Индивидуальный план по самообразованию
материал по логопедии (подготовительная группа)


                                     План по самообразованию  учителя-логопеда

 по теме:   «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский

 

 

 

Список литературы

 

1. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г

 2. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.

3. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «ДетствоПресс», 2001г. Веселые встречи. – СПб.: «Детство – Пресс», 2003г.  4. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990г. - №10. 

5. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». – 2006г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_plan_po_samoobrazovaniyu_mnemotehnika_2020-2021.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное  Учреждение «Центр Развития Ребенка
детский сад№15 Семицветик»

 

                                     План по самообразованию

                          учителя-логопеда Кочкиной Ирины Александровны

 по теме:   «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста» 

                                           2020-2021 учебный год

                                                    Озерск 2020

Концепция

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский

 Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда его контакты со старшими, резко сокращаются, обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт старших, а потом сами вносят свой вклад в «копилку человеческого опыта». Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое. Данная тема самообразования выбрана не случайно. Развитие связной речи является важнейшей задачей в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребенка. Все это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Особую сложность представляет развитие связной речи у детей с ОНР, когда детям бывает трудно не только связно и последовательно рассказывать необходимые лексикограмматические средства для точного оформления своих высказываний. Логопеду нужно помочь ребенку восполнить нехватку речевых средств и преодолеть трудности планирования монолога. Поэтому эта проблема представляется для меня сегодня актуальной. У детей с ОНР мы видим множество проблем:

 односложная,

состоящая лишь из простых предложений речь;

 неспособность грамматически правильно построить предложение;

бедность речи;

 употребление нелитературных слов и предложений;

бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;

 неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

 отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темпа речи и т. д.;

 плохая дикция.

 Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи является наглядность. Рассматривание  предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование приемов мнемотехники как средства развития связной речи. Развитие связной речи на занятиях с использованием приемов мнемотехники должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании. Связная речь — это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ. Один из них — мнемотаблица (схема). Именно наглядные модели служат дошкольникам своеобразным планом для создания монологов. Слово «мнемотехника» греческого происхождения и означает «искусство запоминания». Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Родители на начальном этапе могут предложить готовую план – схему, а ребенок должен эту схему раскодировать. Для детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в

памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже изображать персонажей в графическом виде. Например: лиса – из оранжевых фигур (треугольник и круг), медведь - большой круг. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Дети сами любят рисовать и придумывать таблицы. Для этого раздаются листы, разделенные на 6 или 9 ячеек. Важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Детям очень нравится работать с мнемотаблицами. Красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки.  

 

Цель: Выявить эффективность использования приёмов мнемотехники. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: 1. Совершенствовать профессиональное педагогическое мастерство, формировать уверенность себе.

2. Ознакомиться с инновационными методиками.

3. Развивать инициативу и организаторские способности в работе с детьми.

Источники самообразования – СМИ, в том числе специализированная литература (методическая, научно – популярная), интернет, медиа информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер классы, курсы повышения квалификации.

 Формы самообразования:

 индивидуальная - через индивидуальный план;

 групповая - через участие в деятельности городского методического объединения учителей-логопедов, а так же через участие в жизни ДОУ и через сетевое взаимодействие с логопедами посредством интернета.

План работы по теме самообразования        

Направление

2019-2020гг.

2020-2021 гг.

1.Программнометодическое обеспечение

Подбор методической литературы по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники». Определение цели и задач.

Разработка и внедрение в образовательный процесс здоровье сберегающей, коррекционной педагогической технологии – мнемотехника. Приобретение литературы по формированию связной речи

2. Материально-техническая база

Приобретение аудио пособий, дидактических пособий, демонстрационного и раздаточного материала. Подбор материала по оформлению уголков

Создание предметно-развивающей среды.

Пополнение имеющихся уголков

3. Взаимодействие с детьми

Подбор диагностических методик с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений

Оформление и пополнение картотеки: подвижные игры, пальчиковых гимнастик,  дыхательных  упражнений. Включение элементов мнемотехники в педагогический процесс. Воспроизведение ребенком содержания мнемотаблицы: - на занятиях;  

- в свободной деятельности;

  - в продуктивной деятельности;

 - в индивидуальной деятельности.

4. Взаимодействие с родителями

5. Взаимодействие с педагогами

Приобщение родителей к оформлению развивающей среды в группе. Подбор консультационного материала.

Создание памяток для по развитию связной речи «Обучение связной речи». «Мнемотехника» на занятиях по развитию речи

Консультации для родителей на тему: «Метод мнемотехники в коррекционно развивающей работе с детьми». «Роль мнемотехники в речевом развитии дошкольников».  

 

Тематические беседы с родителями. Проведение консультации для родителей на тему: «Связная речь». Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей » Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей Провести конкурс совместно родители и  дети: "Лучшие мнемотаблицы по сказкам и рассказам для детей "

Мастер-класс для педагогов «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники»  Консультация для воспитателей на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста Консультация для воспитателей по использованию методов мнемотехники в учебно-воспитательном процессе.

План самообразования на 2020-2021 учебный год

Месяц

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Самоанализ профессиональной компетентности. Определение тематики, подбор литературы по теме.

Выбор темы

октябрь

Теоретическое изучение методических наработок по данной теме.

Наличие литературы по теме самообразования

декабрь

Подготовка пособий и подборка материала для составления мнемосхем.

Наличие материала

январь

Подбор диагностических методик с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений

Наличие материала

февраль

Приобщение родителей к оформлению развивающей среды в группе

Наличие консультативного материала.

март

Консультация для родителей «Роль мнемотехники в развитии речи ребенка»

Подбор консультативного материала

апрель

Создание памяток для родителей по развитию связной речи «Обучение связной речи».

Повышение знаний родителей

май

Консультация для педагогов ДОУ по теме «Мнемотехника» на занятиях по развитию речи»

Повышение уровня педагогических знаний педагогов ДОУ

Список литературы

 

1. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г

 2. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.

3. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «ДетствоПресс», 2001г. Веселые встречи. – СПб.: «Детство – Пресс», 2003г.  4. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990г. - №10.  

5. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». – 2006г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию «Использование компетентностного подхода в художественно- эстетическом развитии детей через музыкальное воспитание» 2017-2018г..

Повышение профессиональной компетентности педагога через обогащение эстетической, музыкальной культуры как часть всей духовной культуры....

Индивидуальный план по самообразованию на 2011-2015 год. Воспитатель: Салахова Ляйсан Галиахметовна.

Индивидуальный план по самообразованию на 2011-2015 год.Воспитатель: Салахова Ляйсан Галиахметовна....

Индивидуальный план по самообразованию педагога

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога на 2013-2018г....

Индивидуальный план по самообразованию

План работы на 2013-2018 уч.годы...

Индивидуальный план по самообразованию на 1 квалификационную категорию

Индивидуальный план по самообразованию на 1 квалификационную категорию...

Индивидуальный план по самообразованию на тему:« Совершенствование работы в обучении дошкольников игре на духовых музыкальных инструментах»

Обучая игре на музыкальных инструментах, для детей открывается мир музыкальных звуков. Они различают красоту звучания инструмента, развивают качество слуха, ритма....