Методическая разработка: "Игра с крупами, как средство развития речи и внимания у детей в младшей и ясельной группах".
методическая разработка по психологии (младшая группа)
Методическая разработка: "Игры с крупами в младшей и ясельной группах.
Разработала: Арефьева Ю.В.
педагог-психолог ГБДОУ №13, Курортного района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка.
В последнее время, частота случаев поступления в ДОУ неговорящих детей возросла до критических отметок. В младших группах процесс развития речи так же стал замедляться. Можно говорить о снижении уровня речевого развития дошкольников. Сегодня эта проблема является актуальной.
Крупы - это нетрадиционный материал для развития речи и внимательности ребенка. Многие родители не знают - чем раньше они начнуть играть с ребенком с помощью круп, тем раньше они услышат его первое слово.
Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности с помощью игр из круп, влияет на развитие речи в головном мозге ребенка.
Нельзя обойти стороной увеличение детей с проблемами саморегуляции, в том числе с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности, легко отвлекается, не может до конца закончить поставленную задачу, плохо организован. Дефицит внимания порождает эмоциональную неустойчивость, импульсивность. Благотворное воздействие игр с крупами на детей, помогут скорректировать имеющиеся проблемы с речью, дефицитом внимания, положительно сказывается на поведении. Детям обычно очень интересны различные крупы, как игровой материал. Чем разнообразнее выбор круп, тем интереснее. Таким образом можно с интересом и с пользой проводить время с ребенком.
Название игры: "Пересыпь-ка, рассыпь - собери!"
Цель:
-знакомство детей с крупами. Учить пересыпать крупы из одной емкости в другую и обратно;
-научить детей работать с крупой;
-развивать умение работать в коллективе;
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-развивать внимательность и усидчивость;
Материриал: крупы: гречка, фасоль ( белая и красная), чечевица, горох, пластиковые тарелочки. Дополнительно: крупные макаронные изделия
Ход игры: 1 часть
Показать детям емкости с крупой, озвучить название каждой крупы, дать детям в руки по одной баночке с крупой.
- Ребята, это гречка, фасоль: красная и белая, чечевица, горох. Посмотрите какие у нас крупы.
В руки детям дается два пустых, прозрачных контейнера. Каждому ребенку в один контейнер насыпается немного крупы.
Педагог-психолог демонстрирует детям пересыпание крупы из одной емкости в другую и приговаривает:
Мышки мышки где гуляли?
Крупу на поле собирали
Поработали чуть-чуть
Раз и два, раз и два, раз и два(сопровождаем пересыпание круп из одной емкости в другую)
И снова в путь! (повторяем несколькот раз)
Проделываем упражнение не менее чем с двумя крупами на выбор.
2 часть
Предлагаем детям пересыпать крупу в пластивые тарелочки поставленные перед ними.
Сначала демонстрируем детям как это делается, затем дети пробуют выполнить это задание самостоятельно. После того, как дети пересыпали крупу в тарелочки, педагог-психолог дает детям задание собрать руками крупу в свою емкость, откуда они ее пересыпали. Педагог-психолог показывает детям как собирать крупу руками, настраивая их на аккуратность выполнения задания. Задание выполняется с тремя видами круп. Если ребенку сложно собрать крупу или делает это слишком медленно, то можно предложить проделать то же самое с крупными макаронными изделиями.
3 часть
Найди игрушку в крупе
Педагог-психолог прячет маленькую игрушку в большой емкости для крупы, демонстрируя детям каким образом ее можно найти.
-"Петя, смотри у меня в руке маленькая мышка! Сейчас я ее спрячу, а ты найди ее".
-"Ребята смотрите, у меня в руке маленькая мышка. Сейчас я спрячу ее в крупе, а вы найдете мышку!" (если в группе не более 3-х детей)
Если в группе более трех человек, то игрушку нужно прятать индивидуально для каждого ребенка. Если в группе не более трех человек, то дети должны искать ее совместно. Педагог-психолог поощряет нахождение игрушки каждого ребенка (хлопанье в ладоши, похвалой, -"Молодец Петя, ты нашел игрушку!".
Название игры: "Сортировка круп"
Цель:
-развивать тактильное восприятие;
-формировать умение узнавать виды круп и других маленьких предметов;
-развивать трудолюбие, внимательность, усидчивость.
Материалы: фасоль, красная и белая, крупные макароны, большие пуговицы, мягкая игрушка - мышь.
Ход игры:
Ребята к нам в гости пришла мышь. (Показывает мышь детям)
Мышь: "Здравствуйте ребята!"
-"Здравствуй мышь!"
-"Ребята я наводила порядок у себя в норке и случайно перемешала фасоль, пуговицы и макароны! (указывает на емкость с крупами). У меня уже глазки старенькие я плохо вижу, помогите мне пожалуйста перебрать крупу!"
-"Ребята поможем мышке?"
Перед детьми ставится большая емкость с перемешанной фасолью (красной и белой), макаронами, пуговицами и пустые емкости для сортировки. Педагог-психолог начинает первым сортировать крупы, показывая детям, как ложит в каждую емкость по одной разновидности предмета и крупы. Дальше дети пытаются выполнить задание самостоятельно. Мышка комментирует деятельность детей.
-"Урааа! Спасибо, что помогли мне все разложить! Спасибо!"
-"Ну все ребятки, мне пора в норку, доделывать свои дела!"
-"Вы очень внимательные дети!"
-"До свидания!"
-До свидания мышка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей 1 младшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.
Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и под ростков АПН установили, что уровень развития ...
Собственная методическая разработка на тему: "Изонить,как средство развития речи и моторики у детей дошкольного возраста"
Достоинство изонити в том, что выполняется она довольно быстро; придумать можно много интересных картинок. На занятиях по изонити, работая над развитием зрительно-моторной координации, а в частно...
Буклет "Малые формы фольклора, как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы"
Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно – гигиенических навыков опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды и культуры поведения, которые впоследствии б...
Методическая разработка «Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников»
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»Д. Родари....
Методическая разработка - Проект "Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей"
Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....
Развитие мелкой моторики (игры с крупами), как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Развитие мелкой моторики в раннем возрасте является одной из первостепенных задач. В этом смысле отличным игровым материалом могут стать крупы. Чем полезны игры с крупами?Игры с сыпучими материалами п...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель занятий: Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста через интересные и педагогически обоснованные игры.Задачи: Способствовать формированию активной речи у детей.Расширять словарный зап...