Консультация: «Современные методы взаимодействия с семьями дошкольников по вопросам развития речи»
консультация по логопедии

Носова Евгения Александровна

Консультация:

«Современные методы взаимодействия с семьями дошкольников по вопросам развития речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimod_s_semyoy_2020.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Одесский ДС»

Консультация:

«Современные методы взаимодействия с семьями дошкольников по вопросам развития речи»

Материал подготовил

учитель – логопед:

Носова Е.А.,

2020 год

В соответствии с новым законом Российской Федерации "Об образовании" указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением - это взаимодействие с семьёй для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи.

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Актуальность темы заключается в том что, современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка - логопата.

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог добиться большего, чем сами родители, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Правильная речь имеет огромную роль для полноценного психофизического развития человека.

Расстройства речи нарушают возможность свободного общения человека с другими людьми. Осознание своего речевого недостатка вызывает различные эмоциональные состояния: чувство своей неполноценности, стремление отойти от коллектива, страх речи, порождает чувство обиды, раздражительности, речь пассивна. Все это ставит под угрозу социальную значимость личности человека, способствует формированию у него своеобразных пато-психологических черт характера. Недостатки звукопроизношения или лексики, темпа, способности передать свою мысль, желание – все это вызывает у ребенка – логопата замкнутость, робость, снижает речевую активность.

Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в развитии речи ребенка, в воспитании правильного звукопроизношения у детей – логопатов.

Семья – это самое первое и самое главное, что окружает ребенка. При обучении и воспитании детей, на мой взгляд, очень важно найти взаимосвязь с родителями.

Родители как самые близкие люди могут дать детям гораздо больше. Важным условием успешной коррекционной работы с детьми-логопатами по исправлению речевых недостатков является работа с семьей.

Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи, является длительным процессом, требующим многократных усилий со стороны логопеда. Поэтому моя работа имеет большой объем и строится в разных направлениях. Одно из них сотрудничество с семьями воспитанников.

Очень часто родители отстраняются от работы по исправлению речевых нарушений у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Родители испытывают трудности, потому что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком  дома и не знают, как заниматься.

 Сейчас отмечается рост детей, которые имеют проблемы в речевом развитии. Низкая осведомленность родителей в вопросе патологии и коррекции речи, недооценка важности раннего выявления речевых дефектов и начала своевременного воздействия на них, говорят о необходимости совместной работы с семьей на всех этапах коррекции.  Бывает так, что семья замечает проблему, только если у ребенка речь отсутствует или имеется грубое нарушения в произношении отдельных звуков, чаще соноров - Л или Р. Работа же логопеда чаще сводится в их понимании только к введению в речь отсутствующего звука. Поэтому одной из задач в моей работе является организация помощи родителям при решении проблем речевого развития детей.

Оптимизировать коррекционный процесс поможет правильно организованная совместная работа. Систематическая работа в ДОУ и дома ускорит автоматизацию звуков, поможет в закреплении лексических тем. У ребенка выработается установка на успех, так как он сам заметит значительные улучшения собственного произношения.

Ребенка мотивирует к его деятельности и вырабатывает у него желание заниматься с логопедом поощрение его успехов и положительное отношение родителей к занятиям.

Как показывает опыт, работы родители не всегда умеют создать необходимые условия для развития личности ребенка и его речи. Это побуждает нас искать разные формы работы с родителями, в результате которых они смогут в дальнейшем создавать условия для развития личности ребенка, его речи, мышления, памяти и других психических процессов.

Формы работы учителя – логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков разнообразны.

Традиционные формы взаимодействия учителя – логопеда с родителями:

  • родительские собрания;
  • консультирование;
  • беседы;
  • опросы, тестирование, анкетирование;
  • уголки для родителей в группе и в кабинете логопеда;
  • домашние задания;
  • информационные буклеты;
  • семинары – практикумы, мастер – классы и т.д.;
  • посещение родителями логопедических занятий.

Современные формы работы учителя – логопеда с родителями с

использованием ИКТ:

  • показ презентаций;
  • использование сайта детского сада;
  • использование личного сайта учителя-логопеда.

Остановлюсь на некоторых, на мой взгляд, более эффективных формах работы с родителями, которые использую я в своей практике.

Взаимодействие с родителями я  осуществляю с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.

Коллективные формы работы детского сада с семьей – это собрания, консультирование, семинары, посещение логопедических занятий.

Проводятся родительские собрания по результатам диагностики, а так же по запросу воспитателей. Темы собраний определяются в зависимости от возраста детей, например, -  "Цели и задачи коррекционной работы. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий для старшей и подготовительной группы",  «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста». Родительские собрания помогают объединить родителей, активно включиться в процесс воспитания детей, нацелить их на помощь.

Провожу индивидуальные консультации с родителями  детей, у которых были выявлены речевые нарушения.  Знакомлю родителей с особенностями речевого нарушения их ребенка в деликатной форме, как с ним заниматься,  на что в первую очередь следует обратить внимание.

Консультации предполагают теоретическое осведомление родителей по тому или иному вопросу. Консультации  должны проводиться чётко, просто и конкретно, чтобы родителям было легко понять смысл излагаемого.

Логопед знакомит родителей с некоторыми логопедическими приёмами в работе с детьми. Родители получают представление о развитие слухового внимания, правильной артикуляции звуков у ребёнка, о его умении пользоваться правильным звуком в речи. Наиболее популярные темы консультирования – «Что такое артикуляционная гимнастика?», «Пальчиковые игры», «Закрепление поставленного звука в домашних условиях».

Семинары – практикумы устанавливают партнерские отношения с родителями, повышают педагогическую компетентность родителей, все это происходит в игровой форме. Родители, играя с логопедом и друг с другом, будут играть с ребенком.

На мой взгляд, наиболее эффективной формой работы являются открытые занятия. Они проводятся для того, чтобы родители смогли увидеть как правильно работать с ребёнком для преодоления речевых проблем. Родителям очень нравится посещать такие занятия. Они довольны полученными результатами. Ценность таких занятий в том, что родители видят своих детей в процессе работы и это дает возможность адекватно оценить возможности и способности своего ребенка.

В своей практике я использую наглядные формы работы ДОУ с семьей. К ним относятся: создание игротеки, оформление уголка для родителей, выпуск брошюрок.

Выпускаю для родителей брошюрки по артикуляционной гимнастике, в которых размещаю упражнения с описанием правильного выполнения, в которые можно поиграть с ребенком дома.

Для родителей детского сада периодически оформляю «уголки логопеда» с подборкой теоретического и практического материала по речевому развитию детей дошкольного возраста

Особо значимыми в работе являются индивидуальные формы работы ДОУ с семьей – это анкетирование, беседы, тетрадь домашних заданий. Такая форма позволяет мне установить более тесный контакт с родителями.

При помощи анкетирования легко устанавливается состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. По полученным анкетным данным учитель – логопед делает вывод, ведется ли работа в семье по преодолению речевых нарушений и насколько родители заинтересованы в получении положительного результата. Каждый родитель должен хорошо знать особенности развития своего ребенка, уметь правильно подойти к нему.

         Об особенностях семейного воспитания, потребностях родителей в педагогических знаниях я узнаю  с помощью бесед. Беседа с родителями направлена на то, чтобы дать им минимум знаний об особенностях воспитания детей - логопатов, некоторые навыки работы с ними. С этой целью для родителей организуются беседы о сущности и проявлениях речевого нарушения, о его причинах. Родители узнают о проблемах в развитии ребенка, получают советы, необходимые практические рекомендации.

Важной формой взаимодействия с родителями является тетрадь домашних заданий. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Стараюсь включать задания не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания и памяти, каждое задание дополняется упражнениями для развития моторики. За каждое выполненное домашнее задание дети получают красивые наклейки. Это ещё одна мотивация положительного успеха работы с логопедом.

Так же в своей работе использую сайт детского сада и свой личный сайт учителя-логопеда. Здесь выставляю разнообразную информацию, которая будет полезна для родителей.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.

Совместная работа детского сада и семьи дает положительные результаты, надо отметить тот факт, что логопед приобретает в лице родителей дополнительных помощников в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы взаимодействия с семьей при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС.

Презентация по теме"Современные методы взаимодействия с семьей  при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС" и коментарии к презентации....

Современные методы взаимодействия с семьей при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС.

Презентация по теме"Современные методы взаимодействия с семьей  при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС" и коментарии к презентации....

Мастер-класс "Формы и методы работы с семьями воспитанников по вопросам развития общения детей"

Данный мастер-класс содержит варианты заданий для родителей в ходе которых им предлагается выполнить практические упражнения по общению со своим ребенком. Родителям предложены результативные формы вза...

Современные подходы взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам развития мышления детей.

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств.Развитию мышления дошкольни...

Статья "Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников в вопросах развития речи"

Ребенок рождается на свет лишь с потенциальной способностью речи, развитие которой представляет собой длительный и сложный процесс.Речь, как психический познавательный процесс тесно связана с мышление...

Консультация для педагогов: «Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам экологического воспитания дошкольников.»

Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоц...

ПЕДСОВЕТ Консультация для воспитателей «Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам формирования культуры здорового образа жизни»

ПЕДСОВЕТ  Консультация для воспитателей   «Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам формирования культуры здорового образа жизни»...