Постановка звука "Р"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Евдокимова Александра Евгеньевна

Конспект индивидуального занятия по постановке звука "Р"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_zvuka_r.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуально занятия

по постановке звука Р.

Цель: учить правильно произносить звук Р механическим способом

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

упражнять в определении наличия звука Р.

Коррекционно-развивающие:

способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;

создать условия для развития фонематических процессов;

развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать внимательность, усидчивость.

Оборудование: зеркало, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Вспомним наше правило.

Говорим всегда красиво,
правильно, неторопливо
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.

-Рассмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук Р.

2. Сообщение темы и цели занятия.

- Сегодня мы продолжим работу над звуком р и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику.

3. Артикуляционная гимнастика.

- Проснулся язычок рано утром. Посмотрел вниз: нет ли там луж, не выросла ли там травка, какие там цветочки? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать нижнюю губу вправо-влево широким языком. (Повторить 8–10 раз).

- Посмотрел язычок вверх: светит солнышко или идет дождик? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать верхнюю губу широким языком. (Повторить 8–10 раз.)

- Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. Вкусное варенье находится на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так. Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык вглубь рта. (Повторить 10–15 раз.)

- Наелся язычок, пошел кормить своих животных. Сначала он пошел кормить индюков. Индюки, когда они были голодные, болтали. Вот так: бл, бл, бл. Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы (как бы ее поглаживая). Темп движений постепенно ускоряется от медленного к быстрому, добавляется голос. При этом слышатся звуки, похожие на возгласы рассерженного индюка. (Повторить 8–10 раз.)

- Потом он пошел кормить свою лошадку. Увидела его лошадка, зацокала копытами. Вот так. Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом темп ускорить. (Повторить 10–15 раз.)

- Напоил язычок свою лошадку. Стала она фыркать. Вот так. Широкий расслабленный язык находится между губами. Производится сильный выдох на кончик языка. При этом губы и кончик языка вибрируют. Для получения вибрации губами при этом производится звук, похожий на кучерское “тпру”. (Повторить 10–15 раз.)

- Запряг язычок лошадку и поехал. Ехал-ехал и увидел там много-много грибов. Вот такие росли там грибы. Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения “Лошадка” язык не должен отрываться от неба. (Повторить 10–15 раз.)

- Приехал язычок домой, телевизор включил. А там играла балалайка. Вот так. Рот приоткрыт, язык находится на верхней губе и очень быстро движется вправо-влево, производя движение со звуком, напоминающим звучание балалайки. Упражнение выполняется в течение 10–15 с.

- Потом язычок увидел по телевизору, как на параде шли барабанщики и стучали в барабаны. Вот так. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка постукивать по альвеолам за верхними зубами, многократно и отчетливо повторяя: “Дын-дын” или “Ды-ды”, имитируя различные ритмы в медленном и быстром темпе. Упражнение выполняется в течение 10–15 с.

 4.Анализ артикуляции перед зеркалом.

- Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!

-Посмотри, как я его произношу звук Р.

- Какое положение принимают губы? (губы открыты)

- А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)

- Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)

- Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет посередине языка)

5. Упражнение на дыхание. 

-Для правильного произношения звука Р нужно уметь делать сильный выдох. Потренируемся делать его с помощью упражнения.

- упражнение – «Кораблики». Помоги пустить бумажные кораблики в плавание. Постарайся сделать длительный плавный выдох.

6. Постановка звука Р механическим способом от сохранной фонемы Д.

-Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси быстро длинный ряд дддд (В это время ватной палочкой, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука Р) Упражнение лучше проводить лёжа.

7. Развитие фонетического слуха.

- Хлопни в ладоши если услышишь звук Р, а; и; у; р; с; и; а; р; м; н.

- Топни ногой когда услышишь звук Р в слогах: са-ра-на-вы-ры-два-дра.

-Подними руку, если услышишь звук Р в словах: грузовик, автобус, вертолет, ракета, такси.

8.Закрепление звука Р со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР

- Потренируемся произносить звук р. Повторяй за мной:

ДР…А – ДР…А – ДР…А

ДР…О – ДР…О – ДР…О

ДР…У – ДР…У – ДР…У

ДР…Ы – ДР…Ы – ДР…Ы

(во время выполнения упражнения производим колебательные движения указательным пальцем)

9. Итог занятия

- Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук Р)

- Дома тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью указательного пальца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Конспект занятия с детьми старшего возраста на тему : "Путешествие в страну Звукария"

Конспект предназначен для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи. С помощью занятия решаются коррекционно- образовательные задачи, коррекционно-воспитательные и коррекционно-развивающие....

В стране Звукарии.

Игра по станциям....

Речевой досуг "В гостях у феи Звукарии"

Речевой досуг «В гостях у феи Звукарии» — это своеобразный ввод и подготовка детей к учебному году в старшей логопедической группе. Проводится речевой досуг на второй неделе сентября...

Речевой досуг "Как в стране Звукарии появились новые звуки"

Речевой досуг с элементами логоритмики «Как в стране Звукарии появились новые звуки дружбы» был придуман с целью закрепления пройденного материала.    Цель данного речевого ...