Особенности развития фонематического восприятия и понимания речи у детей 4-5 лет
презентация к уроку по логопедии (средняя группа)
Особенности развития фонематического восприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_fonematicheskogo_vospriyatiya_i_ponimaniya_rechi_u.pptx | 479.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Термин «фонематическое восприятие» был введен Д.Б.Элькониным , включает в себя 3 операции: - умение определять последовательность звуков в слове, - умение определять позицию звука в слове (начало, середина и конец), - подсчет количества звуков в слове.
Ребенок дифференцирует: гласные и согласные звуки, звонкие – глухие (б-п, в-ф, г-к и т.д.), мягкие – твердые звуки (м- мь и т.д.).
Нарушение фонематического восприятия: - ребенок не различает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, - его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. - ребенок не пользуется многими предлогами, не договаривает окончания слов.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ I этап – узнавать неречевые звуки; II этап - различение одинаковых звуков и звукокомплексов , слов и фраз по высоте, силе, тембру голоса; III этап - различение слов, близких звуковому составу; IV этап - дифференциация слогов; V этап - дифференциация фонем; VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ УЗНАВАТЬ И РАЗЛИЧАТЬ НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ. НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ. «Угадай, что делают», «Угадай, кто кричит», «Угадай, на чем играю», «Где звучало», «Угадай, кто идет», «Солнце и дождик», «Хлопни, как я», «Дятел».
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ РАЗЛИЧАТЬ ОДИНАКОВЫЕ СЛОВА, ЗВУКОКОМПЛЕКСЫ И ЗВУКИ ПО ВЫСОТЕ , СИЛЕ И ТЕМБРУ ГОЛОСА «Далеко – близко», «Большой, средний, маленький», «Взрослый или детеныш», «Телефон».
ИГРЫ НА РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ , БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ «Красный – зеленый», «Цепочка», «Подбери картинку», «Какое слово лишнее», «Самое короткое слово», «Самое длинное слово», «Подскажи словечко».
ИГРЫ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИю СЛОГОВ И ФОНЕМ Воспроизведения сочетания слогов: с изменением ударного слога: ДА-ДА-ДА ; имеющих общий согласный звук: МУ-МЫ-МА ; НО-НА-НУ; имеющих общий гласный: ТА-КА-ПА ; имеющих различия по глухости-звонкости : ПА-БА, ПА-БА-ПА ; имеющих различия по твёрдости-мягкости : МА-МЯ ;
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ Определение количества слогов; Выделение первого и последнего звука в слове; Определение места, количества и последовательность звуков в слове; Развитие фонематических представлений.
Игра «Слушай и выполняЙ »
Проведение специальных игр и упражнений способствует успешному развитию фонематических процессов, что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия, раскрываются приемы работы на каждом этапе....
Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»
Опыт педагогической работы учителя-логопеда,который может быть использован коллегами...
Особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В публикации рассматриваются вопросы развития фонематического воприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Консультация для родителей "Роль развития фонематического восприятия в формировании речи детей дошкольного возраста"
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четко...
Особенности развития звуковой и интонационной культуры речи у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС дошкольного образования
Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.Звуковая культура речи является составной частью общей ре...
Конспект ООД учителя-логопеда по развитию фонематического восприятия, звуки [Х], [Х, ] у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда по развитию фонематического восприятия, звуки [Х], [Х, ] у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возра...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЗВУКОСЛОГОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
ull;Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слышать и понимать речь. Так же важно различать и анализировать звук...