Проект совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда для детей с общим недоразвитием речи компенсирующей направленности «Чудесный мир сенсорной комнаты»
проект по логопедии (старшая группа)

Кочеткова Кристина Тамирлановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psiholog.docx44.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №33»

Проект совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда для детей с общим недоразвитием речи компенсирующей направленности «Чудесный мир сенсорной комнаты»

Подготовили: учитель-логопед Кочеткова К.Т.

педагог-психолог: Матвиенко Д.А.

Введение.

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее, а также от того, насколько качественно он может оперировать этой информацией и насколько точно он эти знания может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве.

Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая.

Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширять жизненный опыт детей, обогатить их внутренний мир. В сенсорной комнате ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, речи), органов чувств, коррекции личностных особенностей, а также релаксации.

Занятия в сенсорной комнате позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку в данных условиях массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей.

Таким образом, основными целями занятий в сенсорной комнате являются стимулирование сенсорного развития детей, компенсация сенсорных впечатлений, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.

Актуальность проекта.

С каждым годом общество предъявляет все более высокие требования к уровню развития ребенка. Он должен быть физически и психически зрелым, владеть достаточно большим объемом представлений об окружающей его действительности. Также Федеральные государственные образовательные стандарты требуют уделять больше внимания познавательному и эмоциональному развитию ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и интересы.

Но вместе с тем, за последнее время отмечается увеличение количества детей с различными сложными нарушениями в речевом и психическом развитии. У таких детей, кроме различных нарушений речи, наблюдается общее снижение активности, некритичность к результатам своей деятельности. Дети быстро утомляются, может появиться импульсивность или выраженная вялость, потеря интереса. У некоторых развиваются невротические черты характера: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, обидчивость, плаксивость. Зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности: неустойчивость внимания, меньший объем запоминания и воспроизведения материала. Эмоционально-экспрессивная лексика используется дошкольниками с речевыми нарушениями выборочно и фрагментарно. Это приводит к трудностям общения с окружающими и налаживания контакта с ними.

При этом становится очень важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество друг с другом и с педагогическим коллективом.

В связи со снижением уровня речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста и в связи с открытием в детском саду группы компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями возникла необходимость оптимизации модели взаимодействия специалистов. Психические процессы и речь детей развивают на занятиях в детском саду и учитель-логопед, и педагог-психолог. Поэтому мы увидели точки соприкосновения в работе педагога-психолога и учителя-логопеда по развитию психических процессов у детей с нарушениями речи:

- проведение и обсуждение результатов диагностики;

- коррекционно-развивающие занятия (на логопедических занятиях используются приемы по активизации психических процессов, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);

- совместные консультации для педагогов ДОУ;

- консультации для родителей и проведение открытых мероприятий.

Именно данный проект является обобщением опыта практической работы педагога-психолога и учителя-логопеда по вопросам психолого-логопедического сопровождения детей с ОНР. Одним из современных подходов, обеспечивающих взаимодействие педагогов, является использование сенсорной комнаты в ДОУ.

Изучив литературу по использованию сенсорной комнаты в коррекционной работе, мы взяли за основу программу Т.В. Селищевой «Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет» и адаптировали ее под наших детей.

Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в рамках данного проекта является создание модели их взаимодействия в процессе образовательной работы по развитию психических процессов и речи у детей с ОНР с помощью интерактивной среды сенсорной комнаты.

Основные задачи взаимодействия:

  • Обеспечение корреционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребенка;
  • Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
  • Облегчение состояния тревожности, нормализация нервного возбуждения;
  • Развитие памяти, мышления, внимания, тонкой моторики, речи;
  • Развитие навыков позитивного общения детей, саморегуляции и самоконтроля.

Общие принципы организации занятий в сенсорной комнате:

  1. Основу коррекционно-образовательной работы составляет баланс свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности со специалистами;
  2. Привлечение детей к разным видам деятельности в специально созданной полифункциональной интерактивной среде происходит без психологического принуждения, опираясь на интерес ребенка;
  3. Дифференцированный подход реализуется в нескольких направлениях:
  • при организации интерактивной среды для свободной самостоятельной деятельности детей;
  • в использовании гибких форм работы (индивидуально, в парах, в подгруппах), соответствующих интересам и возможностям детей;
  • в индивидуальном выборе времени для разных видов совместных занятий в зависимости от режима основной деятельности занимающихся.

Участники проекта: дети с ОНР группы компенсирующей направленности, педагог-психолог, учитель-логопед.

Длительность:

Продолжительность занятия – 25 минут.

Структура занятия разработана с учетом возрастных особенностей детей, численность детей – 5 человек. Занятие проводится 1 раз в неделю.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Повышение уровня эмоционального благополучия детей, их адаптированность к взаимодействию с внешней средой, обучению;
  2. Повышение интереса к познавательной деятельности, развитие общей и мелкой моторики, психических процессов, речи;
  3. Обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства;
  4. Обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;
  5. Повышение уровня родительской компетентности и профессионального уровня педагогов.

 

Этапы реализации проекта:

  1. Организационно-подготовительный (декабрь 2017 года)
  2. Основной (январь-апрель 2018 года)
  3. Заключительный (май 2018 года)

 

Содержание этапов реализации проекта.

 

Организационно-подготовительный этап

Мониторинг психического и речевого развития дошкольников, обработка результатов

Изучение методической литературы по сенсорной комнате, работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Справочник педагога-психолога» и др.

Разработка мероприятий по теме проекта

Анкетирование родителей по выявлению познавательных интересов детей

Основной этап

Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками

Месяц

Тема

Задачи

педагога-психолога

Задачи

учителя-логопеда

Январь

«Заяц Коська и родничок»

(автор текста А.Грибачев)

- создание психологического комфорта;

- развитие уверенности;

- развитие детского сотрудничества;

- развитие воображения, образного мышления; произвольной памяти;

- развитие познавательной активности;

- развитие воображения, фантазии, ориентировки в пространстве;

- развитие кинестетической и тактильной чувствительности

- развитие навыков логико-смысловой организации высказывания;

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- формирование связной речи;

- развитие слухового внимания и фонематического восприятия;

- автоматизация звуков;

- дифференциация понятий: звук, слог, слово;

- развитие связной речи

«Ёжик и море» (по сказке С.Козлова)

«Снежинка» (по сказке Вл.Капнинского)

«Снегурочка» (по мотивам русской народной сказки)

Февраль

«Золушка» (по сказке Ш.Перро)

«Лягушка-путешественница» (по сказке В.М. Гаршинина)

«Снежная королева» (по сказке Г.-Х. Андерсена)

«Спящая красавица» (по мотивам сказки Ш. Перро)

Март

«Русалочка» (по сказке Г.-Х. Андерсена)

«Новое платье короля» (по сказке Г.-Х. Андерсена)

«Каменный цветок» (по сказкам П.П. Бажова)

«Аленький цветочек» (по сказке С.Т. Аксакова)

Апрель

«Сказка о рыбаке и рыбке» (по сказке А.С. Пушкина)

«Царевна-лягушка» (по мотивам русской народной сказки)

«Цветик-семицветик» (по сказке В. Катаева)

«Огневушка-поскакушка» (по сказу П.П. Бажова)

Взаимодействие с педагогами

Мероприятие

Месяц

Ответственные

Анкетирование «Познавательные процессы»

Январь

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатели

Консультация «Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста»

Февраль

Педагог-психолог

Учитель-логопед

 

Оформление картотек «Психогимнастика», «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика»

В течение проекта

Педагог-психолог

Учитель-логопед

 

Мастер-класс «Игры в сенсорной комнате»

Апрель

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Взаимодействие с родителями

Мероприятие

Месяц

Ответственные

Консультация «Пути формирования познавательных интересов у детей»

Январь

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатели

Родители

Игротека для родителей «Развиваем внимание, мышление, память, речь»

Февраль

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатели

Родители

Стендовая информация

«Как развить внимание»

«Как развить память»

«Мы растем усидчивыми»

«Как отвечать на детские вопросы»

В течение проекта

Педагог-психолог

Учитель-логопед

 

Индивидуальные консультации по развитию психических процессов и речи детей

Апрель

Педагог-психолог

Учитель-логопед

 

Заключительный этап

Обобщение материалов по результатам работы

Проведение итоговой диагностики

Подготовка мультимедийной презентации содержания проекта

Представление опыта работы по проектной деятельности на районном методическом объединении для учителей-логопедов и педагогов-психологов

Опубликовано: 07.12.2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи

Известным и бесспорным фактом является то, что работа учителя-логопеда на группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями воспитанников. В...

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.

        Наша  задача  логопеда  и воспитателей– привлечь  родителей  к  активному сотрудничеству, помочь  им  уяснить свою роль в про...

Организация взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с общим недоразвитием речи III уровня

Статья посвящена взаимодействию учителя-логопеда и родителей детей с общим недоразвитием речи III уровня. Из опыта работы в статье  описываются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы...

Особенности развития детей с общим недоразвитием речи.Основные направления совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми логопедических групп.

Основные направления совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми коррекционных групп...

Краткосрочный проект совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда «Сказка в гости к нам пришла»

Добрая сказка – как добрая мама,Верный совет даст, ко времени самый.Верить научит, мечтать и смеяться,Делать добро и с проблемой справляться.Ласковым словом о главном расскажет,Культурным наслед...

Краткосрочный проект совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда «Сказка в гости к нам пришла»

Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в нашем проекте является: тесное взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей...