волшебные» деревья? Можно ли жить в рукавичке? Молоко – друг или враг? Кто такие журналисты?» и др..
После постановки вопроса организуется поисковая деятельность, которая включает в себя:
1.Планирование поисковой деятельности: проговаривание всевозможных вариантов организации поисковой деятельности для нахождения ответа на поставленный вопрос.
2.Организация творческих командировок (нахождение ответа на вопрос методом опрашивания детей, взрослых ДОО и ближайшего социума).
3.Организация интервью (диалог с реальными и сказочными персонажами).
4.Нахождение доказательств (проверка полученных сведений) с включением:
- экспериментальной/практической деятельности (практикумы, опыты/
эксперименты, конкурсы, решение проблемных вопросов);
- работы с книгой (рассматривание иллюстраций, чтение);
- знакомства с работами художников, слушания музыки и т.д.;
5.Рефлексия:
- творческий отчёт о полученных знаниях;
- проведение викторин, подвижных игр, конкурсов на заданную тему;
- инсценирование интересных моментов из художественного
произведения и др.;
- распространение полученных знаний.
Творческим результатом проведённой работы является выпуск детской газеты «ЛюбоЗнайкины вести» с размещением в ДОО, социальных сетях (с рубриками «А мы знаем», «Это интересно», «У нас в гостях», «Встреча с интересными людьми», «Я умею», «Сочиняем синквейны» и др.).
Чтобы ребёнок мог стать активным участником поисковой деятельности в старшей группе организуется множество культурных практик с девизом «Хочешь узнать – спроси!».
Данная культурная практика организуется, если ребёнок не знает название какого-либо предмета или явления. Тогда педагог не называет изображённый объект сам, а подводит детей к тому, что дошкольник сам может найти ответ.
С детьми ведётся обсуждение сложившейся ситуации: «Что делать, если не знаешь, как называется данный предмет?» и вырабатывается определённый алгоритм действий.
Алгоритм или цепочка последовательных действий при формировании умения задавать вопросы с целью получения информации
1.Если не знаешь, как называется предмет, нужно узнать.
2.Что делать, как решить данную проблему. Какой способ, вариант мне подходит? (Задать вопрос.)
3.У кого можно узнать, спросить. (Ребёнок, педагог, постепенно круг расширяем: специалист, окружающие взрослые ДОО.)
4.Как буду спрашивать? (Правила, этикет.)
5.Узнал ответ, поделюсь с товарищем.
6.Я узнал, как получилось узнать.
Важно давать дошкольнику возможность делать всё самостоятельно. Часто ребёнок бежит спрашивать, забыв обсудить вопрос или взять картинку с изображённым предметом, педагог его не останавливает: «Ты не знаешь вопроса. О чём ты будешь спрашивать?» Пусть ребёнок попытается сам решить проблему. Если не получится, вернётся, и вы совместно обсудите, почему не получилось и начнёте вырабатывать алгоритм действий с самого начала. Педагог останавливает себя в желании спросить за ребёнка, сделать быстро.
Культурные практики с девизом «Как играть?» – это способ разрешения возникшей проблемы и продуктивного взаимодействия с ровесниками, когда необходимо научиться самому и научить друга играть в игру. Данная культурная практика организуется, когда возникает необходимость в создании алгоритма определённых манипуляций с новым предметом.
Педагог создаёт ситуацию, в которой ребёнок, взаимодействуя с другими детьми, создает продукт (правила игры, игру) и делится им с друзьями (учит товарищей играть и играет вместе).
С детьми вырабатывается определённый алгоритм практических действий.
1.Что можно делать с данным предметом (объектом)?
Данный объект может находиться в группе на видном месте до тех пор, пока дети сами не обратят на него внимание. Инициативу должны проявить дети, а не педагог.
2.Как играть? (Создание правил игры.)
Важно проговаривать и практически опробовать все предлагаемые детские варианты. Часто дети проговаривают только часть задания. Например, при проговаривании правил игры с кубиком, на гранях которого изображены схемы предлогов, первое, что говорят дети, нужно бросить кубик. Выполняем предложенное действие – бросаем кубик – и ничего больше не происходит. Что нужно сделать дальше? Бросить кубик, назвать схему предлога. Вся игра? Составляется цепочка практических последовательных действий: бросить кубик, назвать схему, составить предложение, передать кубик товарищу, игра повторяется снова, а закончится, когда все дети в группе бросят по одному разу кубик.
3.Кому можем предложить данную игру? (Детям из соседней группы, идём, объясняем правила и оставляем кубик, просим вернуть, когда наиграются дети).
Перспективный план реализации проекта представлен в Приложении 1.
Итог работы детской студии «ЛюбоЗнайка» - это сформированные коммуникативные компетенции, приобретённые знания об изучаемом объекте в процессе разнообразной деятельности со взрослыми, в коллективе сверстников, в социуме; развитие самостоятельности при нахождении ответа на поставленный вопрос и познавательной активности.
Результативность работы показал мини-тест, проведённый с детьми подготовительной группы. Каждый ребёнок получил напечатанное задание (индивидуальные, микрогрупповые). Пример индивидуальных заданий: «Узнай, что у нас сегодня на обед» (ребёнок прочитал меню и рассказал товарищам), «Как зовут писателя Успенского?» (вопрос был педагогу группы), «Будет ли у нас сегодня физкультурное занятие? (обращение с вопросом к заведующей), «Почему кит ест мелких рыбок?» (была найдена нужная книга, прочитана, рассказана детям). Пример заданий для микрогрупп: «Узнай, как можно больше о флористе» (дети объединились в микрогруппы, составили план вопросов, опросили работников ДОО, ответы зарисовали в схему), «Может ли насекомое быть архитектором? Какое насекомое можно назвать архитектором?» (дети из словаря узнали, кто такой «архитектор», разделились на пары: одна пара читала энциклопедию о насекомых, другая – отправилась опрашивать взрослых, поделились знаниями со всей группой).
Данный тест показал 100% результативность: все дети нашли ответ на вопрос и рассказали об этом сверстникам.
Таким образом, можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик, позволяющих сформировать коммуникативные компетенции у дошкольников как важнейшую предпосылку благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Проект стал мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольников, педагогов, родителей в группе.
Материалы данного проекта будут полезны для работы воспитателей и специалистов групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Литература:
1.Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М., 2003.
2.Груздова Е.В. Научно-педагогические основы развития игровой позиции воспитателя: Автореф. дис.... канд. пед наук. Архангельск, 2001.
3.Крылова Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. М., 2007. С. 79-102. (Новые ценности образования. Вып. 3 (33).
4.Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132-138.
5.Лыкова И.А., Протасова, Е.Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки // Научно-методический журнал «Детский сад: теория и практика». 2015. № 5. С. 6–18.
Приложение 1
Содержание деятельности детской студии «ЛюбоЗнайка» старшая группа | |||||||
Информационный поиск (первая неделя) | Проверка полученной информации (работа с книгой) (2-4 неделя) | Экспериментальная деятельность с изучаемым объектом (5-6неделя) | Практическая деятельность с изучаемым объектом (7-8 неделя) | ||||
октябрь - ноябрь Проблемный вопрос: «В каких сказках встречается яблоко?» | |||||||
информации: спрашиваем у сотрудников, детей, родителей ДОО.
полученной информации.
действий. |
художественных произведений (Примерный перечень: «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Молодильные яблоки», А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; В. Сутеев «Мешок яблок», Т. Понаморёва «Хитрое яблоко»).
изучаемого объекта: какими характеристиками наделён. |
деятельность «Может ли яблочко катиться по блюдечку?»
«Обладает ли яблоко «молодильными» свойствами? Можно ли отравиться, съев яблоко?»
тонет яблоко или не тонет». |
«яблочными натюрмортами» русских художников.
Составление натюрморта с использованием яблока.
викторины «Что знают дети о сказочном яблоке». | ||||
декабрь – январь Проблемный вопрос: «Где можно ли встретить «волшебные» деревья?» | |||||||
информации: спрашиваем у сотрудников, детей, родителей ДОО.
полученной информации.
действий. |
художественных произведений.
изучаемого объекта: какими характеристиками наделён и почему его используют в сказке. |
деятельность «Где нужно дерево? Что делают из дерева? Необычные предметы из дерева»
«Встречаются ли волшебные деревья в природе?»
«Свойства дерева». |
представление презентации своим сверстникам «Самое необычное дерево».
три, четыре, пять – иду дерево искать!»
картинная галерея «Знакомство с художником Шишкиным». | ||||
февраль - март Проблемный вопрос: «Сказочный дом. Можно ли жить в рукавичке?» | |||||||
информации: спрашиваем у сотрудников, детей, родителей ДОО.
полученной информации.
действий. |
художественных произведений (Примерный перечень: «Кот в сапогах», «Три поросёнка», «Рукавичка», «Пряничный домик», «Снежная королева»).
изучаемого объекта: какими характеристиками наделён, может ли дом рассказать о своём хозяине, можно ли по внешнему виду дома догадаться, кто в нём живёт. |
деятельность «Сказочный городок».
«Какие домики создает природа?», «В каком доме можно жить?» (ледяной, пряничный, бумажный, каменный)
холодный, но почему в снежном доме тепло», «Свойства льда». |
представление презентации своим сверстникам «Что такое архитектура? Сказочная архитектура».
«Рукавичка».
конкурса «Лучший знаток сказочных домиков». | ||||
апрель - май Проблемный вопрос: «Можем ли мы найти сказочный свет» (свет, огонь, свеча, лампа, костер) | |||||||
информации: спрашиваем у сотрудников, детей, родителей ДОО.
полученной информации.
действий. |
художественных произведений (Примерный перечень: «Сказка о маленьком огоньке», «Змей Горыныч», «Крылатый, мохнатый и масляный» и др., С. Маршак «Кошкин дом», К Чуковский «Путаница», Л. Толстой «Приключения Буратино»).
изучаемого объекта: какими характеристиками наделён, дать детям представление о пользе и вреде огня; чего огонь боится, а чего - нет; от чего могут возникать пожары; как следует обращаться с огнём. |
деятельность «Сказочный городок».
«В каких сказках огонь приносит добро, в каких - беду», «Огонь – это тепло и свет», «Можно ли достать с неба кусочек раскаленного солнца».
|
«Я – солнце. Я – добрый огонь. Я – злой огонь и т.д.».
Сказка «Волк и семеро козлят» (пожарная безопасность) для детей средней группы.
викторины «Чудесный огонёк». | ||||
Содержание деятельности детской студии «ЛюбоЗнайка» подготовительная группа | |||||||
Целевые ориентиры | |||||||
экспериментальной/ практической деятельности | творческих командировок | метода интервьюирования | детской странички «Любознайкины вести» | ||||
«Кто такие журналисты?» Цель: знакомство с профессией журналиста, расширение коммуникативных возможностей детей. | |||||||
Практикум «Учимся представляться. Будем знакомы». Обучение основным приёмам работы с фотоаппаратом. | Творческая командировка в МБДОУ №9 «Березка» к юным журналистам. Нахождение ответа на вопрос у сотрудников ДОУ: «Какого цвета осень?» | Словарная работа «Что такое «интервью?» Ролевая игра «Журналист берёт интервью» (положительные и отрицательные стороны личности журналиста с анализом ситуации). | - Рубрика «А мы знаем»: Кто такие журналисты? - Рубрика «Это интересно»: Какого цвета осень? | ||||
«Какую воду мы пьём?» Цель: исследование свойств воды, знакомство с круговоротом воды в природе, развитие коммуникативных навыков у детей. | |||||||
Видеосказка «Путешествие капельки». Опыты: «Ходит капелька по кругу», «Как можно очистить воду?». Практическая деятельность «Выращивание кристаллов соли». | Творческая командировка в медицинский кабинет, на кухню детского сада, в старшую логопедическую группу: ситуация общения «Вода – источник жизни. Откуда берётся вода?». | Интервью с медсестрой: «Можно ли пить воду из-под крана?». Интервью с поваром: «Какую воду мы пьём в детском саду?» | - Рубрика «А мы знаем»: Как можно очистить воду? - Рубрика «Это интересно»: «Откуда берётся вода», «Какая бывает вода?». | ||||
«Этот дед Мороз настоящий?» Цель: совершенствование коммуникативных возможностей и успешного взаимодействия детей друг с другом. | |||||||
Эксперимент «Почему Дед Мороз в шубе не тает?» Практикум «Как стать Дедом Морозом». | Творческая командировка к детям старших и подготовительной групп «Как готовятся дети к Новому году?» Нахождение ответа на вопрос: «Откуда приходит Дед Мороз?» | Интервью у Деда Мороза: Чем Вы занимаетесь? Где живёте? Всем ли детям Вы принесли подарки? Сколько Дедов Морозов существует на земле? Почему Деды Морозы разные? Что Вы получили в подарок на свой день рождения? (18 ноября) | - Рубрика «У нас гости»: интервью с Дедом Морозом. - Рубрика «Ура! Скоро праздник!»: Как мы готовимся к встрече Деда Мороза. - Рубрика «Фото на память»: Я – Дед Мороз. | ||||
«Что такое бумага или как появилась бумага?» Цель: исследование бумаги (история происхождения и свойства бумаги), распространение знаний среди дошкольников. | |||||||
Опыты «Бумажные цветы на воде», «Непромокаемая бумага». | Нахождение ответа на вопрос: «Что вы знаете о бумаге? Бывает ли бумага стеклянной, ледяной, деревянной?». Творческая командировка к детям подготовительной группы: «По секрету - всему свету»: рассказ о свойствах бумаги с использованием презентации; проведение опыта. | Интервью у детей подготовительной группы и сотрудников детского сада: «На чём писали люди в древнем мире?», «Для чего нужна бумага?», «На чём писали письма до изобретения бумаги?». | - Рубрика «Это интересно»: Занимательные факты про бумагу. - Рубрика «Я умею»: Как я проводил опыты. | ||||
«Какая бутылка лучше: стеклянная или пластмассовая?» Цель: исследование свойств изучаемых предметов и распространение знаний среди дошкольников. | |||||||
Практикум «Изучение свойств пластиковой и стеклянной бутылок». Ситуация общения «Экологические проблемы, связанные с пластиковыми бутылками». Конкурс творческих работ детей и родителей «Вторая жизнь пластиковой бутылки». | Проведение экскурсии для детей ДОУ «Вторая жизнь пластиковой бутылки». Нахождение ответа на вопрос: «Как можно использовать пластиковую бутылку?». | Интервью у родителей: Какие бутылки есть у вас дома? Какими бутылками удобнее (безопаснее) пользоваться? Во что можно превратить стеклянную бутылку? | - Рубрика «Это интересно»: «Интересные факт из жизни пластиковой бутылки». - Рубрика «Вторая жизнь»: фотоотчёт о вторичном использовании стеклянных и пластиковых бутылок. | ||||
«Молоко – друг или враг?» Цель: знакомство со свойствами молока, совершенствование коммуникативного взаимодействия. | |||||||
Проблемный вопрос «Пить или не пить?» Опыты: «Невидимые чернила», «Радуга на молоке», «Превращение молока в кефир». | Творческая командировка в кладовую детского сада. Нахождение ответа на вопрос «Как попадает молоко в детский сад?» | Интервью у медсестры: «Полезные свойства молока». Интервью у повара: «Молочные продукты. Как они получаются?». | - Рубрика «Это интересно»: «Сколько пользы в стакане молока». - Рубрика «А мы знаем»: «Горячая десятка вкусных молочных блюд». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)
Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обоснованную причину, которые просто-напросто вами н...
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...
Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»
В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....