Дидактический синквейн в коррекционной работе у дошкольников с ОНР
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Помимо традиционных заданий, направленных на развитие фонематических процессов, автоматизацию звуков и формирование лексико-грамматических категорий, дистанционно совместно с родителями воспитанников старшей и подготовительной логопедических групп реализовали проект «Дидактический синквейн». Это очень творческое и увлекательное задание, направленное на повышение эффективности образовательного процесса и внедрение инновационных методик.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Использование синквейна в коррекционной работе позволило активизировать познавательную деятельность и способствовало более успешному развитию речевой системы у детей с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_sinkveyn.docx | 894.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 37 «ЛУЧИК»
Дидактический синквейн в коррекционной работе
у дошкольников с ОНР
учитель – логопед Сальникова Ю.П.
г. Химки 2020
Помимо традиционных заданий, направленных на развитие фонематических процессов, автоматизацию звуков и формирование лексико-грамматических категорий, дистанционно совместно с родителями воспитанников старшей и подготовительной логопедических групп реализовали проект «Дидактический синквейн». Это очень творческое и увлекательное задание, направленное на повышение эффективности образовательного процесса и внедрение инновационных методик.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Использование синквейна в коррекционной работе позволило активизировать познавательную деятельность и способствовало более успешному развитию речевой системы у детей с общим недоразвитием речи.
Детям на выбор были предложены несколько лексических тем: «Весна», «Космос» или «Возвращение перелетных птиц». С начала учебного года велась предварительная работа. Дети были знакомы с понятием «синквейн» и с правилами его составления, поэтому этот проект вызвал эмоционально положительный отклик как у детей, так и у родителей. Составлять cинквейн было очень просто и интересно.
Актуальность использования дидактического синквейна заключается в следующем:
- обогащение и актуализация лексического состава речи;
- закрепление навыков словообразования;
- развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения;
- способствует развитию творческой активности;
- способствует развитию образного мышления;
- содержит игровой момент;
- используется для закрепления изученной лексической темы.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Структура составления синквейна для детей:
1-я строка: название предмета или слово-предмет (существительное или местоимение кто? что?)
2-я строка: два слова-признака (какой? какая? какое? какие?)
3-я строка: три слова-действия (что делает? что делают? )
4-я строка: короткое предложение по теме из четырёх слов
5-я строка: слово-предмет, связанный с первым словом (обобщающая ассоциация)
Форма синквейна напоминает елочку:
Работа проходила в несколько этапов:
1 этап:
Введение понятия «слово-предмет» (существительное или местоимение кто? что?) На этом этапе дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы.
2 этап:
Введение понятия «слово-признак предмета». На этом этапе дети накапливали материал для распространения предложения определением.
3 этап:
Введение понятия «слово – действие предмета» (что делает? что делал?). На этом этапе дети рассматривали простые сюжетные картинки и отвечали на вопросы по картинке.
4 этап:
Знакомство с понятием «предложение». На этом этапе дети составляли предложения с опорой на картинки, по выполненным действиям. Учились составлять графическую схему предложения.
Обязательное условие - необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Свои работы (синквейны) дети с помощью родителей или самостоятельно оформляли в виде рисунков с текстом.
Таким образом, использование технологии составления синквейна будет способствовать более успешной коррекции всей речевой системы у детей с ОНР. При составлении синквейна у детей активизируется и обогащается лексическая сторона речи, формируются грамматические представления, дети учатся составлению предложений разной структуры с постепенным усложнением.
Все это способствует развитию связной речи и создает платформу для умения составлять тексты разного типа: повествование, описание или рассуждение.
Список литературы:
- Безрукова О.А. Грамматика русской реч/ учебно-метод.псобие для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. Ч.1 – М.: Русская речь, 2013
- Душка Н.Д. «Синквейн в работе по развитию речи дошкольников» logoped-sfera.ru/sinkvein-v-rabote-porazvitiu-rechi-doshkolnikov
- Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общей редакцией Т.В. Волосовец, - М.: - 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология "Дидактический синквейн" в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.
В методической разработке раскрывается понятие "синквейн", описываются этапы работы по данной технологии с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....
«Дидактический синквейн в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями»
Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.Античная поговоркаДети с нарушением речи испытывают трудности и плохо владеют навыками связной речи в достаточном объеме. Они испытывают трудности в зву...
Проект "Использование дидактического синквейна в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста 6-7(8) лет"
Годовой проект по технике "Синквейн"....
Использование технологии дидактического синквейна в работе с дошкольниками с ОНР
Использование технологии дидактического синквейна в работе с дошкольниками с ОНР...
Статья «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников» на тему «Использование технологии «дидактический синквейн» в работе с дошкольниками.»
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного...
Консультация "Использование дидактического синквейна в работе с дошкольниками"
Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка. Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь.Родной язык – это средство общения, выражения и формирования мыслей...
Презентация «Дидактический Синквейн - технология развития речи дошкольников»
Что такое синквейн? -В переводе с французского слово «синквейн» означает «cing»-пять -Это сти...