Игровые приемы при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков
картотека по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять каждый день в течение продолжительного промежутка времени, быстро надоедают ребенку. Для того, чтобы его заинтересовать, все упражнения можно объединить в небольшие истории, которые включают в себя целый комплекс артикуляционных упражнений. Материал содержит существующие варианты адаптированных сказок разных писателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_priemy_pri_artikulyatsionnoy_gimnastike.odt | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые приемы при подготовке артикуляционного аппарата
к постановке звуков
Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять каждый день в течение продолжительного промежутка времени, быстро надоедают ребенку. Для того, чтобы его заинтересовать, все упражнения можно объединить в небольшие истории, сказки. Дети очень любят играть, и когда мы объединяем отдельные артикуляционные упражнения в сказочный сюжет, то они сами становятся активными участниками этой сказки. Логопедические сказки включают в себя целый комплекс упражнений. Они развивают фонематический слух и действуют как артикуляционная гимнастика. Можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения. Ребенок садится напротив зеркала - он должен наблюдать движения своего языка, рта и лицевых мышц. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения. Такая игра продолжается не более 10 минут.
Предлагаю Вашему вниманию существующие варианты адаптированных сказок писателей: С.П. Кремневой, А.И. Константиновой и А.Г. Назаровой, Валентина Гурова и других про язычок. Они адаптированы в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей речевых групп. Сюжетные линии сказок сохранены, но вот герои подобраны в соответствии с упражнениями артикуляционной гимнастики для отработки звуков [ш] - [ж] - [щ] - [ч].
Трудолюбивая божья коровка
(к комплексу упражнений для подготовки к постановке шипящих звуков)
Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.
- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они.
- Да ты просто красный жук, - вторили другие.
Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.
«Улыбочка».
- Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.
Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.
«Непослушный язычок».
И он стал ровным, как лопаточка.
«Лопатка».
Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой
«Чашечка».
и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом
«Бублик»,
и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,
«Лошадка».
веселого маляра,
«Маляр», грибок:
«Грибок», и даже гармошку:
«Гармошка».
Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.
- Божья коровка, пора ложиться спать, - обратилось к ней солнышко.
- Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, - весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем
«Вкусное варенье» и отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.
«Грибок».
А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.
«Парашютик».
Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились… пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.
Невоспитанный мышонок
(к комплексу упражнений для подготовки к постановке свистящих звуков)
Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу - не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?» Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки,
«Почистим зубки».
причесался.
«Расческа».
Видит, зайчик на качелях качается.
«Качели».
Пошел он и громко пропищал: «Доброе утро!»
Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет, в язычке гирьку держит, чтоб сильным был.
«Язык-силач».
И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.
«Бублик».
Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!» Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым.
А мышонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки.
«Горка».
Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили.
«Заборчик».
Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.
Но мышонку некогда играть - еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» - кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, - отвечает летучая мышь, - добрый вечер, мышонок!» И мышонок засвистел весело, как паровозик.
«Паровозик свистит».
И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго.
Автоматизация изолированного звучания возможна также при стихотворном сопровождении.
Стихи к упражнениям для автоматизации изолированных звуков:
Свистящие
В санки язычок уселся,
Сам сегодня он оделся,
В зубки горкой,
Упершись, собрался,
И-И-И - стрелой с горы
помчался,
Губы улыбаются,
Зубы размыкаются -
И-И-И-С-С-С.
Под скорлупкою секрет:
Т-С-Т-С, разбуди -
найдешь ответ.
В скорлупе щелчок,
Треск - родился малышок.
Т-С-Т-С, Ц-Ц-Ц-Ц.
Загудел комарик тонко:
З-З-З - поет он звонко,
Повторяйте много раз
Резвым мошкам свой рассказ.
Шипящие
Пусть не хвастает змея -
Чашечка у нас своя,
Губы трубочкой тяни,
Язычок приподними,
Теплый воздух пропусти,
Зашипи попробуй громко,
Отползай, змея, в сторонку - Ш-Ш-Ш.
Ж-Ж-Ж - пчелка зажужжала,
На цветок направив жало.
В путь пора нам собираться,
С ветерочком покататься,
Чуть прислушайся, малыш,
ТЬ-Ш, ТЬ-Ш, ТЬ-Ш,
Ч-Ч-Ч-Ч-Ч.
Веет свежий ветерок:
Ш-Ч-Ш-Ч-Ш-Ч,
Он в дороге нам помог -
Щ-Щ-Щ.
[Л] и [Р]
Парусом язык подняв,
Плотно к нёбушку прижав,
Звук Ы-Ы долго потяни,
Среди волн мы не одни.
Звук Л-Л-Л прячется в воде,
Мы найдем его везде.
Язычок дрожит упруго,
Наш Барбосик встретил друга,
Р-Р-Р - рычат они друг дружке,
Потому что друг - подружка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков
Выполняя правильно представленные упражнения, Вы ускорите процесс постановки звуков специалистом....
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков
Развитие артикуляционной моторики....
Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»
Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1. Укреплять слабый кончик языка2. Опускать напряженный корень языка3. Перемещать язык в боле...
Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»
Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1. Укреплять слабый кончик языка2. Опускать напряженный корень языка3. Перемещать язык в боле...
Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»
Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1. Укреплять слабый кончик языка2. Опускать напряженный корень языка3. Перемещать язык в боле...
Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»
Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1. Укреплять слабый кончик языка2. Опускать напряженный корень языка3. Перемещать язык в боле...
Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения на тему: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «р» с использованием биоэнергопластики и кинезиологических упражнений»
Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения на тему:«Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «р» с использованием биоэнергопластики и кинезиологических упражнений»...