Консультация "Использование дидактического синквейна в работе с дошкольниками"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка. Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь.
Родной язык – это средство общения, выражения и формирования мыслей «активное могучее средство всестороннего развития личности ребенка» (А.И. Сорокина). Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем содержательнее его общение со сверстниками, взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kkonsultatsiya_ispolzovanie_didakticheskogo_sinkveyna_v_rabote_s_doshkolnikami.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Огонёк» города Сафоново Смоленской области
Консультация "Использование дидактического синквейна в работе с дошкольниками"
Составитель: воспитатель
1 кв. кат.Ларионенкова Л.А.
Сафоново 2021г.
Консультация "Использование дидактического синквейна в работе с дошкольниками"
Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка. Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь.
Родной язык – это средство общения, выражения и формирования мыслей «активное могучее средство всестороннего развития личности ребенка» (А.И. Сорокина). Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем содержательнее его общение со сверстниками, взрослыми.
В настоящее время наблюдается огромный рост детской речевой патологии, поэтому устранение нарушений речи необходимо начинать как можно раньше. Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедии как науки.
В современном образовательном процессе используются разнообразные виды педагогических технологий.
К одной из таких новых технологий относится дидактический синквейн. Эта технология органично вписывается в работу по совершенствованию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников. Ведь, как известно, речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи ограничена, она характеризуется бедностью словаря, нарушением лексико – грамматических категорий, низким уровнем сформированности связной речи. Исходя из опыта работы с такими детьми, можно сказать, что им требуется больше усердий на то, чтобы изложить правильно свои мысли.
Актуальность и целесообразность использования синквейн-технологии в коррекционной работе объясняется тем, что:
- новая технология открывает новые возможности;
- не нарушается общепринятая система воздействия на речевую патологию и обеспечивает ее логическую завершенность;
- данная технология благоприятно влияет на развитие высших психических функций;
- синквейн можно использовать при диагностическом исследовании дошкольников.
Что такое синквейн?
Синквейн с французского языка переводится ㅤкак «пять ㅤстрок», т.е. ㅤпятистрочная строфа ㅤстихотворения. Форма синквейна была разработана амереканской поэтессой Аделаидой Крепси. Синквейн – это необычный текст, он написан в соответствии с определенными правилами.
ㅤДидактический синквейн основывается на ㅤсодержательной ㅤстороне и ㅤсинтаксической ㅤзаданности ㅤкаждой ㅤстроки. ㅤСоставление ㅤдидактического ㅤсинквейна ㅤявляется ㅤформой ㅤсвободного ㅤтворчества, ㅤтребующей от ㅤавтора ㅤумения ㅤнаходить в ㅤинформационном ㅤматериале ㅤнаиболее ㅤсущественные ㅤэлементы, ㅤделать ㅤвыводы и ㅤкратко их ㅤформулировать. В ㅤнастоящее ㅤвремя ㅤтехнология ㅤсоставления ㅤсинквейна ㅤактивно ㅤиспользуется в ㅤпсихологии и в ㅤработе ㅤучителей – логопедов. Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.Синквейны часто используются современными педагогами для занятий в детском саду.Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать.Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.ㅤ
ㅤПравила ㅤнаписания ㅤ ㅤсинквейна. Синквейн состоит из 5 строк. Его форма напоминает елочку. Что пишется в каждой строке ?
В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет,о котором идет речь.Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово и отвечает на вопросы: Кто? Что?
Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания,которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления,отвечающие на вопросы: Какой? Какая?
В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта, отвечающие на вопрос: Что делает?
В четвертой строке – ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме.Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четерех слов.
Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание, отражающее суть предмета или явления, о котором говориться в дидактическом синквейне и отвечает на вопрос: Кто? Что?
Дети очень ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы.А темы могут быть самыми разнообразными. Это зависит от того,на каком занятии предложено задание, какая тема изучается.
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.
В чем же эффективтивность и значимость? Во-первых,его простата.Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные вожможности. В –третьих,синквейн является игровым приемом. В- четвертых, составление синквейна используются как заключительное задание по пройденному материалу. В- пятых составление синквейна используются для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Примеры синквейнов:
Детский сад.
Родной,шумный
Учит,воспитывает,удивляет.
Я люблю свой детский сад.
Друзья.
Сказка.
Мудрая,полезная.
Читаем,узнаем,размышляем.
Сказка – мой лучший друг.
Учитель.
Из приведенного примера видно следующее: для того чтобы правильно составить синквейн, ребенку необходимо иметь достаточный словарный запас, знать обобщающие слова, как слово-предмет ( живой не живой ), слово-действие, слово-признак. Дошкольники должны уметь слышать вопросы и давать правильные на них ответы. Отсюда следует, что перед составлением синквейна учителем-логопедом должна быть проведена предварительная работа по созданию речевой базы.
Работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. При знакомстве детей с понятиями «слово,обозначающее предмет», «слово,обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета», готовится основа накапливается материал для последующей работы над предложением.Дети овладевают понятиями «живой» и «неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. В этой работе используются различные картинки, предметы. Детям предлагается назвать слова, которые обозначают живые предметы, затем – неживые, называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос. Затем предлагается назвать несколько действий, которые могут производить изображенные предметы. Дети называют несколько признаков к одному предмету.После того как у детей сформировалось представление о словах,обозначающих предмет и его действия,их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. В первую очередь дети учатся составлять простое нераспространенное предложение разной структуры. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, дополнения. Дается понятие о коротких словах (предлогах ), их употреблении в речи.
Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур. Предварительная работа по созданию речевой базы для создания синквейна не противоречит программе Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В. и той ее части, которая касается развития лексико- грамматических категорий у детей с ОНР 3 уровня и служит средством оптимизации процесса.
Синквейн может использоваться индивидуально и в подгруппах. Целесообразно использовать синквейн для закрепления изученной лексической темы; для развития связной речи; используя слова из синквейна, придумать рассказ; для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте. При творческом использовании в совместной деятельности синквейн воспринимается детьми как увлекательная игра,как возможность выразить свое мнение.Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его. Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса. Использование дидактического синквейна в логопедической практике позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Таким образом, технология «Дидактический синквейн» может успешно применяться в дошкольной практике.
Список литературы
- Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
- Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР
В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...
ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
В статье описываетя опыт применения инновационного метода развития речи ребенка – дидактический синквейн. ...
Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР
Разработка будет полезна всем педагогам, работающим в логопедических группах....
Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников
Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!...
«Дидактический синквейн в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями»
Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.Античная поговоркаДети с нарушением речи испытывают трудности и плохо владеют навыками связной речи в достаточном объеме. Они испытывают трудности в зву...
Использование технологии дидактического синквейна в работе с дошкольниками с ОНР
Использование технологии дидактического синквейна в работе с дошкольниками с ОНР...
Статья «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников» на тему «Использование технологии «дидактический синквейн» в работе с дошкольниками.»
Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного...