Методическая разработка НОД "Домашние животные и их детеныши"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Методическая разработка НОД по лексической теме "Домашние животные и их детёныши" поможет педагогу вызвать интерес у своих воспитанников к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал адресован учителям-логопедам, воспитателям, родителям | 39.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка НОД
«Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР по лексической теме
«Домашние животные и их детеныши»
Семенец В.А., учитель-логопед
ГБДОУ д/с № № 33
Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении выстраивается на основе основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 33, которая базируется на комплексной примерной программе «Истоки».
Парциальные программы:
- «Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», Москва, 1993 год, «Альфа»,Т.В.Филичева, Г.В.Чиркина
- «Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Л.Б. Баряева, СПб: ЦДК проф.Л.Б. Баряевой, 2009г.
Данное занятие разработано для подгруппы детей с диагнозом « Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи, 2-3 уровень речевого развития. Стертая форма дизартрии», возраста – 6 лет, второй год обучения.
Занятие рассчитано на 30 минут и является завершающим по лексической теме «Домашние животные и их детеныши».
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативная.
- Познание.
- Образовательные технологии.
- Здоровьесберегающие.
- Игровая.
- Мнемотехника.
- Элементы логоритмики.
- ИКТ.
- Развивающая.
Планируемый результат: систематизировать представления детей о жизни домашних животных, совершенствовать умение решать простейшие логические задачи.
Цель: Закрепить и расширить представления детей о домашних животных и их детенышах, о пользе, приносимой этими животными.
Задачи:
Коррекционные
- Совершенствовать навык словоизменения, словообразования.
- Закрепить навык образования притяжательных прилагательных.
- Формировать умение изменять притяжательные прилагательные по родам.
- Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного числа.
Образовательные:
- Систематизировать знания детей о домашних животных, о пользе, приносимой ими
- Закрепить названия детенышей домашних животных (теленок, жеребенок, ягненок, поросенок…)
- Расширить активный и пассивный словарь по теме «Домашние животные».
- Сформировать умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные.
Развивающие
- Развивать лексико-грамматические средства языка.
- Способствовать развитию детей в познавательной, речевой области с использованием современных электронных образовательных ресурсов (ИКТ).
- Развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление.
Воспитательные
- Воспитывать у детей любовь к животным и уважение к труду взрослых.
- Воспитывать умение работать в коллективе и радоваться успехам товарищей.
- Воспитывать умение слушать педагога и сверстников
Подготовка к занятию
Материал:
Демонстрационный
- Мультимедийный проектор и экран.
- Подготовленная мультимедийная презентация «Домашние животные»
- Картинки с изображением домашних животных, крестьянского подворья.
Раздаточный
- Картинки с изображением домашних животных и их детенышей (корова-теленок , лошадь-жеребенок , свинья-поросенок , кошка-котенок , собака-щенок , коза-козленок , овца-ягненок ).
- Раскраски «Домашние животные».
- Картинки с изображением силуэтов домашних животных.
- «Билеты» на автобус.
- Карандаши цветные, фломастеры.
Предварительная работа
Знакомство с домашними животными, их детенышами, их образом жизни, пользой. Чтение сказок о домашних животных. Заучивание стихов , загадок.
Индивидуальная работа
Вова П. – контроль за правильным произношением звуков «С»,»З», «Р»
Дима – правильное произношение звука «Р»
Максим – побуждать к активной работе , отвечать на вопросы.
Ход мероприятия
Вводная часть
Какое сейчас время года? ( Зима) Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их по порядку (Декабрь, январь, февраль). А за что мы любим зиму? ( Можно кататься на санках, лыжах, коньках . Можно слепить снежную бабу ). А еще можно, как и в любое другое время года, побывать в интересных местах. Например, Великий Устюг, где живет Дед Мороз. Может, вы мне предложите такое место? ( В зоопарк . В лес. В цирк. )
А сейчас мы совершим путешествие в деревню.
Нас там ждут. А как вы думаете, для чего нам нужно это путешествие?
( Чтобы побольше узнать о домашних животных, посмотреть на них . Помочь заботиться о них.)
Верно! Молодцы! Опаздывать мы не можем. Как нам вовремя добраться до места? На чем мы можем сейчас туда поехать? ( На санях . На лыжах. На поезде. На вертолете. На автобусе. )
Тогда давайте выберем транспорт, на котором мы все вместе доберемся до места и чтобы никто не потерялся. Ехать нам недалеко, поэтому на поезде и на вертолете не стоит ехать. Выберем автобус. Перед поездкой на автобусе нам нужно вспомнить правила поведения в общественном транспорте (Шуметь нельзя . Нельзя мешать водителю. Старшим уступают место. Нужно купить билеты. ) Покупайте билеты. Билетик получит тот, кто повторит ряд слов. Только хочу вас предупредить, чтобы вы эти слова хорошенько запомнили. Они нам пригодятся в конце путешествия.
Развивающая игра для тренировки памяти.
( Повторяют все дети по очереди и получают билетики)
Корова, коза, овца. Теленок, жеребенок, ягненок. Мычит, ржет, блеет. Теплый, яркий, солнечный. Молоко, масло, творог. Яйцо, цыпленок, курица.
Мне тоже нужно купить билет. Кто назовёт ряд слов, чтобы я их повторила? Дима, назови мне эти слова (Называет три слова). Вот теперь и я поеду с билетом.
Ребята, а как же наши гости? Не оставим же мы их в детском саду. Давайте и им предложим «купить» билеты на автобус, чтобы они могли поехать с нами.
( Дети предлагают гостям повторить слова . Гости получают билеты на автобус)
Садимся в автобус (стульчики в ряд) и едем!
Ребята, посмотрите в окно (на экран) (Слайд №2 Слайд №3)
За окном проплывают красивые зимние пейзажи. (Зима).
Весело ехать на автобусе по хорошей дороге! Но вот мы свернули на лесную дорогу. Автобус дальше ехать не может – много снега. Выходим из автобуса. Давайте наденем лыжи, и пойдем на лыжах. Полюбуемся красотой зимнего леса. ( Имитируют движения лыжника . Красивый лес. Много снега. Елки нарядные .) (Слайд №4)
А какой свежий воздух!
Упражнение на дыхание.
Давайте подышим этим кристально чистым воздухом. Вдох – носом, выдох – ртом. Посмотрите, как у вас раскраснелись щеки! Чтобы не замерзнуть, потрите щеки ладошками, потрите руки. (Выполняют)
Основная часть
Мимо елей, мимо пней. (Слайд №5)
Вот деревня! Ждет гостей.
Теперь мы снимаем лыжи и заходим во двор. Посмотрите на экран. (Слайд №6)
Что за шум стоит вокруг?
Громко лает старый пес,
Вот заржали кони вдруг:
Конюх им овса принес.
Здесь мычит корова: « Му -у »,
Вторит ей овечий хор.
И никак я не пойму,
Что за странный это двор? (Это крестьянский двор)
Упражнение на развитие зрительного внимания и зрительной памяти.
Перед вами картинка, которую нужно очень внимательно рассмотреть и запомнить всех домашних животных. Сейчас я её закрою, а вы мне перечислите всех животных, которых запомнили. Каких домашних животных вы увидели на картинке? Проверим себя, я открываю картинку. (Слайд №6)
( Корова , свинья, овца, лошадь, кошка, собака…)
Д/и на развитие образного мышления
«Отгадай загадку – увидишь отгадку»
Я приглашаю вас сесть на стульчики. Сейчас я буду загадывать вам загадки. Если вы отгадаете правильно, то ответ покажется на экране.
Тяжело стучат копыта,
Вымя молоком налито,
Длинный хвост, рога дугой…
Ждут кормилицу домой. (Корова) (Слайд № 7)
У меня забавный хвостик,
Вместо носа – пятачок,
Я люблю, чтоб мне чесали
Толстый розовый бочок. (Поросенок) (Слайд №8)
Кто там очень громко лает
Никого в дом не пускает?
Злая, видимо, однако,
Ведь зовут её … (Собака) (Слайд №9)
В нашем доме кто живёт?
Молоко из миски пьёт.
По ночам мышей гоняет.
Днём на лавке отдыхает.
Больше никаких забот.
Ну, конечно, это… (Кот) (Слайд №10)
Вы очень хорошо отгадываете загадки!
Я прочитаю вам стихотворение. Вы его очень внимательно послушайте. Нужно будет узнать героев стихотворения, запомнить, а потом назвать.
Д/и на развитие внимания и памяти "Загадочное стихотворение"
"ГАВ и другие"
Целый день паслись у сосен
Две подружки МЕ и МУ
МЯУ грел бочок на солнце,
БЕ весь день мешал ему.
КРЯ купался рядом в речке,
КУКАРЕКУ песни пел,
ГАВ валялся на крылечке,
ХРЮ под кустиком сопел.
А теперь, дружок, напомни,
Назови по именам
Всех, кто в этот жаркий полдень
На глаза попался нам. (Т.Литвинова) ( Дети с удовольствием разгадывают под каким именем скрывается какое животное.) (Слайд №11)
Вы прослушали стихотворение, а теперь назовите всех, кого узнали и запомнили. Дима, сколько героев ты узнал? А ты, Андрей, кого узнал и можешь назвать. А теперь я читаю еще раз . Будем вместе называть героев и смотреть на экран. Они появляются на экране. (Коза, корова, кошка, овца, утка, петух, собака, свинья)
Упражнение на развитие умения делать обобщения и выделять лишнее.
Д/и «Четвертый – лишний»
Сейчас на экране появится изображения животных. Нужно будет определить, кто здесь лишний. Но самое главное – нужно будет сказать, почему он лишний. Докажите! ( Обсуждают , по каким признакам можно выделить лишнего.)
Если вы правильно назовете лишнего героя, то он уйдет с экрана.
Лишний котенок (Слайд № 12). Лишний петух (Слайд № 13). Лишний лось (Слайд №14)
Динамическая пауза.
Сейчас я познакомлю вас с новой игрой. Нужно будет не только отбивать мяч от пола, но еще в это время вспоминать названия домашних животных. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется . Игра называется «Я знаю название трех домашних животных» (Дети отбивают мячом и называют домашних животных. Я знаю название трех домашних животных: Корова- раз, лошадь – два, кошка – три. ) (Называю победителей)
Д/и «Кто спрятался на картинке?»
У меня есть «непонятные» рисунки. Художник очень постарался, чтобы нас запутать. Рассмотрите и назовите животных, которых вам удалось найти на этой картинке. ( Рассматривают . ) Перечислите их. (Называют животных) Сколько их всего? (Всего их семь) (Раздаю каждому ребенку по картинке). Выберите одно животное и по желанию или раскрасьте его, или заштрихуйте , или обведите карандашом. (Лошадь, корова, овца, свинья, кот, собака, коза )
Д/и «Чья голова?» на формирование навыков словообразования притяжательных прилагательных.
Как вы уже заметили, домашние животные любят прятаться. Вот и сейчас из-за этого плетеного забора выглядывает только чья-то голова. Нужно назвать, чья голова сейчас выглядывает. Для каждого ребенка будет своя картинка. Поэтому сами решите, кто будет первым отвечать, кто вторым, и так все. Если ответ верный, то голова опять спрячется ( Из-за забора выглядывает коровья голова (Слайд № 15) , Лошадиная голова (Слайд № 16) , Куриная голова (Слайд №17) , Кошачья голова (Слайд №18) ,Собачья голова (Слайд №19) .
Д/и «Кого не стало?»
Подойдем к столу. Теперь вы сами проверите на внимательность своих товарищей. Выберите, кто и вас первый пройдет испытание.
На столе лежат 5 карточек с изображением домашних животных. Посмотри внимательно, запомни и закрой глаза. В это время оставшиеся дети убирают одну картинку. Теперь открывай глаза и скажи, кого не стало. ( Не стало коровы . Не стало овцы. Не стало кошки)
Заключительная часть. Рефлексия
Так быстро пробежало время! Нам пора возвращаться домой. Пока мы были в гостях, расчистили дорогу. Наш автобус подъехал прямо ко двору. Чтобы зайти в автобус назовите те слова, за которые в начале путешествия вы «купили» билеты.
Развивающая игра для тренировки памяти (продолжение). (Дети называют нужные слова и садятся в автобус ) Гостям тоже нужно с нами ехать, поэтому попросим их назвать нужные слова (Гости называют слова и садятся в автобус)
Пока мы едем , давайте вспомним наше путешествие. Вам было интересно?
( Очень интересно!)
Давайте вспомним, какие задания мы сегодня выполняли.
( Ходили на лыжах . Были в гостях .)
Что понравилось? ( Видели домашних животных и их детенышей.)
Что нового вы сегодня узнали? Какие игры понравились больше всего? ( Игра «Чья голова?»)
Что легко было выполнить? (Отвечают)
А что вызвало затруднения? (Отвечают)
Куда отправимся в следующий раз? ( В зоопарк . В музей. В парк . )
Кого вы с собой возьмете из членов своей семьи? (Папу, маму, братика)
В какую игру поиграете дома с родителями? (Дети отвечают на эти вопросы.)
На память об этом путешествии я дарю вам раскраски (раскраски с изображением домашних животных для каждого ребенка). Раскрашивая их, вы вспомните наше путешествие, всех животных, с которыми там встретились. (Спасибо!)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Домашние животные»
Возрастные особенности воспитанников группы....
Методическая разработка по теме"Животные и их детеныши"
Презентация к НОД для детей раннего возраста "Д"икие животные и их детеныши"...
Методическая разработка по теме"Животные и их детеныши"
Презентация к НОД для детей раннего возраста "Дикие животные и их детеныши"...
Методическая разработка. Презентация "Домашние животные".
Домашние животные...
Методическая разработка НОД «Домашние животные и их детёныши» для детей раннего возраста
Цель: расширение представления детей о домашних животных и их детёнышах....
Методическая разработка . Тема "Домашние животные"
Методическая разработка . Тема "Домашние животные"...
Методическая разработка. Тема: "Домашние животные и их детеныши"
Цель: Создать условия для закрепления и расширения познания детей о домашних животных и их детенышей.Задачи: Создать условия для развития умения называть домашних животных, их детенышей, и сравн...