Дифференциация звуков ч-щ
картотека по логопедии
Предварительный просмотр:
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [ч’]–[щ’]
I. Четко произносить слоги парами.
1. 2. 3. | ча – ща чо – що чу – щу чи – щи че – ще ач – ащ оч – ощ уч – ущ ыч – ыщ яч – ящ юч – ющ ич – ищ еч – ещ ча – ча – ща ча – ща – ча ща – ча – ча | ща – ча що – чо щу – чу щи – чи ще – че ащ – ач ощ – оч ущ – уч ыщ – ыч ящ – яч ющ – юч ищ – ич ещ – еч ащ – ащ – ач ащ – ач – ащ ач – ащ – ащ |
II. Четко произносить слова.
Чаща, чище, щучка, ящичек, вещичка, щеночек, ручища, щепочка, щёточка, учащиеся, точильщик, часовщик, дощечка, волчище, кричащий, скучающий, щёчки, паучище, сундучище, жучище, бычище, рычащий, мычащий, чудовище.
III. Четко произносить слова парами.
гуща – куча пищать – печать угощать – укачать помещать – помечать щётки – чётки плащ – плач помощь – помочь щадит – чадит тащу – точу лущи – лучи щур – чур | тащить – точить щель – качель ущелье – ученье щегол – чехол мощёный – мочёный щёлка – чёлка горящий – горячий лещи – лечи мощу – мочу щека – чека трещать – встречать |
IV. Четко произносить словосочетания.
Чёрный щенок, коричневый плащ, чужие вещи, сочные овощи, почтовый ящик, колючая щётка, чистое помещение, птичий щебет, молочная пища, прочный щит, копчёная щука, горячая щека, чудесное угощение, поющий чиж, летающие бабочки, щепотка чая, щебечущий щегол, чищеные овощи, меченые вещи, пучок щавеля, куча щебёнки, колючая щепка, чистый плащ, почтовое извещение, плачущий человек, чистильщик обуви, учёный щенок, чугунный щит, овощная начинка.
V. Четко произносить предложения.
Письмо опускают в почтовый ящик.
Для плохой погоды мама купила чёрный плащ.
Надо отдать чужую вещь.
Мы собрали на огороде сочные овощи.
Больному нужна молочная пища.
Очень вкусен копчёный лещ.
В лесу раздавался птичий щебет.
Туристы вошли в чудесное ущелье.
В дощатом ящичке – овощи.
У дочки румяные щёчки.
В лесу рыщет волчище.
По ручейку плывут щепочки.
В бочке – мочёные яблочки, а в ящичке – копчёные щучки.
Почисти юбочку щёточкой.
На щенка напали злющие пчёлы.
Точильщик точит ножи.
У мальчика пушистый щеночек.
Около нашего дома новый почтовый ящик.
Я чищу вещи щёточкой.
Девочки качаются на дощечке.
У мальчика живут в клетке поющие птички.
В чаще грачи.
На двери прибита дощечка.
Свеча едва освещала избушку.
В буфете сгущённое молоко и копчёная колбаса.
Овощи свалили в чулан.
Ящерица юркнула под кучу щепок.
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
На припёке снег растаял, блещут в лужицах лучи.
Самовар я вскипячу, сладким чаем угощу.
Сорока нас встречала и громко трещала.
В печке весело трещат дрова.
Зазвенела роща молодая, зазвучали птичьи голоса.
Зубы я чищу маленькой щёточкой.
Чтобы разжечь печь, нужны щепки.
У Миши ящичек.
Щенок бежал за чабаном.
В пирожки положили начинку из овощей.
Чаще и чище чистите зубы!
Лечо – блюдо из овощей.
Вычищенные вещи сложили в чемодан.
Лев рычит, рычит, рычит. Лев какой? Рычащий!
Пёс ворчит, ворчит, ворчит. Пёс какой? Ворчащий!
Бык мычит, мычит, мычит. Бык какой? Мычащий!
А петух кричит, кричит. Он какой? Кричащий!
Молоток стучит, стучит. Молоток – стучащий!
Колокол звучит, звучит. Колокол – звучащий!
VI. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.
С к о р о г о в о р к и.
Часовщик, прищурив глаза, чинит часики для нас.
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Ученик учил уроки – у него в чернилах щёки.
Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
Щучке плыть вокруг леща, плавниками трепеща.
VII. Выучить.
Щётки
Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой – башмаки,
Этой щёткой чищу брюки.
Все три щётки мне нужны.
С. Маршак
Лейся, дождик
Дождик, дождик,
Что ты ждешь,
Отчего едва идёшь?
Лейся пуще,
Лейся чаще,
Хочешь – в пуще,
Хочешь в чаще,
Хочешь в поле на ячмень,
Хоть всё утро,
Хоть весь день!
Б. Асаналиев
И я бы мог…
К щенку
козлёнок подошёл.
– Ты кто?
– Щенок.
– А я козёл.
Гляди, как я умею:
Скок!
– И я могу, – сказал щенок.
– А я по травке побегу!
Щенок сказал:
– И я могу…
– А хочешь, я – о стенку лбом?
Гляди, как я умею:
Бом!
– Не мудрено. И я бы мог,
Да не хочу, – сказал щенок.
А. Шибаев
Встреча
Я шёл по улице пешком
и повстречался со щенком.
И неизвестно почему,
я вдруг понравился ему.
И, несмотря на летний зной,
щенок всё время шёл за мной.
Дошли мы вместе до ворот,
и вдруг щенок пошёл вперёд.
Я закричал, позвал щенка,
он зарычал издалека.
Он не хотел со мной идти.
Нам просто было по пути.
А. Барто
Месяц
Месяц заблудился
У косматой чащи.
Рогом зацепился
За сучок торчащий…
Понял, что попался…
И над спящим лугом
До утра качался,
Бледный от испуга.
Т. Золотухина
Щенок
Чёрный чистенький щенок
Перепачкал чем-то бок.
Мальчик в руки щётку взял,
Чистить бок щеночку стал.
Целый час терпел щенок,
Больше вытерпеть не мог.
Начал хвостиком вилять,
О пощаде умолять.
Для чего мне чистить бок?
Я не туфли, я – щенок!
Чижик
Ты мой чижик, ты мой чиж,
Никогда ты не молчишь.
Я ведь тоже не молчу –
Щебечу и щебечу.
И меня за это вот
Мама чижиком зовёт.
Гроза
Блещут молнии всё ярче,
Тучи гуще, гуще, гуще,
Капли чаще, чаще, чаще,
Дождик пуще, пуще, пуще!
Тучи дальше, дальше, дальше,
Небо чище, чище, чище,
Солнце ярче, ярче, ярче,
В чаще громче щебет птичий!
И. Лопухина
Щётки
Я вам быстро перечислю,
Что я каждой щёткой чищу.
Этой щёткой чищу платье,
Этой щёткой чищу обувь,
А вот этой – не забуду –
По утрам я чищу зубы!
Сверчок
Братец работал,
Шуметь запрещал.
Вдруг у оконца
Сверчок затрещал.
Ищу под оконцем –
Не вижу сверчка.
А он, как нарочно,
Трещит с потолка.
VIII. Пересказывать.
Черныш
У нас щенок. Он чёрный, и потому у него кличка Черныш. Черныш живёт в чулане. В чулане стоит ящик. В ящике он спит. Щенок очень шалит. Черныш тащит в чулан вещи. Там можно найти всё, что угодно. Плащ, щётки, чулки, дощечки… Летом Черныш бегает во дворе.
Ящерица
Витя и Вова – товарищи. Поймали они ящерицу. Куда её девать? Они взяли ящичек. Сбоку сделали дверцу. Сверху прибили сеточку. В ящик насыпали речного песочка. Положили травки. Посадили в ящик ящерицу. Наловили мух и жучков. Ящерица их поедала.
Розка
У Розки был щенок. Розка ушла. Дети взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. Потом нашла щенка и выла подле печки. Дети дали щенка Розке. Розка отнесла щенка на место.
Ёж
Осенью у ежей мало добычи. Попрятались черви, скрылись ящерицы. В тёплые осенние дни готовит ёж зимовище, таскает в нору сухие листочки. Скоро он заберётся в зимовище на всю зиму.
Щи не для щенка
Саша тащит щенка на кухню. «Я тебя щами угощу. Таких щей ты, Щеник, ещё не пробовал». Подтащил он щенка и ткнул носом в плошку со щами.
Но не хочет щей щенок.
Тявкнул он – и наутёк!
Видно, хочет молока.
Видно, щи не для щенка.
Добрый лев
У входа в цирк стоит заяц и жалобно плачет. Подходит лев и спрашивает:
– Ты чего, заяц, плачешь?
– Хочу в цирк, – отвечает заяц. – Но у двери стоит лиса. Я её боюсь.
– Ладно, – говорит лев, – мы что-нибудь придумаем.
Он купил у мишки две большие пышки и велел зайцу взять их под мышку. Лиса пропустила в цирк льва, но, увидев зайца, закричала:
– Зайца в цирк не пущу!
– Как это не пущу? – возмутился лев. – Разве нельзя взять с собой бутерброд?!
Лиса ничего не могла сказать. Так добрый лев помог зайцу попасть в цирк. Н. Майборода
Заяц
Заяц прячется от лисы в чаще. Он затаится и не шелохнётся, а потом вдруг вскочит и понесётся прочь через рощу. Выскочит заяц на пастбище, а лиса за ним. Но ей не угнаться за быстрым зайцем.
Щенята
У Чапы – щенята. Щенята чёрные. А щёки и чёлка у них светлые. Щенята ещё слепые. Они пищат, щурятся, копошатся в ящике. Чапа охраняет щенят, рычит на нас, щёлкает зубами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...
Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...