Интеллектуально-познавательная викторина "Осенний калейдоскоп"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Тихонова Марина Владимировна

Конспект тематической познавательно-речевой викторины для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда

центр развития ребёнка – детский сад № 121

Сценарий тематической викторины

с детьми старшего дошкольного возраста

на тему:

«Осенний калейдоскоп»

Составители:

 учитель-логопед Козина О. В.

учитель-логопед Тихонова М. В.

2020 г.


Цель: обобщение и систематизация знаний детей по лексическим темам «Осень», «Деревья», «Ягоды», «Грибы».

Задачи.

Коррекционно-образовательные. Актуализировать и систематизировать знания детей по темам «Осень», «Деревья», «Ягоды», «Грибы». Развивать навык правильного использования лексико-грамматических средств языка. Совершенствовать навык словообразования и словоизменения.

Развивающие. Развивать слуховое и зрительное внимание, общую моторику и творческое воображение. Развивать коммуникативную активность детей.

Воспитательные: Формировать интерес к окружающему миру, эмоционально-целостное отношение к нему.  Воспитывать умение внимательно слушать педагога и друг друга, высказывать свою точку зрения, действовать согласно правилам.

Оборудование:

- картинки деревьев в разное время осени (демонстрационные);

- картинки деревьев в разное время осени (раздаточные);

- фишки;

- картинка для задания «Подбери слово» (для каждой команды);

- маркеры;

- мяч;

- сюжетная картинка «Грибная полянка»;

- раздаточный материал для задания «Посчитай грибы»;

- поощрительные задания-раскраски «Что перепутал художник».

Ход викторины

  1.  Введение в тему викторины.

Логопед: Какое сейчас время года? (Осень). Сегодня у нас викторина «Осенний калейдоскоп».

Помогите мне закончить предложения об осени подходящим словом.

  1.  Осень – самое яркое и красивое время …года
  2.  На улице моросит мелкий осенний …дождь.
  3.  Всё реже греет осеннее … солнце.
  4.  Дует сильный … ветер.
  5.  Листья желтеют, краснеют и … опадают.
  6. 3емля стала похожа на красивый …ковёр.
  7.  Ярко краснеют гроздья … рябины.
  8. Птицы собираются в стаи и … улетают.

  1. Деление на команды

Логопед: Сегодня в викторине примут участие три команды, названные  в честь осенних месяцев: команда «Сентябрята», команда «Октябрята», команда « Ноябрята».

У каждой команды на столе рисунки дерева. В сентябре листва ещё зелёная, в октябре наступает время золотой осени – листья на деревьях желтеют и краснеют. В ноябре на деревьях почти нет листьев.

Сейчас каждый из вас вытащит карточку с рисунком осеннего дерева и займёт своё место за столом.

За правильные выполненные задания команды будут получать фишки.

  1. «Кто больше назовёт».

Логопед: Первое конкурсное задание. Надо назвать как можно больше подходящих слов.

А) В осенний наряд оделись берёзы …

Б) В лесу грибники собирают рыжики …

В) Осень может быть какая? (Дождливая, холодная, тёплая, пасмурная, солнечная, ранняя, поздняя, урожайная …)

  1. «Подбери слово».

Логопед: Следующее задание.

Команде «Сентябрята» - Лист осенью какой? Осенний!

Найдите и обведите все картинки, про которые можно сказать также осенний.

Команде «Октябрята» - Облако осенью какое? – Осеннее.

Найдите и обведите все картинки, про которые можно сказать также – осеннее.

Команде «Ноябрята» - Трава  осенью какая? – Осеняя.

Найдите и обведите все картинки, про которые можно сказать также – осенняя.

  1. Физминутка «Осенний лес».

Логопед: А сейчас я приглашаю вас в осенний лес.

Мы вошли в осенний лес:

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер срывает листву.

В стороны руки – плавно помашем –

Листья по ветру летят.

Вот закружились листочки наши

И приземлиться хотят.

  1. «Исправь ошибку» (с мячом).

Логопед: Следующее задание называется «Исправь ошибку».

А) Какой лист.

Лист с берёзы - дубовый?

(Нет, не дубовый, а березовый).

Лист с клёна – осиновый?

Лист с тополя – рябиновый?

Лист с дуба – кленовый?

Лист с ивы – липовый?

Лист с осины – берёзовый?

Лист с липы – тополиный?

Б) Какая ветка.

Ветка с дуба – кленовая?

Ветка с ивы – тополиная?

Ветка с берёзы – липовая?

Ветка с клёна – рябиновая?

Ветка с осины – дубовая?

Ветка с рябины – берёзовая?

  1.  «Считаем  грибы».

Логопед: Что собирают осенью в лесу? (Грибы).

Какие грибы вы знаете? Поможет вам картинка.

Почему так назвали грибы – подберёзовик, подосиновик, маслёнок, лисичка, рыжик?

Сейчас каждый из вас вытащит карточку с нарисованными грибам и скажет, сколько грибов нашёл. Образец – Я нашла один боровик, две лисички и пять подосиновиков.  

  1. Третий лишний.

Логопед: Последнее задание викторины «Третий лишний».

Я назову три слова для каждой команды. Надо будет назвать лишнее слово и объяснить, почему это слово лишнее.

А) Сентябрь, декабрь, октябрь.

Б) Брусника, крыжовник, клюква.

В) Липа, листья, ветки.

  1. Подведение итогов викторины. Вручение призов.

Логопед: Вот и закончилась наша викторина «Осенний калейдоскоп».

Понравилась ли она вам?

Какое у вас настроение?

Давайте поздравим друг друга громкими аплодисментами!

Я хочу поблагодарить всех участников. У меня для вас есть сюрприз –задание-раскраска «Что перепутал художник?»



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Осенний пейзаж. Расскажи, что перепутал художник?

Осенний пейзаж. Расскажи, что перепутал художник?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие интеллектуально познавательных способностей у детей среднего возраста»

Актуальность темы исследования.Происходящие в последнее время расширение масштабов человеческой деятельности и стремительный рост объемов информации значительно повышают требования к интеллектуальной ...

Семинар – практикум с педагогами «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,Приобретают способность сами ставить вопросы И получать на них фактические ответы,Оказываясь на более высоком умственномИ нравственном уровне с теми,Кто т...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Всем известно, что старший дошкольный возраст – это время фантазеров, период интенсивного развития творческих способностей детей, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов, буйства фантазии...

Интеллектуально - познавательная викторина "Что?,Где?, Когда?" с родителями по правовому воспитанию.

Темой игры является «Защита прав и достоинств маленького ребенка». Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависит от мира на земле, от родителей, от д...