Рекомендации родителям по развитию лексико-грамматического строя речи
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА ДЕТСКИЙ САД
Все задания выполняем в течение недели. Проговариваем, размышляем, рисуем, повторяем ежедневно. Если ребенок говорит не правильно, мама его исправляет. Попробуйте не просто проговаривать речевой материал, а превратить его в увлекательное занятие-игру, используя различные подручные средства.
Ответы ребенка фиксируем в тетради, чтобы логопед мог видеть основные ошибки и динамику. Рисуем тоже в тетради, за исключением рисунков на конкурсы (А4), используя только цветные карандаши (НЕ ФЛОМАСТЕРЫ)
Со всеми вопросами, предложениями и идеями логопед будет рад Вас видеть по средам с 14:00 – 18:00
Никогда не делайте за ребенка – помогайте ему, направляйте, учите – ведь родители – это первые учителя….
Дети должны знать:
—имена, отчества воспитателей и других работников детского сада;
—названия предметов мебели, игр, игрушек, пособий, место их нахождения и правила обращения с ними;
—расположение, назначение и название комнат и групп в детском саду: кухня, бассейн, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда, столовая, кабинет заведующего, кабинет врача, прачечная;
—названия профессий работников детского сада: логопед, воспитатель, няня, медицинская сестра, повар, завхоз и т.д.
Расширение словарного запаса детей:
названия: группа, спальня, коридор, раздевалка, туалет, кабинет и др.;
признаки: большая, маленькая, светлая, чистая, широкая, узкий, высокий, низкий;
действия: играть, кушать, заниматься, рисовать, лепить, резать, клеить, считать, писать, читать, спать, гулять и т.д.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Лексический строй речи
Составление предложений по демонстрации действия
Что делает воспитательница? — учит, объясняет, помогает, показывает, заботится и т.д.;
что делает няня? — моет, убирает, протирает, помогает и т.д.; что делает повар? — жарит, варит, моет, режет, печет и т.д.; что делает медицинская сестра? — ... ; ... логопед? — ... и т.д.
Грамматический строй речи
Образование существительных единственного и множественного числа
Комната — комнаты — много комнат, спальня — спальни — много спален, коридор — коридоры — много коридоров, раздевалка — раздевалки — много раздевалок, кабинет — кабинеты — много кабинетов, зал — залы — много залов, площадка — площадки — много площадок, веранда — веранды — много веранд, бассейн — бассейны — много бассейнов, игра — игры — много игр, кухня — кухни — много кухонь, игрушка — игрушки — много игрушек.
Образование глаголов множественного числа
Играет — играют, стоит — стоят, спит — спят, кушает — кушают, рисует — рисуют, лепит — лепят, считает — считают.
Согласование существительных с личными местоимениями
Моя — комната, веранда, спальня, площадка, столовая, группа, раздевалка, кухня, игра и т.д.;
мой — зал, бассейн, кабинет, коридор и т.д.
Формирование предложений с однородными определениями
Комната — большая, светлая, чистая, красивая; спальня — большая, светлая, красивая, уютная; кабинет — маленький, уютный, красивый и т.д.
Формирование сложносочиненного предложения с противительным союзом «а», соединительным союзом «и» (детям от 6 лет)
Комната широкая, а коридор узкий;
зал большой, светлый и спальня большая, светлая;
группа большая, а кабинет маленький.
Лексико-грамматический строй речи
Составление рассказа «Что мы делаем в детском саду?» (с помощью наводящих вопросов). Мама записывает рассказ ребенка в тетрадь.
Творческое задание на конкурс (ЛИСТ А4): Нарисуй тот детский сад, каким бы ты хотел его видеть…..
Учить стихотворение:
Сестренка
Я утром в детский сад иду,
Аленку за руку веду...
«Вот это настоящий брат!»
-Сказал один прохожий.
Уж если люди говорят,
Так, значит, — мы похожи.
А девочка Аленка
Мне вовсе не сестренка.
Наши полотенца
Мы картинки разные
Сами рисовали,
Их над полотенцами
Сами прибивали.
Полотенце Олино
Саша не возьмет:
С птичкой он не спутает
Синий самолет.
Знает свой кораблик
Боря-новичок,
Миша — землянику,
Машенька — волчок.
У Сережи — яблоко,
У Володи — груша,
А картинку с вишнями
Выбрала Катюша.
Бабочка — у Игоря,
Заяц — у Наташи...
Мы совсем не путаем
Полотенца наши.
Н. Найденова
Ольга Павловна
Кто расскажет обо всем:
Отчего бывает гром,
Как работают заводы
И какие там станки,
И о том, как садоводы
Разбивают цветники.
И про север, и про юг,
И про все, что есть вокруг.
И про уголь, и про газ,
Про тайгу и про Кавказ,
Про медведя, про лису
И про ягоды в лесу?
Кто научит рисовать,
Строить, шить и вышивать,
Усадив ребят в кружок,
Прочитает им стишок,
Скажет: «Выучите сами,
А потом прочтете маме»?
Кто сейчас же разберется,
Почему Олег дерется,
Почему у Гали с Ниной
Он матрешку отнимал,
Почему слона из глины
Миша сразу поломал?
Это воспитательница,
Это Ольга Павловна.
Любит Ольга Павловна
всех своих ребят,
Очень Ольгу Павловну
любит детский сад.
Н. Найденова
Новичок
В сад пришел к нам новичок,
Мы зовем его Молчок:
Он молчит, не ест, не пьет,
Песен с нами не поет.
А потом, глядишь, привык:
С нами вместе — скок да прыг.
Говорит, и ест, и пьет,
И танцует, и поет...
Он Петрусь, а не Молчок,
Этот мальчик-новичок!
А. Бродский
Подружки
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только Мишку подержала,
Только с Мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».
Я пойду и помирюсь.
Дам ей Мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
А. Кузнецова
В нашем детском саду
В нашем детском саду — маленькие столики.
В нашем детском саду — голуби и кролики.
В нашем детском саду — песенки и сказки.
В нашем детском саду — кубики и краски.
Мы сидим за столом
И рисуем елочку,
Рядом с елочкой — дом,
Рядом с домом — телочку.
Вот летает птица,
Вот бежит лисица,
У лисицы — рыжий мех.
Чей рисунок лучше всех? О. Высотская
Новая девочка
Девочка новая
В детском саду.
К девочке новой
Сейчас подойду.
Зачем ты в сторонке —
Ведь скучно одной.
Вот наши игрушки,
Вот слон заводной.
Вот видишь —
Его я ключом завела,
Сейчас он пройдет
От стены до стола.
Вот кубики наши,
Мы строим дома.
Ты тоже научишься
Строить сама!
Пойдем, я к ребятам тебя отведу.
Всем девочкам нравится в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по развитию лексико-грамматического строя речи. Космос
Рекомендации родителям по закреплению лексико-грамматических категорий...
Рекомендации родителям по развитию лексико-грамматического строя речи. Скоро в школу
Лексическая тема: школа. Школьные принадлежности...
Рекомендации родителям по развитию лексико-грамматического строя речи
Вот, какими большими мы стали...
Рекомендации родителям по развитию лексико-грамматического строя речи
Здравствуй Зимушка-Зима...