Логопедический проект: "Делим слова на слоги"
проект по логопедии (подготовительная группа)

Анциферова Анна Петровна

Цель проекта:

- Научить детей делить слова на слоги, определять последовательность звучания слогов в слове, определять количество слогов, определять ударный слог.

- Научить детей определять количество слогов в соответствии с количеством гласных в слове.

-  Научить детей составлять слова из заданного количества слогов, подбирать слова с определенным слогом.

- Развивать фонематический слух.

- Развивать навык звукового анализа и синтеза слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delim_slova_na_slogi.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Баунтовского района - детский сад "Жемчужинка" общеразвивающего вида

с приоритетным направлением

здоровьесбережение

Логопедический проект:

"Делим слова на слоги"

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:

Анциферова А.П.

с.Багдарин

2020г.

Слоговый анализ – важный этап ознакомления ребенка со звуковой стороной слова. Навык слогового анализа является одним из необходимых факторов для успешного преодоления дисграфии, а также освоения грамотного письма и чтения у учащихся начальной школы. Чтобы правильно передать на письме звуковой состав слова (без пропусков и перестановки букв), прежде всего надо разделить слово на слоги.

Проект «Делим слова на слоги» направлен на создание оптимальных условий для организации последовательной и систематической работы в этом направлении.

Цель проекта:

- Научить детей делить слова на слоги, определять последовательность звучания слогов в слове, определять количество слогов, определять ударный слог.

- Научить детей определять количество слогов в соответствии с количеством гласных в слове.

-  Научить детей составлять слова из заданного количества слогов, подбирать слова с определенным слогом.

- Развивать фонематический слух.

- Развивать навык звукового анализа и синтеза слов.

Продолжительность проекта: 1 месяц (октябрь 2020г).

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, родители, дети логопедической подготовительной группы.

Предполагаемые результаты: Дети освоят основной способ деления слов на слоги – с ориентировкой на количество гласных. Научатся манипулировать слогом как структурной единицей. У детей разовьется фонематический слух, улучшится способность к звуковому анализу и синтезу слов.

Этапы реализации.

I. Подготовительный этап

-  Определение целей и задач проектной деятельности.

-  Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.

-  Проведение диагностирования детей, на определение актуальности проекта.

-  Создание наглядно-дидактического материала.

-  Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр.

 - Составление плана основного этапа

II. Основной этап

 Работа с детьми: 

- Игры, направленные на развитие чувства ритма («Делай как я», «Умелые ручки»).

- Игры на развитие речевого слуха (Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Кто внимательный», «Принеси игрушки», «Слушай и выполняй», «Хлопки», «Лото», «Запомни слова» и др.)

- Знакомство с понятиями «слово», «слог», «звук».

- Упражнения с гласными звуками.

- Упражнения со слогами.

- Игры на развитие фонематического слуха («Поймай звук», «Подбери картинку», «Кто больше слов придумает», «Будь внимателен и др.).

- Ежедневное включение в коррекционную работу упражнений: «Прохлопай слово», «Прошагай слово, чистоговорку», «Пропрыгай слово», «Слово на слоги дели – бусы собери».

- Изготовление и использование в работе с детьми дидактических игр и пособий:  «Поезд», «Слоговые домики», «Собери цветы в вазу».

- Игры с мячом («Мяч передавай – слово называй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги», «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»).

 Работа с родителями: 

- Консультация для родителей « Усвоение слогового состава слова детьми».

- Консультация для родителей «Фонематический слух – основа речи».

III. Заключительный этап.

- Диагностика речевого развития детей.

- Подведение итогов реализации проекта на родительском собрании.

Достигнутые результаты:

Работа в рамках проекта проводилась последовательно и систематически. Цель работы достигнута. Задачи намеченные для достижения цели решены.

У детей сформировались четкие представления о языковых единицах – «слово», «слог», «звук». Большинство детей научились воспроизводить слова различной слоговой структуры, овладели навыками элементарного слогового анализа.

 Работа проводилась последовательно. Первоначально в коррекционную работу включались упражнения, направленные на развитие чувства ритма, что явилось стимуляцией восприятия ритмической структуры слова. Проводились игры на развитие слухового внимания, они вызывали большой интерес у детей. Большинство детей научились справляться с заданиями, направленными на развитие речевого слуха. Постепенно воспитанники освоили упражнения с гласными звуками, затем со слогами и со словами. Интенсивное использование упражнений «Прохлопай слово», «Прошагай слово, чистоговорку», «Пропрыгай слово», «Слово на слоги дели – бусы собери» благотворно влияло на формирование слоговой структуры слова.

Были подобраны и широко использовались в работе дидактические игры «Пирамида», «Поезд», «Слоговые домики», «Собери цветы в вазу».

Работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика в конце изучения блока деления слов на слоги, показала, что 84% детей группы хорошо усвоили изучаемые понятия, а также выявлена положительная динамика в речевом развитии детей.

      Такая целенаправленная, комплексная работа взаимодействия воспитателей, логопеда и родителей с использованием игровой деятельности помогает детям логопедических групп в устранении имеющихся у них трудностей при усвоении грамоты. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяло ненавязчиво, опосредованно делить слова на слоги. Использование игровой деятельности на этапах обучения грамоте, закрепления полученных навыков на коррекционном часе воспитателя, дома при выполнении рекомендаций логопеда помогло успешно детям усвоить основы грамоты в детском саду.


  Список использованной литературы:

1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.
6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

Логопедическая презентация на тему: "Звук, слог, слово".

Первое знакомство и закрепление представлений о звуке, слоге, слове......

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации в слогах и словах звука Ш

«Звук [Ш]» — конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации в слогах и словах...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Звук Р в слогах и словах

Тема: Звук [Р]Цель: Автоматизация звука [Р] в словах, в слогахЗадачи:1. Закреплять правильное произношение звука в слогах, в словах.2. Развивать навык фонематического анализа.3. Закрепление ...

1) Разбор слова на слоги. 2) Составляли слова из слогов (работа в парах)

1 Занятие. Разбор слов на слоги. Определение количества слогов в слове. 2 Занятие. Работа в парах, составить как можно больше слов, из представленных слогов....