НОД по ОО «Речевое развитие» в подготовительной группе на тему «Аквариумные и пресноводные рыбы». Звук ж.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Язынина Любовь Юриевна

рекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Совершенствование навыка слогового анализа.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного и внимания и восприятия, мышления, артикуляционной и тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, тетрадь №2, контейнер с карандашами, предметные картинки с изображениями пресноводных рыб.

Предварительная работа. Чтение рассказов Б. Житкова «Кружечка под елочкой», Н. Калининой «Как Вася ловил рыбу», «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.Ход занятия:

Воспитатель организует приветствие и  предлагает детям выбрать картинки с изображением пресноводных рыб, разложенные на столе, а затем пройти к своим местам.

  1.  Воспитатель:  Сегодня мы продолжим разговор о пресноводных рыбах. А еще познакомимся с новой буквой. Рассмотрите картин­ки, которые вы выбрали, вспомните названия рыб, изображенных

на них. Сначала сядут те дети, названия рыб у которых начинают­ся со звука (с}.

Садятся дети, выбравшие картинки с изображениями сома и су­дака.

 Воспитатель. Теперь сядет тот, у кого название рыбы начинает­ся со звука |ф].

Садится ребенок, у которого на картинке изображена форель.

Воспитатель:Теперь звук «К»

Садятся дети у кого на картинках изображены карп и карась.

Воспитатель. Ас какого звука начинается название твоей рыбы, ?

4-й ребенок. Слово лещ начинается со звука [л'].

Воспитатель: Отлично. Сядьте правильно. Продолжим работу. Воспитатель собирает картинки.

  1. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.
  2. В-ль: Упражнение «Похлопай в ладоши». [Развитие фонематического восприятия.]

Воспитатель предлагает детям встать около стульчиков и раздает им плоскостные изображения рыбок.

Воспитатель. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.

Жанна и Женя в роще гуляли. Желтые желуди в травке искали.

Дети. Звук [ж].

 Воспитатель. Давайте произнесем звук [ж] все вместе.

Дети вместе с Воспитателем произносят звук {ж}.

 Воспитатель. Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, язычок стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближе­ны, губы округлены. Значит, во рту есть преграда из губ и языка. Как вы думаете, звук [ж] — гласный или согласный?

Дети. Согласный.

 Воспитатель. Верно. Это твердый согласный звук. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети. Синим.

 Воспитатель. Приложите руку к горлышку и определите, звон­кий он или глухой.

Дети. Он звонкий.

 Воспитатель. Верно. Это согласный твердый звонкий звук. А те­перь вы будете хлопать в ладоши, как только услышите звук [ж]. Ж, 3, ж, ш, ж, д, Ш, Ж, 3, с. Жа, ду, шо, жи, шу, за, жо, до.

Жаба, шапка, замок, флажок, коза, жужжать, звенеть, шипеть, желтый, кожаный, золотой.

Дети слушают и хлопают, услышав звук [ж].

4. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового ана­лиза и синтеза.]

Воспитатель. А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно.. Ж, а. Что по­лучилось?

1-йребенок. Жа.

 Воспитатель. Верно. Получи фишку. Ж, о. Что получилось?

2-й ребенок. Жо.

 Воспитатель. Правильно. Возьми фишку.Ж, у.

3-й ребенок.: ЖУ.

Воспитатель. Правильно.Возьми фишку. Ж.А.

4-й ребенок.: ЖА.

Воспитатель. Молодцы! Вы были очень внимательными и не до­пускали ошибок.

А сейчас потихоньку встаем  и делаем круг на коврике.

(в это время мл. воспитатель раздает органайзеры с карандашами и тетради на столы.)

5. Физкультминутка «Рыбка»

 

Рыбка плавает в водице,

Сложить ладони вместе и показать,

Рыбке весело играть.

как плавает рыбка.

Рыбка, рыбка, озорница,

Погрозить пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.

Медленно сблизить ладони.

Рыбка спинку изогнула.

Снова показать, как плывет рыбка.

Крошку хлебную взяла.

Сделать   хватательное   движение

 

двумя руками.

Рыбка хвостиком махнула,

Снова показать, как плывет рыбка.

Рыбка быстро уплыла.

 

 

6. Игра-соревнование «Хоровод рыбок». [Развитие общих речевых навы­ков, тонкой моторики, ловкости.]

Воспитатель раздает детям по две рыбки и предлагает детям соединить сначала их между собой , а потом с соседними.. На голове каждой рыбки пришита пуговица, а на хвосте сделана петелька. Дети собирают круг из всех рыб.

Воспитатель: Ребята, что у нас получилось?

Дети: Хоровод!.

 

 7.  Воспитатель.А сейчас давайте найдем в алфавите букву «Ж», значок, каким обозначается звук «ж».

Дети показывают букву Ж.

Воспитатель показывает печатную букву Ж на формате А4.

Воспитатель.Вот она наша буква «Ж».На что похожа? А сейчас посмотрите в свои тетради. Что вы видите в ее верхней части?

Дети. Большую и маленькую буквы Жж.

Воспитатель. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой ка­рандаш вам для этого потребуется?

Дети. Синий, потому что буква Жж — согласная. Дети раскрашивают буквы.

 Воспитатель. А теперь подумайте, как правильно раскрасить желудь и жука. Выполняйте задание.

Дети выполняют задание, воспитатель контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.

Воспитатель. Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые, давайте напишем букву Жж. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу сверху вниз прямую палочку, а по­том две палочки крест-накрест через ее середину. Напишите че­тыре больших и три маленьких буквы по точкам. Все написали? Хорошо.

8. Упражнение «Веселые рыбки». [Воспитание направленной воздушной струи.]

Воспитатель приглашает детей к большому столу, на котором стоит бассейн с водой (на такой высоте, чтобы детям не пришлось накло­няться). Рядом со столом в корзинке лежат бумажные рыбки.

Воспитатель. Возьмите своих рыбок, опустите их в бассейн. Да­вайте поможем им отправиться в плавание, научим их плавать. Наберите воздуха через нос, а потом подуйте на рыбку, вытянув губы трубочкой. Не надувайте щеки. Не поднимайте плечи.

Рыбки должны находиться на уровне рта детей. Воспитатель позво­ляет детям сделать упражнение 3—5 раз, для того чтобы не спро­воцировать головокружение.

 

9. Игра с мячом «Семейка слов». [Совершенствование грамма­тического строя речи (образование однокоренных слов).]

 Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и берет в руки мяч.

 Воспитатель. Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову рыба. Как можно назвать маленькую рыбу?

1-й ребенок. Рыбка.

 Воспитатель. Как еще?

2-й ребенок. Рыбешка.

 Воспитатель. Как называют человека, который ловит рыбу?

3-й ребенок. Рыболов.

 Воспитатель. А еще как?

4-й ребенок. Рыбак.

 Воспитатель. Что делает рыбак?

1-й ребенок. Рыбачит.

 Воспитатель . Куда ходит рыбак?

2-й ребенок. На рыбалку.

 Воспитатель. Какой суп варят из рыбы?

3-й ребенок. Рыбный.

       Воспитатель. Как можно назвать большую рыбу?

4-й ребенок. Рыбина.

Воспитатель. Отлично! Вы меня удивили, подобрав столько слов из одной семейки. Я могу гордиться вами. Воспитатель убирает мяч.

 

10. Игра-соревнование «Подбери картинки к схемам». [Совер­шенствование навыка слогового анализа слов.]

Воспитатель помещает на магнитную доску несколько картинок с изображениями пресноводных рыб {щука, судак, форель, карась, карп, ерш, лещ, сом) и две слоговых схемы.

 

Рис. 53

 Воспитатель. Я предлагаю вам провести соревнование. Я разо­бью вас на две команды. Одна выберет рыб, названия которых

делятся на два слога, и поместит их под первую схему, а вторая выберет рыб, в названиях которых только один слог, и поместит их под вторую схему. Победит та команда, которая быстрее и точ­нее справится с работой.

 Воспитатель разбивает детей на команды. Дети выполняют задание.

 

  11. Рассказы о пресноводных рыбах по заранее составленному плану. [Развитие связной речи.]

 Воспитатель помещает на магнитную доску предметные картинки с изображениями пресноводных рыб.

 Воспитатель. Давайте расскажем о пресноводных рыбах по плану, который мы с вами составили. Назовите рыбу, скажите, где она обитает, чем питается. Опишите части тела рыбы.

1-й ребенок. Я расскажу о щуке. Это пресноводная рыба. Она водится в реках. Щука — хищница, питается другой рыбой. Щука довольно крупная рыба. У нее длинная голова, длинное туловище, сильный хвост, большие плавники и острые зубы.

Воспитатель: Вика нам сейчас расскажет об одной из пресноводных рыб в стихотворной форме.

Вика читает стихотворение о карасе.

    2-ой ребенок. Я расскажу о соме. Сом – пресноводная, хищная рыба. Обитает в реках и озерах.У сома огромная голова и длинное толстое тело. Его тело покрыто толстой кожей без чешуи. Хвост и плавники у сома маленькие.

Воспитатель: Агата тоже хочет рассказать стихотворение о большой речной рыбе.

Ребенок читает стихотворение.

3-й ребенок. Я хочу рассказать о леще. Он водится в прудах и реках. Это пресноводная рыба. Питается лещ водорослями. У него небольшая голова и широкое тело, покрытое чешуей. У леща большой хвост и плавники.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Воспитательпредлагает детям рассказать о том, чем они занима­лись.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл нод165.33 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия:

Воспитатель организует приветствие и  предлагает детям выбрать картинки с изображением пресноводных рыб, разложенные на столе, а затем пройти к своим местам.

  1.  Воспитатель:  Сегодня мы продолжим разговор о пресноводных рыбах. А еще познакомимся с новой буквой. Рассмотрите картинки, которые вы выбрали, вспомните названия рыб, изображенных

на них. Сначала сядут те дети, названия рыб у которых начинаются со звука (с}.

Садятся дети, выбравшие картинки с изображениями сома и судака.

 Воспитатель. Теперь сядет тот, у кого название рыбы начинается со звука |ф].

Садится ребенок, у которого на картинке изображена форель.

Воспитатель:Теперь звук «К»

Садятся дети у кого на картинках изображены карп и карась.

Воспитатель. Ас какого звука начинается название твоей рыбы, ?

4-й ребенок. Слово лещ начинается со звука [л'].

Воспитатель: Отлично. Сядьте правильно. Продолжим работу. Воспитатель собирает картинки.

  1. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.
  2. В-ль: Упражнение «Похлопай в ладоши». [Развитие фонематического восприятия.]

Воспитатель предлагает детям встать около стульчиков и раздает им плоскостные изображения рыбок.

Воспитатель. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.

Жанна и Женя в роще гуляли. Желтые желуди в травке искали.

Дети. Звук [ж].

 Воспитатель. Давайте произнесем звук [ж] все вместе.

Дети вместе с Воспитателем произносят звук {ж}.

 Воспитатель. Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, язычок стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, губы округлены. Значит, во рту есть преграда из губ и языка. Как вы думаете, звук [ж] — гласный или согласный?

Дети. Согласный.

 Воспитатель. Верно. Это твердый согласный звук. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети. Синим.

 Воспитатель. Приложите руку к горлышку и определите, звонкий он или глухой.

Дети. Он звонкий.

 Воспитатель. Верно. Это согласный твердый звонкий звук. А теперь вы будете хлопать в ладоши, как только услышите звук [ж]. Ж, 3, ж, ш, ж, д, Ш, Ж, 3, с. Жа, ду, шо, жи, шу, за, жо, до.

Жаба, шапка, замок, флажок, коза, жужжать, звенеть, шипеть, желтый, кожаный, золотой.

Дети слушают и хлопают, услышав звук [ж].

4. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]

Воспитатель. А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно.. Ж, а. Что получилось?

1-йребенок. Жа.

 Воспитатель. Верно. Получи фишку. Ж, о. Что получилось?

2-й ребенок. Жо.

 Воспитатель. Правильно. Возьми фишку.Ж, у.

3-й ребенок.: ЖУ.

Воспитатель. Правильно.Возьми фишку. Ж.А.

4-й ребенок.: ЖА.

Воспитатель. Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.

А сейчас потихоньку встаем  и делаем круг на коврике.

(в это время мл. воспитатель раздает органайзеры с карандашами и тетради на столы.)

5. Физкультминутка «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Сложить ладони вместе и показать,

Рыбке весело играть.

как плавает рыбка.

Рыбка, рыбка, озорница,

Погрозить пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.

Медленно сблизить ладони.

Рыбка спинку изогнула.

Снова показать, как плывет рыбка.

Крошку хлебную взяла.

Сделать   хватательное   движение

двумя руками.

Рыбка хвостиком махнула,

Снова показать, как плывет рыбка.

Рыбка быстро уплыла.

6. Игра-соревнование «Хоровод рыбок». [Развитие общих речевых навыков, тонкой моторики, ловкости.]

Воспитатель раздает детям по две рыбки и предлагает детям соединить сначала их между собой , а потом с соседними.. На голове каждой рыбки пришита пуговица, а на хвосте сделана петелька. Дети собирают круг из всех рыб.

Воспитатель: Ребята, что у нас получилось?

Дети: Хоровод!.

 7.  Воспитатель.А сейчас давайте найдем в алфавите букву «Ж», значок, каким обозначается звук «ж».

Дети показывают букву Ж.

Воспитатель показывает печатную букву Ж на формате А4.

Воспитатель.Вот она наша буква «Ж».На что похожа? А сейчас посмотрите в свои тетради. Что вы видите в ее верхней части?

Дети. Большую и маленькую буквы Жж.

Воспитатель. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Дети. Синий, потому что буква Жж — согласная. Дети раскрашивают буквы.

 Воспитатель. А теперь подумайте, как правильно раскрасить желудь и жука. Выполняйте задание.

Дети выполняют задание, воспитатель контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.

Воспитатель. Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые, давайте напишем букву Жж. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу сверху вниз прямую палочку, а потом две палочки крест-накрест через ее середину. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Все написали? Хорошо.

8. Упражнение «Веселые рыбки». [Воспитание направленной воздушной струи.]

Воспитатель приглашает детей к большому столу, на котором стоит бассейн с водой (на такой высоте, чтобы детям не пришлось наклоняться). Рядом со столом в корзинке лежат бумажные рыбки.

Воспитатель. Возьмите своих рыбок, опустите их в бассейн. Давайте поможем им отправиться в плавание, научим их плавать. Наберите воздуха через нос, а потом подуйте на рыбку, вытянув губы трубочкой. Не надувайте щеки. Не поднимайте плечи.

Рыбки должны находиться на уровне рта детей. Воспитатель позволяет детям сделать упражнение 3—5 раз, для того чтобы не спровоцировать головокружение.

9. Игра с мячом «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).]

 Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и берет в руки мяч.

 Воспитатель. Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову рыба. Как можно назвать маленькую рыбу?

1-й ребенок. Рыбка.

 Воспитатель. Как еще?

2-й ребенок. Рыбешка.

 Воспитатель. Как называют человека, который ловит рыбу?

3-й ребенок. Рыболов.

 Воспитатель. А еще как?

4-й ребенок. Рыбак.

 Воспитатель. Что делает рыбак?

1-й ребенок. Рыбачит.

 Воспитатель . Куда ходит рыбак?

2-й ребенок. На рыбалку.

 Воспитатель. Какой суп варят из рыбы?

3-й ребенок. Рыбный.

       Воспитатель. Как можно назвать большую рыбу?

4-й ребенок. Рыбина.

Воспитатель. Отлично! Вы меня удивили, подобрав столько слов из одной семейки. Я могу гордиться вами. Воспитатель убирает мяч.

10. Игра-соревнование «Подбери картинки к схемам». [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]

Воспитатель помещает на магнитную доску несколько картинок с изображениями пресноводных рыб {щука, судак, форель, карась, карп, ерш, лещ, сом) и две слоговых схемы.

Рис. 53

 Воспитатель. Я предлагаю вам провести соревнование. Я разобью вас на две команды. Одна выберет рыб, названия которых

делятся на два слога, и поместит их под первую схему, а вторая выберет рыб, в названиях которых только один слог, и поместит их под вторую схему. Победит та команда, которая быстрее и точнее справится с работой.

 Воспитатель разбивает детей на команды. Дети выполняют задание.

  11. Рассказы о пресноводных рыбах по заранее составленному плану. [Развитие связной речи.]

 Воспитатель помещает на магнитную доску предметные картинки с изображениями пресноводных рыб.

 Воспитатель. Давайте расскажем о пресноводных рыбах по плану, который мы с вами составили. Назовите рыбу, скажите, где она обитает, чем питается. Опишите части тела рыбы.

1-й ребенок. Я расскажу о щуке. Это пресноводная рыба. Она водится в реках. Щука — хищница, питается другой рыбой. Щука довольно крупная рыба. У нее длинная голова, длинное туловище, сильный хвост, большие плавники и острые зубы.

Воспитатель: Вика нам сейчас расскажет об одной из пресноводных рыб в стихотворной форме.

Вика читает стихотворение о карасе.

    2-ой ребенок. Я расскажу о соме. Сом – пресноводная, хищная рыба. Обитает в реках и озерах.У сома огромная голова и длинное толстое тело. Его тело покрыто толстой кожей без чешуи. Хвост и плавники у сома маленькие.

Воспитатель: Агата тоже хочет рассказать стихотворение о большой речной рыбе.

Ребенок читает стихотворение.

3-й ребенок. Я хочу рассказать о леще. Он водится в прудах и реках. Это пресноводная рыба. Питается лещ водорослями. У него небольшая голова и широкое тело, покрытое чешуей. У леща большой хвост и плавники.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Воспитательпредлагает детям рассказать о том, чем они занимались.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0d7c/0002e023-8981f499/img10.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0d7c/0002e023-8981f499/img10.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков «Ж» - «Ш»

Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности:...

Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе по теме "Звуковая культура речи. Автоматизация звука [ш]"

Цель занятия: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах.Основные задачи занятия:§  уточнить артикуляцию и правильное про­изнесение звука [ш];§  учить правильно произносить зву...

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по теме "Аквариумные и пресноводные рыбы"

Активизация и актуали­зация словаря по теме «Аквариумные и пресноводные рыбы». Совершенствова­ние навыка слогового анализа....

Конспект занятия по природе в старшей группе по теме: Аквариумные и пресноводные рыбы

Конспект занятия по природе в старшей группе по теме:Аквариумные и пресноводные рыбы Коррекционно-образовательные цели:Учить детей обобщать и классифицировать (аквариумные рыбы и рыбы, живущие в ...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе "Путешествие по стране гласных и согласных звуков"

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Путешествие по стране гласных и согласных звуков"...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему: Аквариумные и пресноводные рыбы

Конспект занятия по ФЦКМ  в старшей группе на тему:Аквариумные и пресноводные рыбы...