Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе "Путешествие по стране гласных и согласных звуков"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Новикова Любовь Николаевна

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Путешествие по стране гласных и согласных звуков"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

«Путешествие по стране гласных и согласных звуков»

Цели:

Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о различии согласных звуков по твердости и мягкости, о гласных буквах.

Закрепить умение определять гласный звук по немой артикуляции через игровую деятельность.

Учить отгадывать загадки.

Продолжить обучать звуковому анализу слов; совершенствовать умение делить слова на слоги, в определении ударения в слове.

Упражнять в составление и в анализе предложений.

Развивать логическое мышление.

Воспитывать доброжелательность, проявляя настойчивость, целенаправленность и взаимопомощь.

Демонстрационный материал и оборудование:

Музыкальная колонка, макет телевизора, Буратино, парта со скамеечкой для Буратино, «Замки для звуков», гласные буквы, магнит (красный, синий, зеленый), картинка к стихотворению «Наши игрушки»:.  , полоска с четырьмя клеточками, песочный стол, игрушки  (кукла, машина, совок, кубик, дудка, буква, мяч , вилка, телефон, мишка, белка, лиса, зеркало), 2 корзины, указка, карточки с мнемодорожкой для составления  предложения.

Раздаточный материал:

карточки с мнемодорожкой для составления  предложения.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель:

– Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Здравствуйте).

Друзья Ваши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Вы готовы думать,

Слушать,  запоминать,

Ни минуты не терять.

Дети готовы.

Воспитатель:

– Ребята, для чего людям нужны уши?

Ответ детей:

 Уши нужны для того, чтобы слышать.

Воспитатель:

– А для чего нам нужны глаза?

Ответ детей:

 Глаза нужны, чтобы видеть.

Воспитатель:

– Что можно услышать ушами?

Ответ детей.

Воспитатель:

Правильно, ушами мы слышим разные звуки.

– А какие звуки вы сейчас слышите?

Ответы детей:

 Тиканье часов, стук двери, звук работающей машины.

Воспитатель:

– Ребята, вы слышите, кто-то к нам спешит в гости?

Под музыку из кинофильма «Приключения Буратино» вношу в группу куклу Буратино.

  1. Основная часть

            Воспитатель:

– Ребята, к нам пришел Буратино, но не с пустыми руками.  Он принес рюкзачок, который ему передала Мальвина. Буратино говорит, что  Мальвина любит  всех воспитывать и учить. Она дает задания, которые он должен  выполнить самостоятельно. К сожалению, Буратино не смог справиться с ними и просит нас помочь ему.

– Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель:

– Буратино, ребята готовы тебе помочь. Но для начала я предлагаю вам отправиться в нашу волшебную страну звуков, где звуки живут в замках и вспомнить, что такое звук?

Дети:

 Звук – это то, что мы слышим и произносим.

Воспитатель:

– А что такое буква?

Ответ детей:

Буква – это то, что мы пишем и видим.

Воспитатель:

– Какими бывают звуки?

Ответ детей:

 Звуки бывают гласными и согласными.

Воспитатель:

– Какие звуки мы называем гласными?

Ответ детей:

Звуки, которые тянутся, поются, произносятся протяжно, при произношении гласных звуков в ротике нет преграды.

Воспитатель:

– Каким цветом обозначаются гласные звуки?

Ответ детей:

Красным.

Воспитатель:

– Какие звуки мы называем согласными?

Ответ детей:

Звуки, при произношении которых в ротике есть преграда, это может быть губы, зубы и язычок.

Ответ детей:

– Какими бывают согласные звуки?

Ответ детей:

Твердые и мягкие.

– Каким цветом обозначаются твердые согласные звук?

Ответ детей:

 Синим.

Воспитатель:

– Каким цветом обозначаются мягкие согласные звук?

Ответ детей:

Зеленым.

I Задание Игра «Сломанный телевизор»

( Достаю из рюкзачка листочек с I Заданием Игра «Сломанный телевизор»)

Воспитатель:

– Ребята, первое задание – поиграть в игру «Сломанный телевизор». Напоминаю правила игры: с помощью артикуляции, я буду без звука показывать вам гласные звуки, а вы должны определить его, произнести звук протяжно, а затем показать, какой буквой он обозначается.

– Молодцы! Справились и с этим заданием.

II Задание Игра «Кто внимательный»

Воспитатель:

– А теперь посмотрим кто самый внимательный из ребят.

– Итак, выберите и назовите гласные буквы, которые обозначают твердость предшествующих согласных звуков?

( Ставлю на магнитную доску синий магнит, а ребенок – выкладывает буквы).

Твердый согласный звук – а, о, э, у,  ы.

Какие гласные буквы обозначают мягкость предшествующих согласных звуков?

(Ставлю на магнитную доску зеленый магнит, а ребенок – выкладывает буквы).

Мягкий согласный звук – я, ё, е, ю, и.

III Задание «Найди игрушку»

–– А теперь переходим к следующему заданию. Мальвина подготовила загадку, слушайте внимательно.

Мишки, кубики, машинки

И конструкторы большие,

И мячи, и безделушки —

Это всё мои…

(Игрушки)

Воспитатель:

– Буратино в песочнице растерял игрушки, их нужно найти и разложить в две корзинки. В зеленую корзинку положить игрушки, названия которых начинаются с мягкого согласного звука, а в синюю с твердого согласного звука.

– По очереди каждый из вас показывает игрушку, выделяете первый звук в слове и кладете в свою корзину.

Игрушки:

Твердый согласный звук – кукла, машина, совок, кубик, дудка, буква, собачка.

Мягкий согласный звук – мяч, мишка,белка, лиса, вилка, телефон, , зеркало.

(Дети берут по одной игрушке, показывают детям, выделяют первый звук в слове и кладут в свои корзины).

Воспитатель:        

– Все разобрали, молодцы! Справились с этим заданием.

– Теперь давайте немного отдохнем и проведем физминутку «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки вытянул, согнул

И по улице шагнул

А теперь мы сядем дружно

Нам работать дальше нужно.

2 часть

IV  Задание «Работа с предложением» 

Воспитатель:

Сейчас постараемся выполнить следующее задание Мальвины.

– С помощью мнемодорожек нам необходимо составить предложение со словом игрушки.

(Детям подарили игрушки.)

– Из скольких слов состоит предложение?

Ответ детей.

–  Назовите мне 1, 2, 3 слово в предложении.

Ответ детей.

Воспитатель: А теперь посмотрите на свои схемы и составьте свои предложения.
Дети составляют предложения с опорой на модели: 

Мама сшила медвежонка.

Подружка подарила котенка.

Папа подарил машинку.

Бабушка подарила куклу.

Дедушка построил кораблик.

Бабушка связала кукле платье.

Бабушка вяжет носки.

Мама подарила книгу.

Папа подарил щенка.

Мама подарила братику поезд.

Мама подарила зайку.

Папа подарил сестренке коляску.

Молодцы ребята и это задание мы помогли выполнить Буратино.

VI Задание «Выучить стихотворение.

Воспитатель:

И осталось у нас последнее задание. - Мы должны выучить стихотворение:

«Наши игрушки». Послушайте его внимательно.

Много игрушек в детском саду,

Наши игрушки стоят на виду:

Кот в сапогах, длинноухие зайки,

И барабан, и балалайки.

Куклы нарядные в платьях сидят,

Куклы на зайцев и мишек глядят.

Мы наши игрушки не бьем, не ломаем,

Их у товарищей не отнимаем.

Наши игрушки стоят на виду, -

Все у нас общее в детском саду.

А что бы было легче запомнить, мы будем  использовать картинки – подсказки, а вы ребята внимательно следите за указкой.

Воспитатель: Молодцы быстро вы повторили это стихотворение, и с этим заданием вы справились.

– Ребята, что больше понравилось на занятии?

Ответы детей.

– Ребята, вы действительно, молодцы! Буратино говорит вам спасибо за помощь. Все старались, очень дружно выполняли сложные задания. Он хочет вас отблагодарить золотыми монетами.

– А сейчас ему пора возвращаться в школу к Мальвине. Давайте скажем Буратино до свидания.

 Дети: До свидания.                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну гласных и согласных звуков». Лексическая тема: «Осень».

Цели занятия:1. Развитие навыков слогового и фонематического анализа, фонематических представлений.2. Расширение и уточнение словаря по теме "Осень".3. Продолжать учить образовывать существительные во...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Путешествие по стране гласных и согласных звуков и букв»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественноэстетическое развитие; физическое развитие. Задачи:– закрепл...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: «День рождения ослика Иа. Звук [И]. Буква И»

Цель: знакомство  со звуком [И] буквой И.    Форма: непрерывная образовательная деятельность.     Тип: комплексное. Задачи:Обучающие:-  познакомить с ...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе : звук [3 - 3\'];

Цель. Упражнять детей в умении определять слова с мягкими и твёрдыми звуками [3 — 3']; учить составлять сложные предложения с противительным союзом а и союзным словом потому что; акти...

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе.Тема: «Страна сказок»

Конспект открытого ООД по речевому развитию в подготовительной группе.Тема: «Страна сказок»...