Грамматический строй речи
консультация по логопедии (старшая группа)

Игры на развитие грамматического строя речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gsr.docx14.84 КБ

Предварительный просмотр:

Играем и развиваем грамматический строй речи

с детьми старшего дошкольного возраста

                                                                                                                         

«Из чего сделано?» (с мячом.)

Взрослый бросает мяч, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращает мяч, отвечает: «Кожаные».

«Чей хвост?»

Ребёнку предлагается угадать, чьи хвосты изброжены на картинке. Например: «У зайца, какой хвост? Заячий».

«Скажи наоборот»

Взрослый предлагает ребёнку посмотреть на мальчика, который делал всё наоборот. Мама его просит подойти – он отходит, мама просит убрать игрушки – он разбрасывает; скажет мама: «Повернись ко мне» - он отворачивается. Объясняя правила игры, взрослый просит ребёнка представить, чтобы сделал такой мальчик – «наоборот», если бы его попросили: встать, показать ладони, открыть рот, опустить руки, поймать мяч, согнуть руки, положить ручку, отодвинуть стул и т.д.

Когда подбор слов осуществляется без ошибок, можно продолжить игру и попросить назвать «действие – наоборот» к предложенным действиям: входить, подбежать, подплыть, подлететь, взлететь, подняться, опустить, поймать, отвернуться, чинить, завязать, спутать, кричать, трудиться, зажечь, спрашивать, обижать, ловить, пачкать и т.д.

«Многозначные слова»

При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, а также иголки есть у ежа. (кисть, ручка, ключ, ножка, шляпка, стрелка и т.д.)

Большое значение в обогащении детского словаря является работа по словообразованию. Ребёнок начинает понимать, как образуются новые слова – например: почему цветок – подснежник, а гриб – подберёзовик. (самовар, ледоход, самокат, мясорубка, снегоход, снегопад, пароход, водолаз и т.д.)

Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объёма словаря. Необходимо учить детей различать и подбирать слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы)

«Скажи наоборот»

Взрослый называет слово, а ребёнок – противоположное ему по значению: толстый – тонкий, сильный – слабый, стоять – идти, война – мир и т.д.

«Продолжи цепочку»

Взрослый называет одно – два слова, а ребёнок должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища – еда – корм – продукты; жилище – дом – квартира – здание; идти – шагать – топать – шлёпать; весёлый – озорной – смешной.

Дети дошкольного возраста учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их значение.

Уважаемые родители!

Занимаясь с ребёнком, вы не только расширяете его представления

об окружающем мире, не только развиваете его память, мышление и воображение, но и формируете доверительные, тёплые отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».

Цель занятия:  Развитие лексико-грамматических средств языкана материале  лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...

Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.

У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...

Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".

В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....