«Дидактический синквейн в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями»
учебно-методический материал по логопедии на тему

Головлёва Наталья Владимировна

Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.
Античная поговорка

Дети с нарушением речи испытывают трудности и плохо владеют навыками связной речи в достаточном объеме. Они испытывают трудности  в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, очень низкий уровень словаря, ошибки в употреблении предложных конструкций, с трудом даются процессы чтения и письма из–за ряда особенностей формирования речи.

Сегодняшний день отличается  активным ростом новых развивающих технологий,  многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений, для того  чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс.

Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием  синквейна.

 

Актуальность и целесообразность:

-новая технология открывает новые возможности;

  - не нарушается общепринятая система воздействия на речевую патологию и обеспечивает ее логическую завершенность;

  - данная технология благоприятно влияет на развитие высших психических функций;

  - синквейн можно использовать при диагностическом исследовании дошкольников;

  - синквейн является игровым приемом.

         Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют   составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.

Синквейны часто используются современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

 

Синквейн — слово французское, в переводе          означает «стихотворение из пяти строк».

Форма синквейна была разработана в начале XX века американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая увлекалась восточными формами стихосложения.

В России синквейн начал применяться с 1993 года.

 

 

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

         Чтобы составить синквейн, нужно          научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

        Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

 

Правила составления синквейна

 

Синквейн состоит из 5 строк;

Его форма напоминает ёлочку.

Первая строка синквейна – заголовок,                    тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). (1 существительное)

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

(2 прилагательных)

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета. (3 глагола)

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. (фраза из 4 слов)

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. (ассоциации , возникающие , когда слышишь это слово)

 

Примеры детских дидактических синквейнов.

 

1.ШКОЛА

2.    Светлая, большая

3.    Учит, воспитывает, развивает

4.    В школе учатся дети.

5.    Здание.

 

1.ЯБЛОКО

2.    Зелёное, сладкое.

3.    Растёт, спеет, наливается.

4.    Я ем яблоко.

5.    Фрукт.

 

1.ЁЖИК

2.    Серый, колючий.

3.    Фыркает, спит, сворачивается.

4.    Мне нравится маленький ёжик.

5.    Лес.

 

1.СНЕГИРЬ

2.    Красногрудый, черноголовый.

3.    Сидит, клюёт, пугается.

4.    Снегирь прилетает зимой.

5.    Холод.

 

Лексическая тема: «Новый год»

 

 1. Новый год.

 2. Радостный, долгожданный.

 3. Приходит, веселит, радует.

 4. Я люблю этот праздник.

 5. Подарки.

 

 

Лексическая тема: «Время года»

 

 1. Зима.

 2. Снежная, холодная.

 3. Морозит, заметает, восхищает.

 4. Серебристым снегом укрывает землю.

 5. Волшебница.

 

 

Лексическая тема: «8-е Марта»

 

 1. Мама.

 2. Умная, красивая, добрая.

 3. Читает, вяжет, готовит, убирает.

 4. Любит меня и папу.

 5. Семья.

 

1. Котёнок

2.Чёрненький, пушистенький

3.Играет, спит, ест

4.Он мой друг

5.Домашнее животное

1. Дом

2.Большой, красивый

3.Защищает, греет

4.Нужен всем людям

5.Убежище

1. Арбуз

2.Круглый, вкусный

3.Катится, растёт, зреет

4.Арбуз – это большая ягода.

5.Лето

 

 

 

ВАРИАНТЫ  РАБОТЫ:

 

  • Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);
  • Составление синквейна по прослушанному рассказу;
  • Коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки). На основе существующих строк необходимо ее (часть) определить.

 

Практическая часть.

Сейчас мы научимся составлять синквейн.

Не забывайте правила составления синквейна.

1. Коллективное составление синквейна по предметной картинке по вопросам логопеда.

(«Апельсин»)

- Что это?           

- Апельсин.

Подберите два слова-признака.

- Какой апельсин?

- Круглый, оранжевый.

Подберите три слова-действия.

- Что делает апельсин?

- Висит, растёт, зреет.

- Cоставьте словосочетание или предложение, где вы выразите личное отношение автора в данном случае к предмету.

- Я люблю апельсин.

Теперь подберите слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

- Фрукт.

Вопросы: Всем понятны правила составления синквейна?

Вывод: Так мы  с вами научились составлять синквейн по предметной картинке. Составляли мы коллективно. Я задавала вам вопросы, тем самым направляла вас.

 

2. Составление синквейна по индивидуальным картинкам.

( «Кошка, помидор, волк»)

Индивидуальная работа и проверка готовых синквейнов.

Вопросы: Вам было интересно? Кто себя почувствовал настоящим поэтом или писателем? На ваш взгляд это формирует уверенность в себе, желание отвечать, думать, творить, рассуждать?

Вывод:  Сочинение синквейна – процесс творческий. Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Сейчас вы будете слушать готовый синквейн  и попробуете разобраться, всё ли здесь правильно? («Белка»)

Белка.

Рыжая, косолапая.

Прыгает, скачет, воет.

Мне нравится ловкая белка.

Дикое животное.

Вопросы: Вы мне помогли разобраться, исправили ошибки.

Как вы думаете? Это помогает развивать умение вслушиваться в обращённую речь, думать и быстро подбирать нужные слова?

Вывод: Данный вид работы активизирует словарный запас детей. Учит детей быть внимательными и формирует лексическую готовность в подборе слов.

 

______ .

Растёт, стоит.

Белоствольная, стройная, русская.

Я любуюсь стройной  ___ .

Дерево.

Вывод: Синквейн уточняет содержание понятий. Развивает не только речь, но и способствует развитию внимания, памяти, мышления.

5. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.

Сейчас мы составим синквейны о героях русской народной сказки «Заюшкина избушка». Будем работать в группах. Первая группа будет составлять синквейн о зайчике, вторая о лисе, третья о петухе. («Заюшкина избушка»)

 

Зайчик.                                                    Лиса.

Слабый, трусливый.                                Хитрая, наглая.

Плачет, боится, просит (помощи). Выгнала, обманула, обхитрила.

Мне жалко зайчика.                                 Лиса поступила плохо.        

Сказочный герой.                                    Сказочный герой.

 

Петух.

Смелый, отважный.

Спас, защитил, выгнал (лису).

Петух поступил смело.

Сказочный герой.

 

Вопросы: Как думаете, работа в группах формирует навыки сотрудничества?

Вывод: Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.

 

Синквейн- один из эффективных методов развития речи дошкольников

 

В чём же его эффективность и значимость?

 

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

 Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

 Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

 Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

 

Синквейн способствует решению следующих задач:

 

• изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;

• отрабатываются знания о частях речи;

• знания о предложении;

 • умение соблюдать интонацию;

• значительно активизируется словарный запас ребёнка;

• совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

 • активизируется и развивается мыслительная деятельность;

 • совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

  • Технология синквейн – открывает новые возможности; помогает оптимизировать работу воспитателя.
  • использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход.
  •  способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
  •  является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
  • носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

 

Вывод:

    выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием метода Синквейн, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе.

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.  Применяя данную методику, у детей увеличится словарный запас, речь станет богаче,  ярче,  дети перестанут бояться высказывать свои мысли вслух, что является особенно важным для детей.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_didakticheskiy_sinkveyn_v.docx162 байта

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков дошкольников с речевыми нарушениями».

Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков у дошкольников с речевыми нарушениями....

Здоровьесберегающая методика: Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями

Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания,нормализовать его ритм, выработать плавный, цельный, экономный выдох.Возраст: с 3-х летВариативность1)    Начинать занятия сл...

Педагогический проект логопеда "Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями".

Данный материал включает в себя непосредственно проект, мероприятия по его реализации и итоговую НОД для детей с ОНР подготовительной к школе  группы....

Дидактические игры и упражнения,способствующие развитию элементарных навыков чтения у дошкольников с речевыми нарушениями (презентация)

В презентации представлены разнообразные игры и упражнения (блаковые, дидактические) , сочетающие  различные задачи, способствующие достижению главной цели: обучение чтению прямого   с...

«Дидактический «Синквейн» и его использование в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Мастер-класс для педагогов«Дидактический «Синквейн»  и его использование  в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ»Цель: *Повышение профессиональ...

Образовательный проект «Моя инициатива в образовании» «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»

Образовательный проект на тему: «Изотерапия, как метод предупреждения нарушения письма у дошкольников с речевыми нарушениями»...

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями.

При поступлении ребёнка в школу начинается новый этап приобретения знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием простра...