Дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Мусагалиева Татьяна Валентиновна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости

     Здравствуйте, уважаемые родители!  Меня зовут Мусагалиева Татьяна Валентиновна. Я учитель-логопед МДОУ «Детский сад №70 г.Энгельса».

      В своей работе я  часто сталкиваюсь с проблемой смягчения согласных звуков у  дошкольников и трудностями различения твёрдых и мягких согласных. Я хочу вам предложить игры для  различения согласных звуков по твердости – мягкости.

    Для этого нам понадобятся два мячика: один твердый, другой мягкий. Твердый пластмассовый  мячик можно взять из конструктора с набором фигур. Мягкий мячик можно сшить из любой ткани (шаблон детали мячика представлен в приложении).

   Дайте ребенку подержать мячики в руках, обратите его внимание на то, как мячи различаются по своим свойствам: твердый и мягкий. Так же и согласные звуки, которые мы произносим, делятся на твердые и мягкие. Цвет каждого мячика (синий у твердого и зеленый у мягкого) выбран не случайно. В школе при изучении согласных, их тоже обозначают: синим цветом – твердые согласные , зеленым – мягкие. Это является определенной профилактикой ошибок на письме  у будущих школьников.

 Произносим например :   (держу в правой руке синий  мяч, в левой – зеленый  и произношу:)

-  [м] - [м`],   [т] - [т`],    [с] - [с`] и т.д.    (поочередно поднимаю мячи)

Предложите малышу поиграть «Мягкий – твердый»: вы называете любой звук, ребенок поднимает соответствующий мячик.

Далее переходим к слогам. Перед гласными: [а], [о], [у], [ы], [э] – звук согласного произносится твердо: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.

Согласный звук произносим немного утрированно, выделяем его.

Перед гласными: [и] [я], [е], [ё], [ю] – звук согласного произносится мягко: МЯ, МЁ, МЮ, МИ, ME.

(держу в правой руке синий  мяч, в левой – зеленый и произношу)

МА – МЯ, ТО – ТЁ, СЭ – СЕ  и т.д.

Со слогами можно также поиграть, как и со звуками. Добавляем игру «Наоборот»: вы держите синий мяч и называете слоги с твердыми согласными, ребенок держит зеленый мячик и называет слоги с мягкими согласными. Потом меняемся мячами.

Усложняем задачу, и переходим к словам.

МАЛ – МЯЛ

НОС – НЁС

ТУК – ТЮК  

ЛУК – ЛЮК

 РАД - РЯД   и т.д.

    Таким образом, благодаря тому, что в играх добавляется использование тактильных ощущений, ребенок намного быстрее учится различать согласные звуки по твердости – мягкости, и правильно произносить их в речи.

Спасибо за внимание!

Приложение 1.

http://ejka.ru/uploads/images/6/2/4/a/79/6de913b02a.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование понятия о твердости-мягкости согласных звуков

Формирование понятия о твердости-мягкости согласных звуков...

"Дифференциация согласного звука "л" и "ль"

Занятие по обучению грамоте...

Мультимедийная интерактивная презентация для дошкольников на тему: "Дифференциация согласных звуков"

Дифференциация звуков (Ч - Щ) в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях....

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста «Дифференциация согласных звуков [с]-[з]»

Тема занятия : «Дифференциация звуков С-З».Цель: 1. Закрепление навыка четкого различения на слух звуков «С» и «З» в ре...

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности на тему: "Дифференциация согласных звуков "

Правильная речь имеет важное значение для развития ребенка. Особое значение имеет правильное звукопроизношение и восприятие при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащи...

Дифференциация согласных звуков Г и Гь

Представленные речевые игры и упражнения на дифференциацию согласных внесут разнообразие на занятиях учителя - логопеда....