Опыт работы на тему: «Инновационный подход к организации опытно-экспериментальную деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Применение инновационного подхода в ходе опытно-экспериментальной деятельности повышает познавательную активностей детей и их интерес к ней.
Суть инновационного подхода заключается в внедрении инновационных методов и технологий(проектного метода, ИКТ, квест и кейс технологий, лепбука) в опытно-экспериментальную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 95.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15» Еманжелинского муниципального района
Челябинской области
Опыт работы
«Инновационный подход к организации опытно-экспериментальную деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Выполнили:
Лычагина Елена Сергеевна,
воспитатель I квалификационной категории
Нецветаева Т.В.,
старший воспитатель
Г. Еманжелинск, 2019 г.
Содержание
Введение …...………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические основы внедрения инновационного подхода в опытно-экспериментальную деятельность
1.1. Теоретические основы изучения экспериментальной деятельности………..5
1.2. Особенности содержания опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с возрастом детей…………………………………………………...11
1.3. Методика организации работы по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ………………………………………………………………………………..18
1.4. Использование инновационных методов и технологий в опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ………………………………………...27
Глава 2. Экспериментально-исследовательская деятельность
2.1. Внедрение инновационного подхода в опытно-экспериментальную деятельность ДОУ ………………………34
2.2. Организация предметно - развивающей среды по экспериментированию с учетом требований ФГОС ДО ………………..41
2.3. Взаимодействие с семьей по организации опытно-экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО …………………………………………………….. 44
2.4. Мониторинг экспериментальной деятельности……………………………..49
Заключение……………………………………………………………………........52
Список литературы………………………………………………………………...53
Приложение.………………………………………………………………………..55
Введение
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование России приобрело статус первого уровня общего образования. Отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ регулируются теперь на основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (далее – ФГОС ДО) (ФГОС 1.6) [8].
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которыепозволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является опытно-экспериментальная деятельность.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов (Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько) говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Именно опытно-экспериментальная деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В настоящее время мы воспитываем детей «21 века», то есть ребенка «думающего», способного мыслить аналитически. Требования ФГОС ДО ориентируют педагогов на переход от непосредственной передачи готовых знаний детям, к созданию условий для стимулирования у них познавательной активности, инициативы и самостоятельности в освоении знаний, решении поставленных проблем. И здесь на помощь воспитателю приходят инновационные технологии в экспериментальной деятельности: кейс-технологии (кейс-иллюстрации; фото-кейсы), информционно-коммуникационные технологии, квест технология, метод проектов, использование лэп-буков.
В связи с этим целью данного опыта работы является изучение и внедрение инновационного подхода в опытно-экспериментальную деятельность дошкольников.
Задачи опыта:
- Изучить становлениеисследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе и интернет ресурсах.
- Создать оптимальные условия для внедрения инновационных методов и технологий в опытно-экспериментальную деятельность детей.
- Повысить познавательную активность и интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности через внедрение в нее инновационных
методов и технологий.
Гипотеза: внедрение инновационного подхода в опытно-экспериментальную деятельность повысит интерес дошкольников к ней и будет способствовать их познавательной активности.
1.1.Теоретические основы изучения экспериментальной деятельности
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального государственного образовательногостандарта дошкольного образования. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, исходя из которых, составлен желаемый портрет выпускника дошкольной образовательной организации, одним из пунктов портрета является: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э.Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.
Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи – это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду.
Изучая основные закономерности становления и развития детей дошкольного возраста, они доказали, что на определённых этапах развития ребёнка происходят процессы саморазвития и «самодвижения» детского мышления. Основным видом ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей Н.Н. Подъяков определяет детское экспериментирование, которое является ведущим на протяжении всего дошкольного детства. В лекциях А.И. Савенкова представлен как исторический, теоретический так и практический аспект исследовательского обучения дошкольников. На основе предложенной А.И. Савенковым методики проведения учебных исследований наши педагоги разработали и реализовали все свои исследовательские и творческие проекты.
В своих трудахН.Н. Поддьяков отмечает, что для детского экспериментирования характерна чрезвычайная гибкость. Она проявляется, когда в процессе деятельности ребенок получает неожиданные результаты и вследствие этого меняет направление деятельности. По мере получения новых знаний об объекте дошкольник может ставить перед собой новые более сложные цели и пытаться их решить.
В современных исследованиях (О. В. Дыбина, А. И. Савенков, Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева) детское экспериментирование рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание дошкольником свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Познавательная деятельность захватывает дошкольников тогда, когда они могут не только осмотреть и потрогать предмет, но и преобразовать его, изменить, разобрать с целью познания его свойств, внутренних связей и отношений. Перечисленным особенностям ориентировочно-исследовательской деятельности соответствует детское экспериментирование с предметами и явлениями. Как отмечает Н. Н. Поддъяков: «Мощная потребность в новых впечатлениях придает деятельности экспериментирования высокий энергетический потенциал, сопровождаемый эмоциональным подъемом. Поэтому именно в этой деятельности очень рано и наиболее ярко проявляются общее психическое развитие детей, формирование способностей, в том числе и такой фундаментальной, как способность к построению все более сложных иерархических структур собственной деятельности».
По мнению академика К.Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошѐл». В этом, на мой взгляд, заключается актуальность темы детского экспериментирования.
Я.А. Коменский: «Основной предпосылкой для того (для успешного обучения —Авт.) является требование, чтобы чувственные предметы были правильно представлены нашим чувствам, дабы они могли быть правильновосприняты. Я утверждаю и повторяю во всеуслышание, что это требование есть основа всего остального».
М.М. Манасеина: «...при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим их миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты».
Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства.
1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различнымиспособами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментированияпронизывает все сферы детской жизни, втом числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
Опираясь на труды Л.С. Выготского и Н. Н.Поддьякова, педагогам стало ясно, что между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н. Н. Поддъяков, 1995).
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Именно в процессе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Что же такое экспериментирование? В литературе «экспериментирование»понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание условий, в которых окружающие предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Детское экспериментирование – способ духовно–практического освоения действительности, направленный на создание условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность; способствует становлению целостной картины мира дошкольника (Н.Н. Поддъяков).
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п.
Ценность практического эксперимента заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.Отечественный психолог Н.Н. Поддьяков впервые ввел понятие ―детское экспериментирование, которое, согласно его позиции, является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка. Мы придерживаемся позиции Н.Н. Поддъякова, считая, что деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
Ребенок дошкольного возраста имеет наглядно-действенный и наглядно-образный тип мышления. Что это значит для нас, воспитателей дошкольных образовательных учреждений? Это означает, что у ребенка-дошкольника имеется тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями (преобразующими познаваемый предмет),а также принципиальная невозможность решить поставленную задачу без практических действий.
I.2. Особенности содержания опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с возрастом детей
Экспериментирование в дошкольных учреждениях может осуществляться в разных формах. Количество этих форм очень велико, и перечислять их не имеет смысла. Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Овладение каждой формой экспериментирования подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Возникнув в определенном возрасте, каждая очередная форма развивается, усложняется и совершенствуется. На определенном этапе в ее недрах создаются предпосылки для возникновения нового, еще более сложного способа экспериментаторской деятельности. Было бы неправильным понять вышесказанную мысль следующим образом: «Как только очередная форма освоена, она заменяется новой». Замены быть не должно. Освоенные формы не отбрасываются и не уничтожаются. Они продолжают играть важную роль в познании мира выросшим ребенком, а позже и взрослым; но они наполняются новым, более 14 сложным содержанием. Освоенные формы продолжают использоваться человеком во все более широких масштабах, возникают их разнообразные модификации. Поэтому они не заменяются, а дополняются новыми формами. Из сказанного следует важный методический вывод: не бывает форм экспериментирования, специфических для той или иной возрастной группы. Закон соподчинения форм другой: ребенок каждого конкретного возраста должен свободно владеть всеми формами, присущими предшествующим возрастам, и одновременно осваивать новую форму, до которой он дозрел к данному моменту. Чтобы такое стало возможным, педагог работает как бы в двух уровнях: проводит эксперименты, соответствующие достигнутым возможностям детей, и одновременно исподволь готовит их к освоению новых, более сложных форм деятельности. Следовательно, у каждой формы существует нижний возрастной предел ее использования, но не существует верхнего предела. Исходной же формой, из которой развились все остальные, является манипулирование предметами (Л.С. Выготский). Эта форма возникает в раннем возрасте, чаще всего — примерно в 3— 3,5 месяца, когда она является единственной доступной ребенку формой экспериментирования. Ребенок крутит предметы, засовывает их в рот, бросает. Предметы (для него) то появляются, то исчезают, то разбиваются со звоном. Взрослые то смеются, то что-то рассказывают, то ругают. Таким образом, идет двойной эксперимент: и природоведческий, и социальный. Полученные сведения вносятся и сохраняются в памяти на всю жизнь. Ребенок точно запоминает, что любой выпущенный из рук предмет падает на пол, а не улетает к потолку, что одни вещи бьются, другие — нет, что из бабушки можно вить веревки, а с мамой шутки плохи. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется, но в принципе остается манипулированием. Данный период можно было бы, вслед И.П. Павлову, назвать «Что такое?». Каждый ребенок готов ежедневно осматривать содержимое маминой сумки и всех мебельных ящиков, он пытается разбить каждую игрушку и любой попавший в его руки предмет, он его обнюхивает, облизывает, ощупывает, т.е. совершает так называемые обследовательские действия, хорошо знакомые каждому взрослому. Это — очень важный этап развития личности, поскольку в это время усваиваются сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми сталкивается ребенок. Данный период длится первый, второй и третий годы жизни. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему. После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период — период любопытства («А что там?»). Некоторые взрослые воспринимают его как непоседливость, неусидчивость, даже невоспитанность, потому что дети этого возраста начинают доставлять излишние хлопоты. Но с биологической «точки зрения» чем активнее ребенок, чем сильнее развито в нем любопытство, тем он полноценнее как личность. Он продолжает овладевать уже более сложными сведениями — сведениями о процессах и явлениях, а также о своих возможностях по совершению тех или иных операций.
На четвертом году жизни возникает наглядно – образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует минимум о трех важных достижениях:
- у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);
- сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;
- появилось понимание, что знание можно получить вербальным путем от взрослого человека.
Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети второй младшей группы не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий является обязательным. Дети уже способны улавливать простейшие причинно – следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «Почему?» и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них.
Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно, однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.
В средней группе все наметившиеся тенденции усиливаются: количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. Он может теперь получить не только два, но иногда и три указания сразу, если действия просты и знакомы. Появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим – и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырехлетнего ребенка затухает. В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камень нагрелся сильнее?» - «Потому что он имеет черный цвет».
При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года постепенно начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематические рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты хорошо.
Определенные усложнения претерпевают и последние этапы экспериментирования: давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, а произносят несколько предложений, которые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже приближаются к нему по объему. Воспитатель своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу – пока только разницу.
Наконец, в средней группе можно пытаться проводить длительные наблюдения, которые хоть и не являются экспериментальными в прямом смысле слова, но создают предпосылки для проведения длительных экспериментов в будущем году.
При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направит рассуждения в нужное русло.
В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов. Например, «Ребята, сегодня мы с вами посеяли семена, из которых вырастут новые растения. Как вы думаете, какими они будут через 10 дней?» Каждый рисует рисунок, в котором отражает свои представления. Через 10 дней, сверяя рисунки и реальные растения, устанавливают, кто из ребят оказался наиболее близок к истине.
Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы. Поддерживаемые доброжелательным интересом со стороны взрослого, дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делая выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
Ребятам старшей группы становятся доступными двух - и трехчленные цепочки причинно – следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «Почему?». И сами они в этом возрасте становятся почемучками: подавляющее число вопросов начинается с этого слова. Появление вопросов такого типа свидетельствует об определенных сдвигах в развитии логического мышления. Воспитатель своими вопросами стимулирует этот процесс. Например, «Почему наша астра цветет зимой?» - «Мы выкопали ее из земли, принесли в комнату, насыпали в ящик хорошую почву, поставили в теплое место, все время поливаем. У нее есть все условия, чтобы хорошо себя чувствовать». Здесь мы пронаблюдали шесть звеньев логической цепочки.
В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать освоение приемов классификации.
Поскольку сложность экспериментов возрастает, и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности. В этом возрасте дети очень хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из – за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.
В этой подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют, и сами же делают необходимые выводы. В таких случаях роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности. Безусловно, по сравнению с обычными опытами доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют ребятам огромную радость.
Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез (простейших, с точки зрения взрослого, но достаточно сложных для них), проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Семилетки способны делать выводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
Однако сказанное не может быть отнесено ко всем детям. Среди них имеются значительные различия, и рядом с ребенком, владеющим высокой культурой экспериментирования, может находиться ровесник, который по уровню развития может быть близок к средней группе. В таком случае нужно терпеливо обучать ребенка навыкам экспериментирования и не считать, что он должен владеть ими только потому, что достиг того или иного возраста. Степень овладения навыками определяется не возрастом, а индивидуальными особенностями ребенка.
1.3. Методика организации работы по экспериментальной деятельности в разных возрастных группах
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.
Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «проба, опыт».
«Современный словарь иностранных слов» содержит такое определение[6]: Эксперимент - это:
- «научно-поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно -учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий»;
- «вообще опыт, попытка осуществить что-либо».
«Эксперимент...-планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении» [3, с. 459].
«Эксперимент...чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т.п.». [5, c. 1034].
Метод экспериментированияявляется одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознательность.
Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Экспериментирование, как основной ведущий вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
При лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается. В процессе экспериментирования младший дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем, исследователем.
Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах метода экспериментирования, но в реальной деятельности дошкольных учреждений, несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Процесс познания - творческий процесс, и наша задача - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
В ДОУ используют следующие виды занятий по экспериментированию:
Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.).
«Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию входе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
«Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.
Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). К моделированию в опытно-экспериментальной деятельности способны дети 3–4 лет (например, моделируют вихрь при мощи кусочков бумаги и создания воздушного потока), педагогу важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной.
Проблемные и поисковые ситуации – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха.
Занятия по экспериментированию имеют следующую структуру. В начале занятия педагог предлагает детям ситуацию, разбирает вместе с детьми ее особенности и различные возможные действия в предложенной ситуации.
На втором этапе дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Дети самостоятельно ищут и активно обсуждают возможные способы действия в предложенной им ситуации, определяют какой-либо один способ обращения с предложенным материалом и осуществляют эксперимент в соответствии спринятым решением. Воспитатель становится «незнайкой», незаметно, с помощью своих вопросов, высказываний, наталкивает ребят на перебор разных вариантов способов обращения с предложенным материалом. Подобными действиями педагог инициирует дальнейшее развитие детского исследовательского поиска в экспериментировании и выражает веру в то, что дошкольник сможет самостоятельно сделать свое открытие – найти свой способ действия в предложенной ситуации. В процессе необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Открытия, которые совершает дошкольник, сопровождаются яркими эмоциональными переживаниями. Наряду с радостью решения конкретной проблемы ребенок переживает радость познания своих возможностей, что дает ему уверенность в своих силах и побуждает к новым экспериментам.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов, т.е. оформлять в рисунках, схемах. Воспитатель вместе с детьми разбирает используемые ими способы действия в предложенной ситуации. Это дает возможность дошкольникам наиболее полно увидеть все возможные способы обращения с предложенным материалом и тем самым стимулирует их к проведению новых экспериментов, как на занятии, так и в самостоятельной деятельности вне занятий.
Ситуация экспериментирования дает ребенку большие возможности для общения со сверстниками и воспитателем. При этом ребенок и воспитатель могут выступать равноправными партнерами по деятельности.
Таким образом, в организации и проведении опытов мы выделяем несколько этапов:
- Постановка проблемы (задачи).
- Поиск путей решения проблемы.
- Проведение опытов.
- Фиксация наблюдений.
- Обсуждение результатов и формулировка выводов.
По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям детей. Детское экспериментирование, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта.
Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:
- Особенностями изучаемого явления
- Наличием свободного времени
- Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Если дети устали, занятие прекращается заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.
Помимо использования в работе с детьми непосредственно метода экспериментирования, который является разновидностью класса практических методов в педагогике и дидактики, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми используются так же следующие методы при проведении опытов и экспериментов:
Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида:
- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
- за изменением и преобразованием объектов;
Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
Словесный метод обучения:
- рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями;
- рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей;
- беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
По причине проведения эксперименты бывают:
случайные - специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. И для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать немалыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей непонятыми, незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование;
запланированные - подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект экспериментирования, с которым воспитатель знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает тактику экспериментирования, если та ему незнакома. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена;
поставленные, в ответ на вопрос ребенка - к проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, педагог не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, будет ли воробей есть творог!»
Формы работы с детьми:
– фронтальные - со всей группой;
– групповые - группа делится на подгруппы;
– индивидуальные – отдельно с каждым ребенком.
Важно в процессе опытно-экспериментальной деятельности не забывать о соблюдении правил безопасности.Дошкольники в силу возрастных особенностей не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают обо всем, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
Для того чтобы дети ставили опыты с пользой для себя и испытывали удовольствие от этого вида деятельности, их надо обучать. Чем чаще применяется данный метод, тем более прочными становятся навыки экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП. Экспериментирование от случая к случаю гораздо опаснее, чем систематическое проведение опытов.
Во время опытов любые, на первый взгляд самые безобидные, процедуры могут явиться причиной травм детей. В связи с этим необходимо уделять очень большое внимание соблюдению правил безопасности, усилить контроль над поведением детей. Если возникает хотя бы минимальная опасность (например, работа со свечой или горячей водой), опыты лучше проводить индивидуально или небольшими группами. Совершенно недопустимы опыты, в которых возможен прямой контакт с ядовитыми растениями и грибами, ядохимикатами.
Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному». Педагог должен в каждый конкретный момент отдавать себе отчет об уровне сформированности у детей необходимых навыков и не превышать их реальных возможностей при выполнении экспериментальных действий. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации. Заранее предвидя нежелательные реакции, он должен стараться избегать условий, способствующих их возникновению.
Таким образом, в работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог. Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний, умений и навыков об окружающем мире.
1.4. Использование инновационных методов и технологий в развитии познавательных способностей дошкольников средствами экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
В настоящее время мы воспитываем детей «21 века», то есть ребенка «думающего», способного мыслить аналитически. Требования ФГОС ДО ориентируют педагогов на переход от непосредственной передачи готовых знаний детям, к созданию условий для стимулирования у них познавательной активности, инициативы и самостоятельности в освоении знаний, решении поставленных проблем. И здесь на помощь воспитателю приходят инновационные технологии в экспериментальной деятельности: кейс-технологии (кейс-иллюстрации; фото-кейсы), информционно-коммуникационные технологии, квест технология, метод проектов, использование лэп-буков.
Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.
В процессе реализации проекта у детей повышается познавательная активность. Опытно-экспериментальную деятельность можно интегрировать в следующие виды проектов:
- исследовательский — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.
- информационный — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.
Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Суть метода «case» заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих воспитанников на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором в непосредственно организованной образовательной деятельности. Цель технологии - помочь каждому дошкольнику определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо.
Кейс-метод достаточно близко подходит к проблемному обучению – и тот и другой подход ориентированы на активизацию обучающихся. Причем кейс не предлагает проблему в чистом и устном виде: детям предлагается самостоятельно вычленить её из той ситуации, которую они пронаблюдали, которую увидели на фото или в драматизации.
В процессе обсуждения кейса педагог обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы, дает слово детям, чтобы они сами отвечали на них. Ключевые вопросы педагога при анализе ситуации:«Что вы сделали?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?», «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Что может произойти и к чему может привести, если…?» Весь смысл даже не в результате, а в процессе обсуждения, когда завязывается дискуссия, когда в споре и рассуждении рождается истина.
Сase представляет собой информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
• соответствовать четко поставленной цели создания;
• иметь соответствующий уровень трудности (возрасту, обученности детей);
• развивать аналитическое мышление;
• провоцировать обмен мнениями, диалог, дискуссию;
• быть привлекательным и увлекательным для участников;
• быть наглядным - речь не только о предъявлении иллюстративного материала, хотя он крайне желателен, а об образности и динамичности воспринимаемого кейса;
• иметь несколько решений (не обязательно в дошкольном детстве).
Рассмотрим существующие классификации кейсов и, соответственно, решаемые с их помощью типы задач.
По содержанию кейса и степени его воздействия на обучающихся выделяют:
➢ практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
➢ обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
➢ научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
В опытно-экспериментальной деятельности используют обучающие и научно-исследовательские кейсы. Основной их смысл заключается в том, что кейс выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования.
В опытно-экспериментальной деятельности рекомендуется использовать следующие формы кейсов:
- фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения;
- кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами.
Существуют следующие правила применения кейс-технологий:
- Педагог активен в разработке заданий проблемного типа, ориентированных на практическую ситуацию. После инициативу и главенство нужно не бояться отдать.
- Главные действующие лица в кейс-обучении – дети, коллектив детей. Педагог находится с ними в равной позиции.
Педагог организует детей на ориентацию в проблемном поле. В этом ему помогают правильно поставленные вопросы.
- Акцент в образовательной деятельности нужно перенести не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество детей и педагога.
- При работе с кейсом следует выдерживать технологические этапы. Этапы лучше наглядно обозначить символами.
- Наглядность – это ведущий дидактический принцип и при работе с кейс-технологиями.
В связи с существующими изменениями в системе дошкольного образования внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в экспериментальную деятельность позволяет наиболее полно и успешно реализовать новые стандарты образовательного процесса в ДОУ. ИКТ позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. В дошкольных образовательных учреждениях используются: интерактивные игры, развивающие видео, презентации, материалы аудио энциклопедий, слайд-шоу с использованием PowerPoint, модели, построенные с помощью Excel, фото-, видео- оборудование.
Организованная образовательная деятельность по опытно-экспериментальной работе с использованием ИКТ эмоциональная, яркая, интересная, запоминающаяся и наглядная. С помощью презентаций можно увлечь ребенка в активную познавательно- исследовательскую деятельность. На таких занятиях расширяется представления детей об окружающем мире, дети знакомятся с различными основными физическими и химическими свойствами веществ.
Презентацию можно использовать для объяснения новой темы, также для закрепления и повторения уже пройденного материала. Для того чтобы ребенку было интересно необходимо, чтобы презентации были красочные в сопровождении звуковых эффектов и видеозаписей.
Квест (англ. quest) – поиск, приключение или приключенческая игра (англ. adventuregame) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал, бассейн и в другие помещения детского сада), так и на улице. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
В образовательном процессе квест - это специально организованный вид исследовательской деятельности, где обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий. Это - своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где они должны реализовать определенные задачи. Задачи могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные, для решения образовательных задач используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.
С помощью квест-игр дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность. Квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять квесты по ходу их прохождения.
Проведение опытно-экспериментальной деятельности в форме квеста позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Лэпбук- интерактивная папка, самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию.
Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для применения в разновозрастных группах.
Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки обучения.
2.1. Внедрение инновационного подхода в опытно-экспериментальную деятельность в ДОУ
С 2017/18 уч.г. по 2018/19 уч.г. нами реализовывался долгосрочный познавательно-исследовательский проект «Исследовательская лаборатория «Любознайка».
На первом, подготовительном, этапе проекта нами были изучены и проанализированы методическая литература и интернет ресурсы попроблеме: внедрение инновационных методов и технологий в опытно-экспериментальную деятельность, составлен план реализации проекта, разработано перспективное планирование детской экспериментальной деятельности во всех возрастных группах (Приложение 1), оформлена картотека опытов (Приложение 2), изготовлены кейсы по темам: «Волшебница вода», «Береги природу», лепбуки (Приложение 3), оборудована экспериментальная лаборатория (Приложение 4). Была проведена диагностика на начало года с целью выявления интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности и определения уровня познавательной активности у детей.
На втором, практическом этапе, работа началась со знакомства детей с оборудованием и материалами исследовательской лаборатории «Любознай –ка» и их назначением.
С целью введение детей в исследовательскую деятельность нами были использованы задания и упражнения, предложенные А.И.Савенковым для развития умений: видеть проблемы («Посмотри на мир чужими глазами», «Сколько значений у предмета»), выдвигать гипотезы «Почему дует ветер?», «Почему течет вода?», задавать вопросы, умение классифицировать предметы, развития умения наблюдать. Данные задания проводились в совместной деятельности педагога с детьми во время утреннего приема, на прогулке и в вечернее время со всей группой, подгруппой или в индивидуальной форме.
Организация экспериментов строилась с учѐтом возрастных возможностей детей. В ходе опытов дети познакомились со следующими признаками: «влажность», «температура», «звук», «запах», «вкус», «вес», «материал». Дошкольники учились понимать связь между свойствами материалов, из которых изготовлены предметы с представлениями о том, как человек использует эти свойства в своих целях.
Работа по опытно – экспериментальной деятельности с детьми была распределена по трём взаимосвязанным направлениям:
Живая природа (функции частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений);
Неживая природа (опыты с песком, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и др.);
Мир материалов (знакомство детей с металлами, деревом, с некоторыми свойствами бумаги, ткани).
Система работы выстроена из взаимосвязи трех основных блоков:
- Непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.
- Совместная деятельность педагога и детей – на условиях партнерства.
- Самостоятельная деятельность детей, которая возникает по инициативе самого ребенка — стихийно.
Непосредственно-образовательную деятельность была построена на принципах развивающего обучения и направлена она на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей.
Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов-экспериментов с детьми планировались такие формы работы, как опыт и наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Опыт проходил как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Опыты планировались как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной образовательной деятельности. Так мы занимались опытнической деятельностью в процессе режимных моментов и использовали их на прогулке как часть наблюдения. Количество проводимых опытов варьировалось от одного в неделю до четырех в месяц. Длительность проведения опытов четко не регламентировалась. Это зависело от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап. Опыты проводились, как с подгруппой детей, так и индивидуально.
Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу. Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы делаются в словесной форме и (или) можно использовать графическое фиксирование результатов, т.е. оформление в рисунках, схемах.
С детьми была проведена непосредственно организованная образовательная деятельность по познавательному развитию на темы:«Загадочная вода», «Круговорот воды в природе», «Свойства бумаги», «Угадай, что получилось?», «Тайны воздуха». (Приложение 5)
Проводили опыты в совместной деятельности с водой, снегом, льдом, камнями: «Окрашивание снега», «Как воду превратить в лёд», «В гостях у Любопытного Черепашонка (Камни)» и др. (Приложение 6). В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.
Очень важна мотивация интереса детей к экспериментированию. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям, а также просят помочь в решении каких-либо задач.
Познавательное развитие дошкольников немыслимо без проявления у детей познавательной активности.
Поэтому во время опытно-экспериментальной деятельностис целью активизации познавательной активности детей используются информационно-коммуникационные технологии: просмотр на ноутбуке электронных презентаций «Волшебница вода», интерактивных, флеш игр «Природа вокруг нас», «Хочу стать знатоком природы!», «Друзья природы», DVD дисков «Фиксики», «Уроки тетюшки Совы».
Детям намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране ноутбука с помощью презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.Однажды заинтересовавшись ими, ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь.
Интересно и необычно проведена опытно-экспериментальная деятельность на тему «Сладкие опыты». Детям была представлена презентация о сахарной свекле и производстве леденцов, а опыт нагревания сахара над спиртовкой, дети наблюдали на экране в режиме «Онлайн».
Для стимулирования познавательной активности в самостоятельной деятельности детей используются тематические лэпбуки «Вода», «Береги природу» и «Узнай-ка». Они представляют собой интерактивные папки. Находящиеся в них карточки, схемы, модели, алгоритмы, игры - сменяемые, крепятся к папке на липучки, их можно легко снять и соответственно поменять тему. С их помощью ребёнок может самостоятельно провести опыт, правила проведения опыта так же присутствуют в лэпбуке в форме модели. В кармашках вложены познавательные игры и задания, на самостоятельную или совместную с воспитателем деятельность.
Проведение занятий опытно-экспериментальной деятельности в форме квест-игры позволяет оптимизировать образовательный процесс, повысить их познавательную активность (Приложение 7).
В ходе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода», проведенного в форме квест-игры, дети путешествовали по научному центру с помощью волшебной карты и помогли профессору Чудакову Гению Евгеньевичу исследовать свойства воды, рисовали на льду, с помощью кейса решали проблему сбережения воды.
Участниками квест-игры «В поисках волшебного дара» (Приложение 8) стали дети и родители. Дети искали утраченный волшебный дар фокусника Крекса. Действие квеста происходило на территории детского сада, где дети и родители разделились на две команды и вместе со своими педагогами разошлись по разным лабораториям, где их встречали разные герои: Кот Базилио и Лиса Алиса, баба – Яга, вместе с ними дети и родители проводили разные эксперименты с водой, песком, воздухом, магнитами. За успешно выполненное задание герои давали им жетоны. А в конце обе команды встретились снова, отдали заработанные жетоны фокуснику, к которому вернулся его дар, и он показал детям фокусы с воздушными шарами.
Квесты помогают активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует стимулированию познавательной активности детей, вызывает интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности, способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.
В качестве обмена передовым опытом с коллегами нами были реализованы следующие мероприятия:
- Составлена консультация по всем возрастным группам «Организация уголка экспериментирования с учетом возрастных особенностей детей».
- Разработан буклет: «Технология исследовательской деятельности», который поможет педагогам отследить усложнение содержания опытно-экспериментальной деятельности в зависимости от возрастных особенностей детей;
- Проведен мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий», с его помощью воспитатели узнали, как с помощью ИКТ можно вызвать у детей интерес к опытно-экспериментальной деятельности. Целью мастер-класса было повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению данного опыта работы. Педагоги, в роли детей, имели возможность познакомиться с методикой использования ИКТ при проведения экспериментов с учетом возрастных особенностей детей.
На заключительном этапе проекта был обобщен опыт работы по теме: «Инновационный подход в организации опытно-экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО», в форме презентации он был представлен коллегам на педагогическом совете. Так же проведен открытый показ организованной образовательной деятельности с детьми на тему «Волшебница водица».
Итоговая диагностика показала, следующее:
- У детей появился интерес к экспериментированию, повысилась их познавательная активность в ходе экспериментов.
- Дети самостоятельно подбирают оборудование для экспериментов, усвоили элементарные правила проведения опытов.
- При проведении экспериментов воспитанникистали более внимательными, у них расширился кругозор, появились свои предпочтения к обследуемым предметам, индивидуальные интересы к обследуемым объектам.
- Появилось желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно, планировать работу, используя схемы и алгоритмы, но это у них еще не всегда получается. Наблюдая за их деятельностью, я в нужный момент, оказываю им посильную помощь.
- Усвоение материала стало более прочным, ведь ребенок слышит, видит и делает сам.
- Повысилась образовательная компетентность родителей в познавательно исследовательской работе с дошкольниками.
2.2. Организация предметно - развивающей среды по экспериментированию с учетом требований ФГОС ДО
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе была создана исследовательская лаборатория.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В исследовательской лаборатории «Любознай-ка» выделены:
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для хранения природного и бросового материалов.
4. Место для проведения опытов.
5. Место для неструктурированных материалов (емкость для песка и воды и т.д.).
Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения
Основное оборудование исследовательской лаборатории
Компонент дидактический
- лепбуки, кейсы
- книги познавательного характера;
- тематические альбомы;
- картотеки игр и опытов;
- схемы, модели;
- макеты;
- коллекции.
Компонент оборудования
приборы-помощники (лупы, магниты; линейки; воронки; ножницы; зеркала, фонарики, поролоновые губки);
емкости (оборудование для игр и экспериментов с водой - емкости одинакового и разного объема и разной формы, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.);
природный материал: песок, глина, уголь, мел, камни; семена (горох, фасоль, подсолнечник, арбуз, кукуруза, кабачки); ракушки; коллекция листьев; плоды разных растений (шишки, желуди); скорлупа орехов, спилы дерева;
бросовый материал: кусочки меха, перо; ткань разного цвета и фактуры, веревочки, пуговицы; яйца от киндер-сюрприза; кусочки дерева, пробки, спичечные коробки; бумага разных сортов; пенопласт, вата, фольга; винтики, болтики, леска;
медицинский материал: пипетки; мерные ложки; одноразовые шприцы; деревянные палочки; резиновые груши; ватные палочки; резиновые перчатки);
красители (акварельные краски; гуашь; пищевые красители);
прочие материалы.
Компонент стимулирующий
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям;
- персонажи, наделенные определенными чертами, от имени которых моделируется проблемная ситуация;
Дополнительное оборудование и материал:предметы для уборки;клеенчатые фартуки (дети надевают при проведении опытов).
Игры, пособия, модели, книги которые использоваем на занятии и в совместной деятельности доступны детям, и находятся в их свободном пользовании.
В процессе работы дети активно работают в уголке экспериментирования:
- классифицируют предметы по оттенкам цвета, размеру, форме;
- проводят разнообразные исследования свойств;
- рассматривают разные виды бумаги (салфеточная, оберточная, картон) – выбирают, чем отличаются разные виды бумаги, (мяли, рвали, резали, опускали в емкость с водой);
- проверяют различные предметы на способность принимать тепло;
- рассматривают коллекцию тканей, выбирают подходящий лоскут, соответствующий назначению, выясняют, какой лучше сохраняет тепло, пропускает свет, проверяют на прочность;
- узнают из чего сделаны различные предметы, опираясь на признаки материалов: структуру поверхности, степень прочности, звучание; качества: сыпучий, твердый, гладкий; и свойства: хрупкий, ломается, рвется, размокает.
Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
2.3. Взаимодействие с семьей по организации опытно-экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО
Данная работа предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Нельзя забывать, что много ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдая за действиями членов семьи. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы.Поэтому мы привлекали родителей к совместной работе по данному вопросу.
Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умений. Это связано с их переживаниями об успешности и благополучии своего ребенка в современном мире.
Сотрудничество семьи и образовательного учреждения – наилучшая форма по оптимизации процесса детского развития, опирающаяся на естественные потребности и наклонности ребёнка.Особый интерес в связи с этим вызывает проблема выявления возможностей сотрудничества педагогов и семьи, содержанием которого является организация детского экспериментирования.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и взаимопонимания между родителями и педагогом.Поэтому нам необходимо было знать мнение родителей об экспериментировании. Чтобы выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса, было проведено анкетирование «Детское экспериментирование в семье».(Приложение 9)
Обработка результатов анкетирования выявила, что 59% родителей считают опытно-исследовательскую деятельность одним из условий интеллектуального развития детей, 38% поощряют такую деятельность и способствуют созданию условий для организации детского экспериментирования дома, и 60% респондентов поддерживают интерес детей к экспериментированию, оказывают не только эмоциональную поддержку, но и включаются в совместную деятельность.
Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место. Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующие: оказание помощи в чем-либо, поддержка.
Поэтому встала необходимость убедить родителей в том, что экспериментирование способствует развитию таких важных мыслительных процессов как сравнение, обобщение, классификация, помогает формированию произвольного внимания, обогащает представления о мире, развивает познавательную активность.
По результатам запросов родителей были разработаны буклеты: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», где были предложены варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей, правила при проведении экспериментов.
Для повышения родительской компетентности были подготовлены консультации, рекомендации на темы:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях (правила для родителей)»;
«Маленькими шагами в удивительный мир!»;
«Экспериментируйте, играя»;
«Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».
Было проведено родительское собрание в форме мастер-класса на тему «Мы познаем мир. Игры-эксперименты для дошкольников», целью которого было рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра, является ведущим видом деятельности дошкольников, повысить компетентность родителей в вопросах развития опытно-исследовательской деятельности детей (Приложение 10).
Родителям на собрании дали очень важный совет: не торопиться давать ребенку готовые ответы, предоставить ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сразу сможет ответить на вопрос, необходимо дать ему время. Не спешить даже после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить, нужно задавать ему наводящие вопросы, подвести к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.
Проведена экспериментальная деятельность родителей с детьми в форме «Встречи за круглым столом». Родители имели возможность провести эксперименты вместе с детьми в игровой форме, что позволило больше сплотить родителей и детей, объединить их общими целями и интересами.
Благодаря взаимодействию с родителями исследовательская деятельность выходит за рамки образовательного учреждения, дети делятся полученными знаниями с родителями и так как у многих есть компьютеры, смартфоны, видеокамеры, доступ в сеть интернет они продолжают более детально исследовать проблему в домашних условиях.
Результатом таких домашних исследований являются созданные совместно с родителями проекты, которые дети с удовольствием представляют в детском саду. Так результатом изучения свойстввоздуха (упругость) стал проект «История реактивных двигателей», а после изучения свойств воды появился проект «Почему идет дождь?». Эти проекты дети выполнили дома совместно с родителями и представили всей группе.
Интересно, увлекательно проходят организованные совместно с родителями интерактивные игры: «Что? Где? Когда?» «Поле Чудес».
В родительском уголке постоянно действует рубрика «Игротека маленького исследователя», где родителям предложены различные формы проведения совместных с детьми элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
Родителям было предложено провести дома с детьми элементарные опыты и принять участие в фотовыставке «Экспериментируем дома». Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе проводили эксперименты и опыты.
Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Такое взаимодействие с родителями увеличило интерес к исследовательской деятельности своего ребенка.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Мотивация родителей, их заинтересованность в организации экспериментальной деятельности будут только благотворны в развитии детских наклонностей. Повышение уровня грамотности родителей, знание ими содержания и видов деятельности позволят более эффективно содействовать работе педагогов.
Такое объединение усилий родителей и дошкольного учреждения позволяет использовать экспериментирование как наиболее успешный путь ознакомления с окружающим миром и эффективный способ развития мыслительных процессов, а также формирования самостоятельности и активности личности, что очень важно в современном динамичном мире.
Наша работа с родителями была основана на взаимном сотрудничестве и уважении, ну а дети, видя, что это все интересно не только им, но и их родителям с еще большим воодушевлением занимались экспериментальной деятельностью.
2.4. Мониторинг экспериментальной деятельности
В начале проектной деятельности по теме: «Исследовательская лаборатория «Любознай-ка» нами было проведено исследование интереса детей к экспериментальной деятельности и проявления ими познавательной активности.
Целью исследования является установление эффективности внедрения инновационного подхода в экспериментальную деятельность, как средства формирования у дошкольников познавательной активности и повышения интереса к опытно-экспериментальной деятельности.
В результате наблюдений, бесед, игр мы пришли к выводу, что многие дети не проявляли интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности, познавательная активность у большинства детей выражена недостаточно.
С целью выявления места детского экспериментирования в предпочтениях детей была проведена диагностика по методике «Выбор деятельности» (Л.Н.Прохорова).
Ребенку предлагалось выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно дается три выбора. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
- игровая;
- чтение книг;
- детское экспериментирование;
- труд в уголке природы;
- изобразительная деятельность;
- конструирование из разных материалов.
Все три выбора фиксируются цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается три балла, за второй – два балла, за третий – один балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформлены в таблицу (Приложение 11).
Анализ результатов диагностики показал, что на начало проектной деятельности опытно-экспериментальная деятельность занимала при выборе деятельности детей четвертое место, а на конец она стала занимать первое место.
Нами было выделено три уровня проявления детьми познавательной активности в ходе опытно-экспериментальной деятельности: низкий уровень (1 балл), средний уровень (2 балла), высокий уровень (3 балла) - по степени выраженности показателей, отражающих разные стороны познавательного интереса.
Уровни овладения детьми навыками экспериментирования:
Высокий - дети проявляют любознательность и познавательную активность, увлеченно слушают объяснения во время опытно-экспериментальной деятельности, с интересом выполняют предложенное задание, задают вопросы разного характера; проявляют ярко выраженную познавательную активность вне занятий. Начинают предвидеть некоторые последствия своих действий.
Средний - дети ярко выраженной познавательной активности не проявляют; во время опытно-экспериментальной деятельности задания могут выполнять увлеченно, с интересом, но вне занятий интерес к деятельности пропадает; вопросы разного характера задают редко; внимание кратковременно, взрослые должны постоянно привлекать ребенка к наблюдаемому объекту. Начинают запоминать последствия некоторых действий. Работают с помощью воспитателя
Низкий - дети не проявляют заинтересованности и активности; не выражают особого желания, предпочтения заниматься каким-либо видом деятельности; на занятиях пассивны; вопросы разного характера практически не задают. Экспериментирование сводится к манипулированию предметами
Основные диагностические методы, которые использовались при проведении диагностики по выявлению познавательной активности детей в ходе опытно-экспериментальной деятельности:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная; подгрупповая; групповая.
Результат проявления познавательной активности детей
Уровень | Начало года | Конец года |
Высокий | 8% | 48% |
Средний | 51% | 52% |
Низкий | 41% | - |
Результаты итогового диагностирования на конец проектной деятельности «Исследовательская лаборатория «Любознай-ка» показали, что у детей в ходе организации опытно-экспериментальной деятельности преобладают высокий и средний уровни познавательной активности: в шесть раз увеличилось количество детей с высоким уровнем познавательной активности, не стало детей с низким уровнем.
Таким образом, благодаря внедрению инновационного подхода в опытно-экспериментальную деятельность, к концу проекта большинство детей в самостоятельной деятельности стали выбирать опыты и эксперименты, проявляя познавательную активность в ходе ее реализации.
Заключение
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии в связи с введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать стимулированию познавательной активности детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к универсальности знаний.
В ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза о том, что применение инновационного подхода в ходе опытно-экспериментальной деятельности повышает познавательную активностей детей и их интерес к ней.
Суть инновационного подхода заключается в внедрении инновационных методов и технологий(проектного метода, ИКТ, квест и кейс технологий, лепбука) в опытно-экспериментальную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс на тему: «Современные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей»
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, его можно использовать в экспериментировании с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет на...
Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»
Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попроб...
Мастер-класс: «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду»
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...
Опыт работы по теме «Развитие художественно-эстетических способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
laquo;Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»....
Опыт работы «Инновационный подход к организации опытно-экспериментальную деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Опытно-экспериментальная деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность,...
Мастер -класс для педагогов «Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов дошкольного учреждения....
«Инновационные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей в детском саду».
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе,...