Использование нейропсихологических игр и упражнений на занятиях учителя-логопеда
статья по логопедии
Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и упражнениями, наиболее интересными, на мой взгляд, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolz._neyropsihologicheskih_igr_na_zan._logopeda.docx | 782.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование нейропсихологических игр и упражнений с детьми ОВЗ
на коррекционных занятиях учителя-логопеда»
(подготовила учитель-логопед Куненкова Инна Ивановна
МБДОУ №1 «Сибирячок»).
В настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми. Их эффективность доказана наукой и практикой в решение задач преодоления отставаний в психическом развитии, профилактики и преодолении возникающих трудностей в обучении детей дошкольного возраста. Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и упражнениями, наиболее интересными, на мой взгляд, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
Игры на развитие межполушарного взаимодействия, которые доступны даже детям младшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития. Целесообразно использовать такие игры в начале каждого занятия, так как они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребёнка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии. Задачи игр – это развитие межполушарного взаимодействия, концентрации внимания, зрительно – моторной координацию.
Игра «Накорми куклу Тату».
Инструкция логопеда: «Тата хочет кушать, давай еѐ накормим. Посмотри (показ действия) Теперь ты!» (при необходимости использовать приём «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Важно не просыпать мимо и выполнить до конца! Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.
Игра «Напои птичку» (переливание воды, с помощью спринцовки (35 – 50 мл.) из одной мисочки в другую.
Инструкция логопеда: «Птичка хочет пить, давай нальем ей воды в мисочку. Посмотри (показ действия). Сожми грушу, наклони и отпусти, подержи – смотри груша «толстеет»- в неё набирается вода! А теперь в другую мисочку, нажимай, выливай! Теперь ты!» (при необходимости использовать приём «рука в руке, далее содействовать самостоятельному выполнению). «Нужна помощь? Хочешь еще?» (Важно не пролить мимо и выполнить до конца! Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.)
На подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми старшего возраста использую следующие игры и упражнения:
Игра «Попробуй, повтори» (ребёнок должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке) способствует стимуляции развития нервной системы, образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.
Нейропсихологические карточки использую так же для автоматизации и дифференциации звуков (на каждый звук определённая поза пальцев, например: коза, колечко).
Игра «Веселые карандаши» (при выполнении упражнения группой детей можно провести соревнование на самого быстрого и ловкого).
Инструкция: на стол выкладывается 5–10 карандашей, собираем карандаши в кулак правой рукой, левой рукой, обеими одновременно, затем по одному выкладываем карандаши на стол: правой рукой, левой рукой, обеими руками одновременно.
Игра «Игра топ, хлоп нос».
Инструкция логопеда: «Давай проведем разминку? Манго – топ, киви – хлоп, банан – покажи нос» (показывает картинки, дети выполняют соответствующие движения).
Игра «Молчу, шепчу, кричу»
Инструкция: показываем ребёнку карточки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать, где ребёнок должен реагировать соответствующим образом. Подобные нейропсихологические игры развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.
Упражнения образовательной кинезиологии: «Кулак». «Ребро». «Ладонь», «Колечко», «Ухо—нос», «Лезгинка», «Змейка», «Зеркальное рисование».
Одним из направлений работы по развитию интегрированного межполушарного взаимодействия, представляют собой графические задания, построенные на основе активизации визуального (зрительного) и тонкомоторного взаимодействия. С этой целью на занятиях использую дидактические пособия (тетради, прописи) Т.П. Трясоруковой; «Нейропрописи: Развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков» И.И. Праведниковой, Поэтапное выполнение заданий правой, левой рукой, двумя руками одновременно обеспечивает включенность в работу обоих полушарий головного мозга. Благодаря этому формируются межполушарные связи, улучшается взаимодействие и синхронизация работы правого и левого полушарий.
Пособие Г.М. Зегебарт «Волшебные обводилки» Комплекс упражнений направлен в первую очередь на формирование и развитие графомоторных навыков (плавности, ритмичности и точности выполнения движений; освоение оптимального способа удержания и нажима карандаша и т.п.), координации движений, синхронизацию работы глаз и рук.
Лабиринт «Межполушарные доски». Играя в лабиринт обоими руками ребенок развивает взаимодействие и синхронизацию работы левого и правого полушарий мозга. Игра влияет на мозолистое тело мозга, в результате развивается координация движения рук, мелкая моторика, восприятие, долгосрочная память, улучшается процесс чтения и письма.
На коррекционных занятиях использую метод «Биоэнергопластика» соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве. Логопед следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками педагог продолжает давать четкий образец движения. Упражнения выполняются детьми в достаточно быстром темпе, что требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь. Этот метод позволяет повысить результативность занятий и позволяет сократить период автоматизации поставленных звуков. Таким образом, использование нейропсихологических игр и упражнений на коррекционных занятиях способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность получить стабильный положительный результат.
Игра «Накорми куклу Тату» | Игра «Попробуй, повтори» |
Игра «Игра топ, хлоп нос» | Упражнение «Прошагай пальчиками» |
Упражнение «Выбери цвет» | Лабиринт «Межполушарные доски» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование коррекционно-логопедических электронных программ на занятиях учителя - логопеда.
В статье рассказывается о целесообразности и принципах использования на занятиях коррекционно-логопедических электронных программ "Игры для тигры" и "Учимся говорить правильно"....
Использование нейропсихологических приемов и методов в работе учителя-логопеда ДОУ
В данной разработке описываются нейропсихологические методы и приемы успешно применяемые в работе учителя-логопеда....
Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя- логопеда
Для чего нужны нейропсихологические игры. Подборка игр и рекомендации...
Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...
Выступление на районном онлайн - семинаре по теме: «Использование нейропсихологических методов и приемов в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
laquo;Использование нейропсихологических методов и приемов в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...
Разработка и использование системы учебно-тренировочных упражнений на занятиях учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с ОНР в разделе «подготовка к обучению грамоте» на основе сервисной программы «конструктор урока»
Программно-методический комплекс «Учимся с Логошей» Автор Виктор Иванович Варченко, представляют собой компьютерную технологию, направленную на практическое закрепление, знаний, и навыков ...
Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ
Обучая детей со сложным дефектом невозможно опираться на методики и технологии одной научной области. Необходимо обобщение опыта различных специалистов, либо освоение мультимодальных профессий. Н...