Конспект занятия "Образование сложных слов"
план-конспект занятия по логопедии
учить детей правильно образовывать сложные слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_tema_obrazovanie_slozhnyh_slov.docx | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
Тема: «Образование сложных слов»
Цель: учить детей правильно образовывать сложные слова
Задачи:
- Упражнять в образовании сложных слов;
- Активизировать и расширять словарь по данной теме;
- Упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа;
- Упражнять в образовании существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом;
- Развивать внимание, память.
Оборудование: картинка Незнайки, предметные картины по данной теме, сундучок.
Ход:
1.Орг.момент.
Ребята, посмотрите, Незнайка нам прислал сундучок! Давайте посмотрим, что же в нем? (логопед открывает сундук и говорит, что там много разных картинок). Незнайка просит нас помочь ему подружить слова. Дети, а разве такое бывает, чтобы слова дружили? Что такое дружба? У вас есть друзья? Вот и некоторые слова тоже дружат.
2. «Подружи слова»
Много разных слов у нас,
Что же делать с ними нам сейчас?
Слова нам нужно подружить,
Чтоб новые словечки получить!
Как – то Незнайка мне рассказал вот такую историю, послушайте внимательно:
В холодный зимний вечер стоял наш Незнайка у окна и смотрел на падающий снег. «Снегопад начался», — сказала мама Незнайки. «Что такое снегопад»? – заинтересовался Незнайка. «Снегопад – это снег падает», — объяснила Незнайке мама. «Какое интересное слово, — подумал он. – Надо же из двух слов состоит! Интересно, а сколько еще таких слов можно придумать?!».
Ребята, давайте для Незнайки составим еще такие слова, нам нужно будет подружить 2 слова: Сам летает – самолет-1-ое слово логопед объясняет сам;
Сам катается - самокат;
Везде ходит - вездеход;
Бензин возит - бензовоз;
Рыбу ловит – рыболов;
Лес рубит – лесоруб;
Лед ходит – ледоход;
Пар, возит (с помощью пара возить) – пароход;
Пчел разводит - пчеловод;
Вертится, летает – вертолет;
Землю копает – землекоп;
Воду возит – водовоз;
Лед колит – ледокол.
3.Игра «Один — много»
Игра проводится с мячом. Логопед бросает одному из детей мяч и называет предмет в ед.ч. (один самолет) а, ребёнок ловит мяч и возвращает его логопеду, употребив слово «много».
Н-р, один самолет – много самолетов.
Слова: самолет, вертолет, ледокол, бензовоз, водовоз, лесоруб, самокат, вездеход, паровоз.
4.Физминутка «Буратино» (2-3 раза, убыстряя темп).
Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)
5. «Слова поссорились»
Ребята, теперь мы знаем, как подружить слова! Но бывает и так, что эти сложные слова ссорятся и делятся опять на 2 слова. Н-р, бензовоз – бензин возит. Слова из предыдущих упражнений.
6. Составление предложений со сложными словами с опорой на картинки.
По картинкам дети составляют предложения.
7. Загадки
Незнайка подготовил для нас загадки. Давайте попробуем их отгадать.
1. Машинам всем замедлить ход!
Пешком проходит … (пешеход).
2.Увидеть осенью я рад
Паденье листьев — … (листопад).
3.На носу свой носит рог
Зверь свирепый … (носорог).
4. Пилот зовёт людей в полёт –
Сам летает … (самолёт).
5. Замечательный прокат!
Сам катился … (самокат).
6. Пчела в улей мёд несёт.
Пчёл разводит … (пчеловод).
7. Топором огромный дуб
В лесу рубит … (лесоруб).
8. Вот так чудо! Он со вкусом
Может кушать пыль и мусор!
И жужжит, как сотня ос,
Работяга… (Пылесос)
9.Пошла Муха на базар
И купила … (самовар).
Новые слова разбираются (пешеход, листопад, носорог, пылесос, самовар).
8. Итог:
Ребята, сегодня мы с вами учились образовывать сложные слова. Главное запомните, чтобы получились сложные слова, надо подружить одно словом с другим.
Дети, а теперь пусть каждый скажет по одному сложному слову, которое вам понравилось или запомнилось. Мне, например, нравится слово – листопад (листья падают).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребёнку выговаривать сложные слова?
Данный материал является памяткой - консультацией для родителей и содержит краткий алгоритм работы над слоговой структурой слова....
Обучение ребенка-логопата старшего дошкольного возраста с нарушением зрения словообразованию сложных слов, состоящих из двух основ. Конспект логопедического занятия «Учимся образовывать одно слово из двух»
Как известно, словообразование – это самый короткий путь к обогащению словаря ребенка. В статье предтавлен конспект логопедического занятия, в основе которого дидактическая игра «Обр...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области « слоговая структура слова » в подготовительной группе на тему «Путешествие по океану сложных слов»
1.Организационный момент.- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по океану сложных «Сложных слов» искать клад. Для этого у нас есть карта нашего путешествия. Чтобы наш корабль выпусти...
Конспект по теме "Сложные слова" Подготовительная группа.
Цель: учить детей образовывать сложные слова путём сложения основ двух слов, активизировать активный словарь сложными словами, упражнять в образовании существительных множественного числа родительного...
Конспект занятия Тема занятия: «Сложные слова в гостях у детей»
По развитию лексико-грамматической стороны речи я разработала занятие с использованием технических средств. Так как образование сложных слов, путём сложения двух слов для дошкольника является очень тр...
Конспект занятия. "Образование сложных слов".
Учить детей образовывать и употреблять сложные слова....
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности "Сложные слова"
Коррекционно-образовательные:- Учить образовывать сложные слова путём сложения основ двух слов.- Активизировать активный словарь сложными словами.- Упражнять в образовании существительных множественно...