Конспект ООД по обучению грамотности в старшей группе «Деление 2-х – 4-х сложных слов на слоги. Знакомство с гласными звуками»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Обучение грамотности, совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_po_obucheniyu_gramotnosti.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по обучению грамотности в старшей группе «Деление 2-х – 4-х сложных слов на слоги. Знакомство с гласными звуками.».
Программное содержание. Формировать у детей понятие «гласный звук».
Познакомить детей с гласными звуками. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас, развивать связную речь. Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Материалы и оборудование: картинки со звуком [а], картинки-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит, фишки красного цвета, фишки серого цвета.
Ход ООД
- Ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло). Это тепло добрых рук и добрых душ. Давай, возьмемся за руки, улыбнемся и подарим друг другу тепло и хорошее настроение.
-Дети, сейчас я загадаю загадку, а вы должны будете ее отгадать:
Его не видно, в руки не взять,
Но зато слышно. Что это?(звук)
-Молодцы. Конечно, это звук.
-Как вы догадались, что это звук?
-Правильно, звуки мы слышим, слушаем.
-Какие звуки вы знаете? (бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки).
-Правильно, это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
-Звуки речи делятся на какие две группы? (Гласные звуки и согласные звуки)
-Сегодня мы с вами, поговорим о гласных звуках.
-Гласные – это звуки, которые мы произносим голосом, свободно, без препятствий.
- В русском языке 6 гласных, сейчас я вам их назову: [a],[o],[у],[э],[ы],[и].
-Давайте повторим их еще раз.
-Как же можно отличит гласные звуки от других звуков, об этом есть стихотворение, послушайте:
Гласные тянутся песенкой звонкой
И - и - и - и.
А - Могут заплакать и застонать:
О - о - о - у - у - у.
Могут качать в колыбели Аленку:
А - а - а - а.
Могут, как эхо, в лесу закричать:
Ау! Ау! Ау!
Могут летать высоко в синеву:
А, о, у, и, э, ы.
Не желают свистеть и ворчать.
-Гласные звуки можно петь как песенку, тянуть.
-Давайте попробуем все вместе, спеть каждый гласный звук по очереди.
-Теперь я предлагаю вам немного поиграть с нашими гласными звуками.
Назовем слова, начинающиеся на звук [a], например, АРБУЗ (вывешивается картинка), далее – автобус, апельсин, ананас, абрикос, актер, артист и т.д.
Назовем слова, начинающиеся на звук [о], например, ОСЛИК (вывешивается картинка), далее – окна, обруч, облако, остров, окунь, озеро и т.д.
Назовем слова, начинающиеся на звук [у], например, УЛИТКА (вывешивается картинка), далее – улитка, утюг, удочка, урожай, укроп, учитель, ученик и т.д.
Назовем слова, начинающиеся на звук [и] , например, ИГОЛКА (вывешивается картинка), далее – индюк, ирис, Илья, икра, Ирина, ива, иволга и т.д.
Назовем слова, начинающиеся на звук [э] , например, ЭКСКАВАТОР (вывешивается картинка), далее – этажи, экскаватор, экран, эхо, и т.д.
-Вот сколько слов мы с вами назвали. Ребята, мы знаем что слова делятся на слоги, а гласные звуки участвуют в образовании слогов. Мы можем легко сказать: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».
-Давайте определим количество слогов в названиях картинок, которые есть на доске.
- Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным цветом)
Воспитатель вывешивает на доску картины-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит
-Дети, сейчас я предлагаю вам в каждом слове найти гласный звук.
-Что мы видим на 1 картинке? (мак)
-Какой гласный звук вы нашли?
-Как вы догадались, что это гласный звук? ( его можно пропеть).
-Каким цветом фишки, мы обозначим этот звук? (красным)
-Почему? ( все гласные звуки обозначаются красным цветом)
-Теперь, я предлагаю вам отдохнуть:
Физкультминутка. Мы знаем гласные звуки!
Вверх поднимаем руки, рот пошире открываем:"А! "
Руки на плечи опускаем, рот немножечко сужаем:"Э! "
Руки вытянем вперед и губы трубочкой вперед: "У! "
Руки в стороны раздвигаются, губы улыбаются: "И! "
Руки назад и язык назад: "Ы! "
Руки округляем, губы округляем: "О! "
-Гласным звукам так понравилось, как вы их запомнили, что они захотели с вами поиграть. А вы хотите? (Да).
Я буду называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук. (игра проводится по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре).
Арбуз, облако, утка, игра, аист, ослик, утюг, ирис, ухо, озеро, апельсин и т.д.
Итог. -О каких звуках мы сегодня говорили? (звуки речи).
-С какими звуками мы с вами познакомились?(гласными)
-Сколько гласных звуков? (их 6).Назовите их.
-Как узнать, что звук гласный? (его можно петь).
-Каким цветом они обозначаются? (красным)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамотности в старшей группе
Задачи:Образовательные: Продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имён существительных;Развивающие: Закреплять умение детей делить слова на ...
Конспект ООД по обучению грамотности В старшей группе «Слоговой анализ и синтез слов»
Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком....
Конспект ООД по обучению грамотности В старшей группе «Сравнение слов по звуковому составу»
Закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова; упражнять детей в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему; закреплять пре...
Конспект ООД по обучению грамотности в старшей группе «Представление о смыслоразличительной функции звука»
Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. Совершенствование умения подбирать слова с задан...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Вычленение в слове ударного слога»
Конспект занятия по обучению грамотев старшей группе (5-6 лет)Тема: «Вычленение в слове ударного слога»Доминирующая образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция образовательн...
Конспект занятия по «Обучению грамоте» в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Звуковой анализ слова «гуси».
Конспект занятия по «Обучению грамоте»в старшей группе (5-6 лет)Тема: «Звуковой анализ слова «гуси». Доминирующая образовательная область: Познавательное развитиеИнт...
Конспект ООД по обучению грамотности в старшей группе «Сравнение слов по звуковому составу»
Развитие умения произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова...