«Звук [а] и буква А».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 16 «Медвежонок»
Фронтальное логопедическое занятие
«Звук [а] и буква А».
(возрастная категория: подготовительная группа)
Составила и провела:
учитель-логопед Джура Т.Н.
Химки
2019 г.
Коррекционно-образовательные:
Формирование умения находить букву среди других букв алфавита.
Коррекционно-развивающие:
Развитие фонематических представлений, зрительного слухового внимания, общей и тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей.
Оборудование: картинка Феи, счетные палочки, предметные картинки на звук А, картинки фруктов(арбуз, ананас, апельсин, абрикос) , символ звука А (красный кружок), звуковые решетки (индивидуальные), красный домик, алфавит.
Ход занятия.
I.Организационный момент
(работа с мимической мускулатурой).
Логопед: Ребята, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Вы хорошо отдохнули, набрались сил и теперь можем отправиться в путешествие в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах.
(Выставляется Красный замок/домик и его хозяйка — Фея в красном платье).
В этом замке/домике живут звуки и буквы. А это хозяйка, ее зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.
3. Характеристика звука а по акустическим и артикуляционным признакам
Логопед: Фея Анна приготовила для вас картинки. Посмотрите внимательно на доску и назовите все картинки.
Дети: абрикос, арбуз, дом, ананас, апельсин.
Логопед: фея спрашивает, все ли тут правильно.
Дети: нет, потому что есть лишняя картинка. Дом.
Логопед: почему?
Дети: потому что там нарисованы фрукты. А дом это не фрукт.
Логопед: а что еще слышится во всех словах, кроме слова дом?
Дети: потому что в ней нет звука а.
Логопед: Давайте назовем картинки со звуком «А»
Дети: абрикос, арбуз, ананас, апельсин.
Логопед: ребята, скажите, когда мы произносим звук а, что происходит с нашим артикуляционным аппаратом?
Дети: язык лежит внизу. Рот широко открыт.
Логопед: встречает ли преграду воздушная струя?
Дети: нет, воздух свободно выходит изо рта.
Логопед: как вы думаете, если воздушная струя не встречает преграду, какой звук а?
Дети: звук А гласный.
Логопед: молодцы. А в домике, какого цвета живет звук а?
Дети: в домике красного цвета.
4. игра «Клубочек/Лесенка» (упражнение проводится стоя)
Логопед: Прислушайтесь, пожалуйста, как красиво звучит имя феи ААААннна. Скажем хором имя Феи. Какой первый звук в слове Анна?
Дети: Звук а.
Логопед: Анна предлагает нам спеть этот звук.
Давайте споём звук «А», как будто наш голос поднимается, а потом опускается по лесенке.
5. игра «Поймай звук»
Логопед: Я буду произносить звуки, слоги, слова. Если вы услышите звук А, хлопните в ладоши.
А) а с о а а н а…
Б) ан, ак, оп, ду, ас…
В)арбуз, нос, абрикос, кот, аист…
6. Игра «Фруктовый сад».
Логопед: У Анны возле домика есть фруктовый сад. Как вы думаете, какие фрукты там растут? Назовите их.
Дети: абрикос, арбуз, ананас, апельсин.
Логопед: молодцы, а теперь давай определим место звука А с каждом слове. Помогать нам будут звуковые решетки. Давайте подумаем, где мы слышим звук А в слове апельсин, вначале, в середине или в конце слова? Дети: В начале слова.
Логопед: Покажите на полоске, где находится звук а? Поставьте на это место красный кружок. Почему мы зяли красный кружок.
Дети: потому что, звук а гласный и обозначается красным цветом.
Логопед: молодцы (аналогично Апельсин, Арбуз, Абрикос).
7. Физминутка.
Выполнение движений с речевым сопровождением,
В детском садике ребятки
Могут ловко встать на пятки,
Пошагать и покружиться,
Вправо, влево наклониться.
Снова встать и потянуться,
И друг другу улыбнуться.
8.Знакомство с буквой.
Логопед: послушайте стишок.
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок!
Ты букву эту знаешь? А?
Перед тобою буква А.
С. Маршак
Логопед: Что вам напоминает буква а?
Дети: крыша дома, ракета, шалаш…
Логопед: Это большая буква «А» из скольких палочек она состоит.
Дети: Из трёх.
Логопед: Обратите внимание на то, что две палочки длинные, а одна короткая, возьмите счетные палочки и сложите большую букву «А». Какую букву вы сложили?
Дети: Это буква «А».
Логопед: а теперь давайте попробуем ее написать в воздухе вместе со мной. Посмотрите, как я это делаю.
Педагог поворачивается к детям спиной и «пишет» букву А в воздухе. Сначала я напишу палочку с наклоном вправо снизу вверх, потом влево сверху вниз, потом я напишу перекладину.
Логопед: посмотрите внимательно на стену. Что вы видите?
Дети: алфавит.
Логопед:
Что такое алфавит?
Вам, ребята, он известен.
Буква в нем всегда стоит
На своем особом месте.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они — ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Логопед: рассмотрите букву А в алфавите. Обратите внимание, что здесь она раскрашена в красный цвет.
Логопед: Буквы бывают строчные и заглавные.
Сравнение заглавной и строчной букв.
9.игра «Какой сок?»
Логопед: фея Анна хочет с вами поиграть. Вы сегодня были во фруктовом саду. Фея спрашивает, что можно приготовить из фруктов.
Дети: сок, компот, варенье, джем ит.д.
Логопед: какой сок/варенье/джем/ получится из апельсина?
Дети: апельсиновый сок/варенье/джем
Дети, рассматривая картинку с изображением фруктов, образовывая относительные прилагательные, отвечая на вопрос: Какой сок/варенье/компот/джем? {Апельсиновый сок, арбузный, абрикосовый, ананасовый и т.д.)
10.Итог занятия:
Расскажите, чем вы занимались на занятии? Что вы узнали нового?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...
Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б
Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...