Грамматический строй речи
консультация по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Играем и развиваем грамматический строй речи
с детьми старшего дошкольного возраста
«Из чего сделано?» (с мячом.)
Взрослый бросает мяч, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращает мяч, отвечает: «Кожаные».
«Чей хвост?»
Ребёнку предлагается угадать, чьи хвосты изброжены на картинке. Например: «У зайца, какой хвост? Заячий».
«Скажи наоборот»
Взрослый предлагает ребёнку посмотреть на мальчика, который делал всё наоборот. Мама его просит подойти – он отходит, мама просит убрать игрушки – он разбрасывает; скажет мама: «Повернись ко мне» - он отворачивается. Объясняя правила игры, взрослый просит ребёнка представить, чтобы сделал такой мальчик – «наоборот», если бы его попросили: встать, показать ладони, открыть рот, опустить руки, поймать мяч, согнуть руки, положить ручку, отодвинуть стул и т.д.
Когда подбор слов осуществляется без ошибок, можно продолжить игру и попросить назвать «действие – наоборот» к предложенным действиям: входить, подбежать, подплыть, подлететь, взлететь, подняться, опустить, поймать, отвернуться, чинить, завязать, спутать, кричать, трудиться, зажечь, спрашивать, обижать, ловить, пачкать и т.д.
«Многозначные слова»
При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, а также иголки есть у ежа. (кисть, ручка, ключ, ножка, шляпка, стрелка и т.д.)
Большое значение в обогащении детского словаря является работа по словообразованию. Ребёнок начинает понимать, как образуются новые слова – например: почему цветок – подснежник, а гриб – подберёзовик. (самовар, ледоход, самокат, мясорубка, снегоход, снегопад, пароход, водолаз и т.д.)
Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объёма словаря. Необходимо учить детей различать и подбирать слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы)
«Скажи наоборот»
Взрослый называет слово, а ребёнок – противоположное ему по значению: толстый – тонкий, сильный – слабый, стоять – идти, война – мир и т.д.
«Продолжи цепочку»
Взрослый называет одно – два слова, а ребёнок должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища – еда – корм – продукты; жилище – дом – квартира – здание; идти – шагать – топать – шлёпать; весёлый – озорной – смешной.
Дети дошкольного возраста учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их значение.
Уважаемые родители!
Занимаясь с ребёнком, вы не только расширяете его представления
об окружающем мире, не только развиваете его память, мышление и воображение, но и формируете доверительные, тёплые отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Конспект комплексной НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте» (старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Предлагаемый материал покажет основные приемы по формированию лексико - грамматических категорий....
Психолого-педагогическая основа методики грамматического строя речи в работе с детьми. Особенности усвоения дошкольниками грамматического строя речи
консультация для педагогов...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».
Цель занятия: Развитие лексико-грамматических средств языкана материале лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...
Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.
У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...
Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".
В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....