Дидактический синквейн в коррекционной работе у дошкольников с ОНР
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Сальникова Юлия Петровна

Помимо традиционных заданий, направленных на развитие фонематических процессов, автоматизацию звуков и формирование лексико-грамматических категорий, дистанционно совместно с родителями воспитанников старшей и подготовительной логопедических групп реализовали проект «Дидактический синквейн». Это очень творческое и увлекательное задание, направленное на повышение эффективности образовательного процесса и внедрение инновационных методик.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Использование синквейна в коррекционной работе позволило активизировать познавательную деятельность и способствовало более успешному развитию речевой системы у детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_sinkveyn.docx894.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 37 «ЛУЧИК»

Дидактический синквейн в коррекционной работе

у дошкольников с ОНР

учитель – логопед Сальникова Ю.П.

г. Химки  2020

Помимо традиционных заданий, направленных на развитие фонематических процессов, автоматизацию звуков и формирование лексико-грамматических категорий, дистанционно совместно с родителями воспитанников старшей и подготовительной логопедических групп реализовали проект «Дидактический синквейн». Это очень творческое и увлекательное задание, направленное на повышение эффективности образовательного процесса и внедрение инновационных методик.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Использование синквейна в коррекционной работе позволило активизировать познавательную деятельность и способствовало более успешному развитию речевой системы у детей с общим недоразвитием речи.

Детям на выбор были предложены несколько лексических тем: «Весна», «Космос» или «Возвращение перелетных птиц». С начала учебного года велась предварительная работа. Дети были знакомы с понятием «синквейн» и с правилами его составления, поэтому этот проект вызвал эмоционально положительный отклик как у детей, так и у родителей. Составлять cинквейн было очень просто и интересно.

Актуальность использования дидактического синквейна заключается в следующем:

- обогащение и актуализация лексического состава речи;

- закрепление навыков словообразования;

- развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения;

- способствует развитию творческой активности;

- способствует развитию образного мышления;

- содержит игровой момент;

- используется для закрепления изученной лексической темы.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Структура составления синквейна для детей:

1-я строка: название предмета или слово-предмет (существительное или местоимение кто? что?)

2-я строка: два слова-признака (какой? какая? какое? какие?)

3-я строка: три слова-действия (что делает? что делают? )

4-я строка: короткое предложение по теме из четырёх слов

5-я строка: слово-предмет, связанный с первым словом (обобщающая ассоциация)

Форма синквейна напоминает елочку:

Работа проходила в несколько этапов:

1 этап:

Введение понятия «слово-предмет» (существительное или местоимение кто? что?) На этом этапе дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы.

2 этап:

        Введение понятия «слово-признак предмета». На этом этапе дети накапливали материал для распространения предложения определением.

3 этап:

        Введение понятия «слово – действие предмета» (что делает? что делал?). На этом этапе дети рассматривали простые сюжетные картинки и отвечали на вопросы по картинке.

4 этап:

        Знакомство с понятием «предложение». На этом этапе дети составляли предложения с опорой на картинки, по выполненным действиям. Учились составлять графическую схему предложения.

Обязательное условие - необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Свои работы (синквейны) дети с помощью родителей или самостоятельно оформляли в виде рисунков с текстом.

Таким образом, использование технологии составления синквейна будет способствовать более успешной коррекции всей речевой системы у детей с ОНР. При составлении синквейна у детей активизируется и обогащается лексическая сторона речи, формируются грамматические представления, дети учатся составлению предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Все это способствует развитию связной речи и создает платформу для умения составлять тексты разного типа: повествование, описание или рассуждение.

Список литературы:

  1. Безрукова О.А. Грамматика русской реч/ учебно-метод.псобие для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. Ч.1 – М.: Русская речь, 2013
  2. Душка Н.Д. «Синквейн в работе по развитию речи дошкольников» logoped-sfera.ru/sinkvein-v-rabote-porazvitiu-rechi-doshkolnikov
  3. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общей редакцией Т.В. Волосовец, - М.: - 2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Дидактический синквейн" в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

В методической разработке раскрывается понятие "синквейн", описываются этапы работы по данной технологии с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....

«Дидактический синквейн в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями»

Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.Античная поговоркаДети с нарушением речи испытывают трудности и плохо владеют навыками связной речи в достаточном объеме. Они испытывают трудности  в зву...

Использование технологии дидактического синквейна в работе с дошкольниками с ОНР

Использование технологии дидактического синквейна в работе с дошкольниками с ОНР...

Статья «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников» на тему «Использование технологии «дидактический синквейн» в работе с дошкольниками.»

Одним из эффективных   интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность  и способствует  развитию речи, является работа над созданием нерифмованного...

Консультация "Использование дидактического синквейна в работе с дошкольниками"

Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка. Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь.Родной язык – это средство общения, выражения и формирования мыслей...

Презентация «Дидактический Синквейн - технология развития речи дошкольников»

        Что такое синквейн?     -В переводе с французского слово «синквейн» означает «cing»-пять     -Это сти...