Рекомендации для педагогов "Наблюдения с детьми с ОНР"
консультация по логопедии (младшая группа)

Рекомендации по развитию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста с ОНР на прогулке 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya_s_detmi_s_onr.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Значение наблюдений

во время проведения прогулки

с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ»

Дети с ОВЗ имеют ограниченный объём знаний и представлений об окружающем мире. Не умеют видеть и слушать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты. Поэтому необходимо показать им   взаимосвязь человека и мира природы.

Прогулка играет ведущую роль в развитии, образовании, оздоровлении детей с ОВЗ. Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью.

Наблюдение – это одна из форм активного познания природы и всего, что нас окружает. Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом – воспитание у обучающихся с ОВЗ интереса к явлениям природы. Необходимо также учить детей бережно относиться к растениям и животным, замечая их красоту.

Наблюдения проводятся под руководством воспитателя и должны строится по определённой структуре: начало, основная часть и заключительная часть.

Перед началом наблюдений необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Здесь нецелесообразно использовать неожиданные эффекты, вызывающие сильные эмоции: эмоциональное возбуждение не позволит детям включиться в интенсивную умственную работу.

Наилучшими являются организационные приёмы, которые вызывают лёгкие положительные эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом:

- призыв вместе посмотреть что-то интересное;

- ласковая интригующая интонация;

- загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.

Вторая основная часть – обеспечивает воспитанникам самостоятельное получение чувственной информации. Педагог предлагает детям посмотреть на объект и задаёт вопросы. Между вопросами должны быть паузы в 2-3 секунды. Эти секунды молчания и тишины очень важны: они позволяют детям сосредоточиться и, наблюдая за растением, птицами, рыбкой, камнем, найти ответ на вопрос.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Её нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Но по прошествии нескольких секунд наблюдения можно предложить детям показать, как птица машет крыльями, как рыба открывает и закрывает рот, как падают листья с деревьев…)

Наблюдения, сопряжённые с действиями, помогают детям понять механизмы жизнедеятельности наблюдаемых организмов, облегчают получение информации.

Завершить наблюдение можно игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием.

Проводить наблюдения надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

- живая природа (растения и животные),

- неживая природа (сезонные изменения и различные явления природы: дождь, снег, ручьи и т.д.)

- труд взрослых.

        Виды наблюдения:

- кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.)

- длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

        Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений в течение всего года, начиная с осени, как на школьном участке, так и в помещении. Надо рассмотреть с детьми траву, цветы, познакомить с деревьями, научиться узнавать и показывать их (дерево, трава, цветы).

        В осеннее время года надо говорить обучающимся о том, что с каждым днём становится всё холоднее, на небе тучи, идёт дождь, увяли цветочки, засохла трава. Следует привлечь внимание детей на то, что листья падают с деревьев и медленно кружатся: предложить покружиться, как листочки, а затем разбежаться по площадке и снова собраться. Можно рассмотреть опавшие листья, потрогать поверхность листа, а затем провести игру «Найди такой же листок», «Ветер и листочки», «Подбери листья по величине».

        Ежедневно наблюдая за состоянием погоды, дети учатся замечать её изменения.

        Начиная с осени, обратить внимание детей на птиц, как они собираются стаями, как передвигаются (одни прыгают, другие важно ходят). Обратить внимание на внешний вид птиц. Организовать подкормку птиц, обратить внимание на то, какие птицы остаются зимовать (вороны, голуби, воробьи…). Наблюдения за птицами должны быть кратковременными, но частыми.

        Зимой, наблюдая за состоянием погоды, дети узнают, что солнце светит редко, становится холодно, выпадает снег. Надо рассмотреть снежинки, познакомить со свойствами снега в разную погоду (в мороз снег лёгкий, пушистый, в оттепель из снега можно лепить снеговика, т.к. он становится мягкий, липкий).

        Хорошо обратить внимание детей на деревья, покрытые снегом, рассмотреть падающие снежинки, сосульки, сделать вместе с детьми горку, расчистить дорожки от снега.

        Необходимо организовать наблюдение за трудом взрослых и старших школьников.

Весной следует обратить внимание воспитанников на то, что солнце яркое и тёплое. Дети наблюдают за постепенным таянием снега на улице, за образованием ручейков. Понаблюдать за появлением зелёной травы и первых весенних цветов. Рассмотреть внешний вид птиц, особенности поведения (птицы строят гнёзда, люди делают и вешают на деревья деревянные домики-скворечники).

Можно организовать игры с песком и водой. В процессе их воспитанники будут познавать свойства природных материалов. Педагог обращает внимание детей на то, что песок рассыпается, а если его полить водой, делается влажным и можно из него лепить, рисовать палочкой.

В играх с водой дети узнают, что вода льётся, её можно переливать из ведра в тазик. Вода бывает холодной, а на солнышке становится тёплой. Водой умываются, поливают растения.

Во время прогулок педагог продолжает знакомить воспитанников с наиболее характерными для данного сезона явлениями природы, уточняет и обогащает их представления о растительном мире (дерево высокое, на нём много листьев), активизируется активный и пассивный словарный запас слов (дерево, трава, куст, цветок, листья…), бережно относиться к растениям (не рвать, не топтать цветы, траву, не ломать ветки деревьев).

Использование стихотворений на определённую тему при наблюдениях помогает усилить впечатления детей от прогулки. Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы – все эти словесные приёмы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.

Правильно организованные наблюдения развивают наблюдательность, стимулируют познавательный интерес, способствуют умственному развитию обучающихся с ОВЗ и формированию у них правильных представлений о живой и неживой природе, будут способствовать формированию бережного отношения воспитанников к окружающему миру.

                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению рассказа детьми с общим недоразвитием речи

Аннотация: В настоящее время разрабатываются новые подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.  Логопедическое занятие «Составление рассказа о весне» для детей старшего до...

Методические рекомендации по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации по проведению физкультурных занятий, развлечений, физкультурных досугов с детьми старшего дошкольного возраста. Примерный конспект занятия по физо....

методические рекомендации по работе с детьми в сенсорной комнате

В рекомендациях использованны материалы по работе с детьми в сенсорной комнате, способствующие всестороннему развитию детей....

Консультация для воспитателей на тему: "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента".

В данном материале представлены основные типы темперамента и предложены рекомендации воспитателям для работы с детьми с разными типами темперамента....

Методические рекомендации по проведению с детьми беседы о снеге.

Представлен методический материал который поможет детям в игровой форме ближе подойти к исследовательским действиям познания природы. Также используется современная образовательная технология ТРИЗ (те...

методические рекомендации по работе с детьми дома

Данные рекомендации помогут родителям правильно организовать  работу по развитию речи в домашних условиях....

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индивидуальными особенностями восприятия"

Типы темперамента  детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индщивидуальными особенностями восприятия.Цель: Углубить знания педагогов об особенностях типов темпе...