Разработка и использование системы учебно-тренировочных упражнений на занятиях учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с ОНР в разделе «подготовка к обучению грамоте» на основе сервисной программы «конструктор урока»
компьютерная программа по логопедии (подготовительная группа)
Программно-методический комплекс «Учимся с Логошей» Автор Виктор Иванович Варченко, представляют собой компьютерную технологию, направленную на практическое закрепление, знаний, и навыков полученных в ходе образовательной деятельности детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. Его основным элементом является компьютерная игра. Дидактический материал 11 игр, входящих в состав компьютерного практикума, имеет объем в 570 упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_pedsovetu.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Разработка и использование системы учебно-тренировочных упражнений на занятиях учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с ОНР в разделе «подготовка к обучению грамоте» на основе сервисной программы «конструктор урока» ПМК «Учимся с Логошей»
Подготовила: учитель-логопед
ГБДОУ «Детский сад №3» компенсирующего вида
Прыгунова
Лариса Владимировна
г. Дзержинск Нижегородская область
2023г.
Смена концепции образования заставила по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы с детьми с общим недоразвитием речи в ДОУ. В период, когда процесс воспитания из бытового превратился в научно-обоснованный, перед ДОУ возникла проблема поиска новых путей, методов и технологий, с помощью которых можно осуществить воспитание и обучение нестандартной личности.
В основу использования информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным.
Компьютерные средства представляют собой дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка.
Применять компьютерные технологии можно в разных формах обучения: на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях, при коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, грамматического строя и связной речи. Специализированные компьютерные программы позволяют эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Закреплять знания и умения, полученные в ходе усвоения детьми программы воспитания и обучения. Оказывать помощь не только в развитии речи, но и индивидуальных психофизических качеств детей дошкольного возраста, таких как зрительно-моторная координация, внимание, зрительная память, мышление.
Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является комплексным. На нем ребенок не только работает на компьютере, но и выполняет дыхательные и артикуляционные упражнения, пальчиковые игры, обязательны физкультминутки и гимнастика для глаз. Занятие представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребенка, и включает в себя 3 основных этапа:
Подготовительный.
Направлен на эмоциональную и физическую подготовку ребенка к использованию компьютерных упражнений в соответствии с поставленными коррекционно-образовательными задачами. Проводится гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика. Ребенок вводится в проблемную ситуацию.
Основной.
Решаются поставленные коррекционно-образовательные задачи, отвечающие целям занятия. Состоит из двух частей: учебной и развивающей.
Заключительный.
Необходим для совместной, а затем и самостоятельной оценки ребенком результатов деятельности, снятия эмоционального, зрительного и мышечного напряжения (физические и дыхательные упражнения).
Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Непроизвольное внимание детей данного возраста мало, поэтому максимальная одноразовая длительность работы на компьютере не должна быть более:
для детей 5 лет I-II групп здоровья - 10 минут в день;
для детей 6 лет I-II групп здоровья - 15минут в день;
Программно-методический комплекс «Учимся с Логошей» Автор Виктор Иванович Варченко, представляют собой компьютерную технологию, направленную на практическое закрепление, знаний, и навыков полученных в ходе образовательной деятельности детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. Его основным элементом является компьютерная игра. Дидактический материал 11 игр, входящих в состав компьютерного практикума, имеет объем в 570 упражнений.
ПМК «Учимся с Логошей» в коррекционной работе я применяю давно, с 2011 года в основном на индивидуальных и подгрупповых занятиях. И только с появлением СМАРТ доски я смогла использовать его на фронтальных занятиях в полной мере.
На основе сервисной программы «конструктор урока» ПМК «Учимся с Логошей», я создала тридцать четыре мультимедийные папки, используя сервисную программу «конструктор урока» как некую матрицу, в которую вкладывала упражнения по подготовке к обучению элементам грамоты на основе принципа от простого к сложному. Мультимедийная папка это электронный формат содержания учебного материала для образовательной деятельности, выстроенный в соответствии с целями и задачами конкретного занятия. Представляет собой набор игр и упражнений на основе ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийные папки архивированы на флеш носителе, компьютере и ноутбуке. Выбирая нужную папку с левой стороны экрана – на правой стороне поля появляется набор уже сформированных игр и упражнений в той последовательности, которую я задала. Дополнительным преимуществом является то, что я могу изменить длительность проведения основной части занятия. Это безусловно экономит время в ходе занятия.
Перспективное планирование учебно-тренировочных игр упражнений ПМК «Учимся с Логошей» по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР можно посмотреть в приложении.
Выводы:
Как показал опыт, использование системы учебно-тренировочных упражнений созданных с помощью «конструктора урока» программно-методического комплекса Виктора Ивановича Варченко «Учимся с Логошей» способствует решению образовательных и коррекционно-развивающих задач, которые вы видите на экране. Использование Конструктора урока позволяет учителю – логопеду сэкономить значительное время для подготовки программы занятия, собирать на своем компьютере статистические данные о результатах проведения урока, работать с компьютерной сетью, обходясь без специальных знаний файловой системы компьютера.
Таким образом, введение компьютера в ткань традиционного педагогического процесса детского сада позволяет переложить на него часть дидактической нагрузки, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Компьютер не заменяет традиционное занятие, а только дополняет его. Компьютерные занятия должны проводиться в соответствии с общим планом образовательной программы, взаимно обогащая друг друга, обеспечивая дальнейшее развитие традиционной игровой среды.
Приложение
Перспективное планирование учебно-тренировочных игр упражнений ПМК «Учимся с Логошей» по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР
Месяц | Неделя | Учитель-логопед | |
сентябрь | 3 | Общее представление о человеке. Строение тела человека. Звук У. Звук и буква У | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква У» |
4 | Сельскохозяйственный труд осенью. Хлеб. Звук А. Звук и буква А | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква А» | |
Октябрь | 1 | Золотая осень. Перелетные птицы. Звуки У – А. Звук и буква И | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква И» |
2 | Огород. Овощи. Звуки П-ПЬ, буква П. Звуки К – КЬ, буква К | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква П» | |
3 | Фрукты. Сад - огород. Звуки Т – ТЬ, буква Т Звуки К –Т | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Т» | |
4 | Лиственные и хвойные деревья. Звуки П – Т – К. Звук и буква О | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква О» | |
5 | Грибы, ягоды. Звуки Х – ХЬ, буква Х. Звуки К - Х | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Х» | |
Ноябрь | 1 | Одежда, обувь, головные уборы. Звук и буква Ы. Звуки А – У – И – О - Ы | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Ы» |
2 | Посуда. Продукты питания. Звуки М – МЬ, буква М. Звуки Н – НЬ, буква Н | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква М» | |
3 | Ранняя и поздняя осень. Звуки М - Н.Звук и буква Б | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Н» | |
4 | Я и моя семья. (День матери – 27 ноября). Звуки Б – БЬ. Звуки П - Б | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Б» | |
Декабрь | 1 | Квартира, мебель. Звук и буква С. Звуки С - СЬ | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква С» |
2 | Зима. Зимние месяцы. Звук и буква З. Звуки З - ЗЬ | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква З» | |
3 | Зимующие птицы. Звуки С - З СЬ – ЗЬ. Звуки В – ВЬ, буква В | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква В» | |
4 | Новый год. Звуки Д – ДЬ, буква Д. Звуки Т - Д ТЬ - ДЬ | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Д» | |
Январь | 2 | Зимние забавы и развлечения. Звуки Г – ГЬ, буква Г. Звуки Г - К | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Г» |
3 | Домашние животные средней полосы России, Севера и Юга. Звук и буква Э. Звук и буква Й | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Э» | |
4 | Дикие животные наших лесов. Буква Е. Буква Е | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Буква Е» | |
Февраль | 1 | Животные жарких стран. Буква Я. Буква Я | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Буква Я» |
2 | Животные северных стран. Звук и буква Ш Звуки Ш - С | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Ш» | |
3 | Стройка, строительные профессии, орудия труда.Буква Ё. Буква Ё | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Буква Ё» | |
4 | Защитники Отечества. Военные профессии. Звук и буква Ж. Звуки Ж - З | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Ж» | |
Март | 1 | 8 Марта. Женские профессии. Звуки Ж – Ш. Звуки Ж – Ш – С - З | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква У» |
2 | Пресноводные, морские и аквариумные рыбы. Звук и буква Л. Звуки Л - ЛЬ | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Л» | |
3 | Ранняя весна. Первые весенние цветы. Звук и буква Ц. Звуки Ц - С | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Ц» | |
4 | Перелетные птицы весной. Буква Ю. Буква Ю | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Буква Ю» | |
Апрель | 1 | Наш город, улица, адрес. Звуки Р – РЬ, буква Р. Звуки Р - Л | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Р» |
2 | Транспорт. Профессии на транспорте. Звук и буква Ч. Звуки Ч - ТЬ | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Ч» | |
3 | Космос. Звуки Ф – ФЬ, буква Ф. Звуки Ф - В | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Ф» | |
4 | Школа. Школьные принадлежности. Звук и буква Щ. Звуки Щ - Ч | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква Щ» | |
Май | 1 | Поздняя весна. Буква Ъ. Мягкие и твердые согласные | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Буква Ъ» |
2 | Цветы и травы. Глухие и звонкие согласные. Закрепление | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Звук и буква У» | |
3 | Насекомые.Закрепление. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и чтения | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Развитие навыков звуко-буквенного анализа и чтения» | |
4 | Лето. Закрепление. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и чтения | ПМК «Учимся с Логошей». Мультимедийная папка «Развитие навыков звуко-буквенного анализа и чтения» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения.
уточнить и расширить представления детей о транспорте (воздушный, наземный, водный, пассажирский....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Звуки Л и Л*», «Буква Л» (подготовка к обучение грамоте)
Знакомство детей с новой буквой и звуком. В НОД используется интерактивная доска, для презентации и игр....
Программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда старшей и подготовительной к школе группы для детей с ОНР в условиях внедрения ФГОС ДОУ на 2015- 2016
Коррекционно - развивающая работа с детьми в старшей и подготовительной группе ДОУ...
Технологическая карта Логопедического занятия в подготовительной к школе группе по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте «Звук и буква Ж»
Данная технологическая карта будет полезна учителям−логопедам ДОУ при составлении своих технологических карт, особенно в период аттестации. Форма организации, количество воспитанников: подгруппо...
Программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда старшей и подготовительной к школе группы для детей с ОНР в условиях внедрения ФГОС ДОУ на 2015- 2016
Прграмма корекционо - развивающая...
Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей подготовительной к школе группы для детей с ТНР (фрагмент плана) КОСМОС
ТЕМА НЕДЕЛИ День космонавтики...
- Мне нравится (1)