Конспект занятия для старшего дошкольного возраста «Дифференциация согласных звуков [с]-[з]»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Тема занятия «Дифференциация звуков С-З».

Цель: 1. Закрепление навыка четкого различения на слух звуков «С» и «З» в речи.

Задачи:

1. Образовательные:

-развивать фонематическое восприятие; фонематический слух, дифференциация звуков [с]-[з] изолированно, в словах

-работать над развитием фразовой речи;

-формирование навыков звукового анализа : давать характеристику звукам [с] и [з], знать их отличие друг от друга; определять место изучаемых звуков в слове; определять количество звуков в слове, количество гласных и согласных звуков; делить слова на слоги; выкладывать звуковые схемы слов;

- познакомить с графическим образом букв С и 3.

2. Развивающие:

-развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, мышление, воображение

3. Воспитательные:

-воспитывать организованное поведение на занятии;

-формировать активность и самостоятельность на занятии;

-прививать внимание и интерес к красивой и правильной устной речи.

Оборудование: индивидуальные схемы звуков (фишки) ,картинки, куклы, карточки (звонкий-глухой,книга, игра (собери цветок)

Ход занятия:

1.– К нам в гости пришли Сара и Зина. (Выставить куклы.) Принесли книгу,в которой потерялись звуки. Давайте им поможем найти эти звуки

– С какого звука начинается имя девочки 1? (девочки 2?

– Какой звук «С»? («З»).

– Чем они похожи? (Согласные.)

– Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий,мягкий)

– Ребята, давайте почувствуем звонкость согласного звука Зруку положите на горлышко и произнесите: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

2. «Будь внимателен»

Игра «Будь внимателен» (развитие фонематического слуха).

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель произносит слова со звуками [с] и [з]. Дети хлопают в ладоши, если слышат звук [с], топают, если слышат звук [з] : сон, маска, роза, сумка, золото, задание, посуда, морозы, космос, астра, зубы, бусы, тазы, автобус. (показывают карточки –звонок, наушники)

Воспитатель «У меня тоже есть для нас задание, я предлагаю нам поиграть с мячом.» Дидактическая игра «Договори словечко».

3. Воспитатель бросает мяч ребенку. Ребенок должен назвать слово

Где весною было пусто,

Летом выросла … (капуста).

От дождя земля намокла,

Вылезай, толстушка … (свёкла).

Надо поклониться низко,

Чтобы вытащить … (редиску).

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста, если я … (капуста).

Как на тоненький ледок

Выпал беленький … (снежок).

Для птенцов и для зверят

Тоже нужен детский … (сад).

Прилетел из леса жук

И залез на толстый … (сук).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? … (лиса).

Верещунья, белобока,

А зовут ее … (сорока).

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую … (лису).

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не … (киска).

Кто один имеет рог?

Отгадайте - (носорог).

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для (нас).

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на … (стуле).

Рисунок сделаю прекрасный,

Возьму лишь кисточки и … (краски).

Слегка дунул ветерок,

С дерева слетел … (листок).

Мамочке любимой часто

Приношу в подарок … (астру).

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (ВАСИЛЁК)

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь –

Чистоплотный серый (ГУСЬ)

Зайку бросила хозяйка –

Под дождем остался … (зайка).

Ходит по лесу хорек,

Хищный, маленький (зверек).

Где обедал, воробей?

В зоопарке у … (зверей).

Зайка громко барабанит,

Он серьезным делом … (занят).

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю … (зарядку).

Каждый тут в лесу талант –

И певец, и … (музыкант).

Телефон опять звонит

От него в ушах … (звенит).

На дыру в штанах, ребята,

Ставит мама вам … (заплатку).

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки.

А сапожки не простые,

В них застежки … (золотые).

Заглянула в дверь коза,

Очень грустные … (глаза).

Побежала мышка-мать,

Стала щуку в няньки … (звать).

Он и плачет, медведь, и ревет,

Медвежат из болота … (зовет).

4. Воспитатель : «Картинки грустные лежат,

Расселиться хотят.

Но не знают – как? Куда?

Помогите, детвора.»

Давайте поиграем в игру

Упражнение в определении позиции звуков в словах.

Картинки (обезьяна,

корзина, ваза, береза,азбука, зонт,змея, зуб, замок, заколка, звезда, заяц, самолет,

автобус, троллейбус, редис, подсолнух, скрипка, сковорода, свеча, астра,

кастрюля, капуста, носок, свекла

ФИЗМИНУТКА

Выходим и встаем в круг

Воспитатель : как мы измеряем слово (слогами)Слоги можно прохлопать или присесть)

Есть слово длинное или короткое. Дети сами называют слова и приседают (поднимают руки вверх)

Садятся на стульчики.

Наши девочки просят вас выложить звуковую схему слов их имен (дать характеристику звуков)

Сара, Зина

5. Игра «Собери цветок для девочек». Со звуком [с] для Сары,со звуком [з] для Зины (дети собирают лепестки, на которых изображены картинки со звуками с-з) и дарят их девочкам-куклам

Итог: Какие же звуки потерялись(ответы детей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_sluha.docx14.61 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для развития фонематического слуха

 «Выдели слово».

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх.) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

«Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Услышишь — хлопни».

Целиразвивать слуховое вниманиефонематическое восприятие.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

«Кто больше?»

Целиразвивать фонематические представленияслуховое внимание.

Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).

Целиразвивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

«Нужное слово».

Целиразвивать фонематическое восприятиефонематические представленияфонематический анализ.

Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Зоркий глаз»

Целиразвивать фонематические представленияфонематический анализ, внимание.

Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

«Бусы»

Целиразвивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

Ход игры. После слов ведущего:

- Рассыпались бусы. Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов, например:

на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука —. на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло —.

«Звуковая зарядка»

Целиразвивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков.

Ход игры.

Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.

Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.

Вариант 3«Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети — соответствующее.

Звук А — руки поднять в стороны на уровень плеч.

Звук У — руки вытянуть вперед.

Звук О —руки поставить на пояс.

Звук И —руки поднять вверх.

Звук Э — опущенные руки отвести немного в стороны.

Звук Ы — отвести руки назад (или за спину).

«Живые звуки»

Цели: учить воспроизводить и дифференцировать ритмы с опорой на зрительный, слуховой и двигательный анализаторы; упражнять в четком произношении гласных звуков; развивать слуховое и зрительное внимание, память; умение изменять голос по высоте, силе, длительности; чувство ритма.

Начинать каждую игру следует с «настройки» слуха и голоса на восприятие и воспроизведение звуков различной длительности, а именно, дать возможность прослушать и пропеть (произнести) эти звуки с опорой на их графическое изображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты занятий для старшего дошкольного возраста

Материал содержит конспекты занятий по ознакомлению детей с историей, культурой, традициями и обячаями марийского народа....

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста "Язык жестов и движений

Конспект занятия  для старшего дошкольного возраста "Язык жестов и движений Цель: Дать детям представление о различных способах и средствах коммуникации с   окружающими; о  ва...

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста "Путешествие в Австралию".

На занятие "Путешествие в Австралию" дети познакомятся с удивительной страной, узнают много нового и интересного об удивительной стране Австралии....

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста. «Осенний пейзаж».

Широки возможности работы с детьми в технике, основанной на применении различных печаток. Этот вид рисования не требует никаких специальных навыков: понадобятся лишь оттиски готовых форм, смазанных кр...