консультация для логопедов "Маленькие хитрости при постановке и автоматизации звуков"
консультация по логопедии
Практические советы по постановке звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи для начинающих логопедов и стажистов.На что обратить внимание, как выработать необходимую воздушную струю, с чего начинать работу по автоматизации поставленных звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 105.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Обратите внимание!
Все дыхательные упражнения дополняются голосовыми, позволяющими не только почувствовать дыхание, но и услышать различия в звуковых эффектах, связанных с разной подачей дыхательной струи.
Само собой разумеется, что названные упражнения должны подаваться детям в разной форме с учетом возраста, как правило, в игровой оболочке. Необходимо, чтобы логопед не просто копировал занимательные упражнения, рекомендованные в методических пособиях, но понимал, решение каких задач в эту игровую оболочку завернуто, и каким должен быть результат проводимых упражнений. Результатом дыхательных упражнений должно стать свободное, ненапряженное и при этом достаточно громкое произношение.
Необходимо найти естественное звучание голоса ребенка. Для этого нужно обеспечить максимально свободную голосоподачу, исключающую сдавленные, зажатые звуки. Наилучшим способом развития голоса является негромкое пение, оно же благотворно влияет на развитие слуха.
Специальные голосовые упражнения должны быть направлены на развитие способности управлять силой и высотой голоса. Детям можно предложить разнообразные игровые упражнения, в том числе:
• Имитировать гудение приближающейся и удаляющейся электрички
• Изобразить подъем и спуск звуков по лестнице
• Изобразить подъем и спуск звуков на лифте
• Имитировать звук сирены пожарной машины. Сначала тихо, как будто она находится на расстоянии, затем, когда она подойдет ближе и когда она удаляется.
Дыхательно-голосовые упражнения объединяются с работой по формированию просодических компонентов речи – ее темпа, ритма, интонации.
Артикуляционные упражнения необходимо проводить только после настройки дыхания и голосоподачи. Основным назначением этих упражнений в практике работы с детьми является не укрепление артикуляционных мышц (мышечная сила больше наращивается во время еды), а улучшение их функционирования, т.е. повышение точности и координации движений. И то, и другое должно быть синхронизировано с подачей голосодыхательной струи. Любое двигательное упражнение достигает цели лишь в том случае, когда движения ритмично повторяются, поэтому упражнения проводятся по команде, при этом ритм задается звуковыми сигналами (раз-два, вправо-влево, хлопки и т.п.), т.к. взгляд ребенка сосредоточен на визуальном контроле движения с помощью зеркала. При первичном показе-объяснении упражнения необходимо дать установку, когда производятся вдохи и выдохи, а после того, как синхронизация дыхания с движениями автоматизируется, к выдоху целесообразно добавить голосоподачу. Сначала упражнения проводятся в замедленном темпе, постепенно темп нужно ускорять, но при этом следить за тем, чтобы не сбивалось дыхание.
После того, как ребенок освоил выполнение упражнения, полезно задавать темп с помощью музыки. Музыка способствует эмоциональному расслаблению, благодаря которому лучше достигается дифференциация движений. В нашем случае необходимо, чтобы движения артикуляционных органов не сопровождались напряжением других частей тела.
В артикуляционной гимнастике выделяют общие и специальные упражнения.
Общие упражнения, по сути, создают фон, благодаря которому специальные упражнения, направленные на отработку элементов артикуляции определенных звуков, осваиваются легче и быстрее. К общим упражнениям относятся, прежде всего, упражнения на удерживание рта открытым, упражнения на удерживание высунутого распластанного языка, оскал, движения языком вперед-назад при удерживании оскала. Полезно присоединить к общим упражнениям и ощущения в ротовой полости, ориентировку в ней. Для этого можно предложить положить язык в правую и левую щеки, погладить их языком, положить язык в верхнее и нижнее преддверие рта, погладить языком небо и дно рта. Конечно, можно провести аналогию с комнатой, в которой живет язык, но уже в среднем дошкольном возрасте ребенок знает большинство названий частей тела, и можно пополнять его лексикон такими словами как «небо и дно рта», такими словосочетаниями как «внутренняя поверхность щеки» (можно использовать коробку, чтобы показать значение «внутренняя поверхность»).
Специальные артикуляционные упражнения отбираются целенаправленно с учетом нормальной артикуляции звуков и тех приемов, которые логопед планирует использовать при постановке. В некоторых случаях следует учесть характер дефектной артикуляции, например, при необходимости устранить синкинезии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Постановка и автоматизация звука "К"
Результаты логопедического обследования (диагностики) воспитанников образовательного учреждения показали увеличение числа детей с нарушениями заднеязычных звуков ([к], [г], [х] и парных мягких [к’], [...
Конспект индивидуального занятия. Тема: "Постановка и автоматизация звука "л"
Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми нарушениями начиная понимать свой недостаток становя...
Постановка и автоматизация звука[к].
Довольно часто начинающие логопеды испытывают трудность в постановке и автоматизации звука [к]. Подборка данного материала поможет им в этой работе....
КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей "Секреты учителя-логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"
КОНСУЛЬТАЦИЯ "Секреты учителя-логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"...
картотека индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков Тема: «Весело играем -звуки закрепляем».
Представленная методическая разработка предназначена для дошкольников 5-7 лет. Основная цель данной методической разработки – коррекция звукопроизношения дошкольников, развитие фонематического с...
Постановка и автоматизация звука «р». Как сделать звук чистым? Избавляемся от призвуков «т» и «д»
Отделение звука «р» от сочетания «др» и «тр» — действительно большая проблема для молодых специалистов. Можно месяцами добиваться от ребёнка чистого произноше...