«Звук [а] и буква А».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

«Звук [а] и буква А».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_a_i_bukva_a.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 16 «Медвежонок»

Фронтальное  логопедическое занятие

«Звук [а] и буква А».

(возрастная категория: подготовительная группа)

Составила и провела:

учитель-логопед Джура Т.Н.    

                                 

Химки

2019 г.

Коррекционно-образовательные:

Формирование умения находить букву среди других букв алфавита.

Коррекционно-развивающие:         

Развитие фонематических представлений, зрительного слухового внимания, общей и тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные:

 воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей.

Оборудование: картинка Феи, счетные палочки, предметные картинки на звук А, картинки фруктов(арбуз, ананас, апельсин, абрикос) , символ звука А (красный кружок), звуковые решетки (индивидуальные), красный домик, алфавит.

Ход занятия.

I.Организационный момент 

(работа с мимической мускулатурой).

Логопед: Ребята, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Вы хорошо отдохнули, набрались сил и теперь можем отправиться в путешествие в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах.

(Выставляется Красный замок/домик и его хозяйка — Фея в красном платье).

В этом замке/домике живут звуки и буквы. А это хозяйка, ее зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.

3. Характеристика звука а по акустическим и артикуляционным признакам

Логопед: Фея Анна приготовила для вас картинки. Посмотрите внимательно на доску и назовите все картинки.

Дети: абрикос, арбуз, дом, ананас, апельсин.

Логопед: фея спрашивает, все ли тут правильно.

Дети: нет, потому что есть лишняя картинка. Дом.

Логопед: почему?

Дети: потому что там нарисованы фрукты. А дом это не фрукт.

Логопед: а что еще слышится во всех словах, кроме слова дом?

Дети: потому что в ней нет звука а.

Логопед: Давайте назовем картинки со звуком «А»

Дети: абрикос, арбуз, ананас, апельсин.

Логопед: ребята, скажите, когда мы произносим звук а, что происходит с нашим артикуляционным аппаратом?

Дети: язык лежит внизу. Рот широко открыт.

Логопед: встречает ли преграду воздушная струя?

Дети: нет, воздух свободно выходит изо рта.

Логопед: как вы думаете, если воздушная струя не встречает преграду, какой звук а?

Дети: звук А гласный.

Логопед: молодцы. А в домике, какого цвета живет звук а?

Дети: в домике красного цвета.

4. игра «Клубочек/Лесенка» (упражнение проводится стоя)

Логопед: Прислушайтесь, пожалуйста, как красиво звучит имя феи ААААннна. Скажем хором имя Феи. Какой первый звук в слове Анна?

Дети: Звук а.

Логопед: Анна предлагает нам спеть этот звук.

Давайте споём звук «А», как будто наш голос поднимается, а потом опускается по лесенке.

5. игра «Поймай звук»

Логопед: Я буду произносить звуки, слоги, слова. Если вы услышите звук А, хлопните в ладоши.

А) а с о а а н а…

Б) ан, ак, оп, ду, ас…

В)арбуз, нос, абрикос, кот, аист…

6. Игра «Фруктовый сад».

Логопед: У Анны возле домика есть фруктовый сад. Как вы думаете, какие фрукты там растут? Назовите их.

Дети: абрикос, арбуз, ананас, апельсин.

Логопед: молодцы, а теперь давай определим место звука А с каждом слове. Помогать нам будут звуковые решетки. Давайте подумаем, где мы слышим звук А в слове апельсин, вначале, в середине или в конце слова? Дети: В начале слова.

Логопед:  Покажите на полоске, где находится звук а? Поставьте на это место красный кружок. Почему мы зяли красный кружок.

Дети: потому что, звук а гласный и обозначается красным цветом.

Логопед: молодцы (аналогично Апельсин, Арбуз, Абрикос).

7. Физминутка.

Выполнение движений с речевым сопровождением,

В детском садике ребятки

Могут ловко встать на пятки,

Пошагать и покружиться,

Вправо, влево наклониться.

Снова встать и потянуться,

И друг другу улыбнуться.

8.Знакомство с буквой.

Логопед: послушайте стишок.

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок!

Ты букву эту знаешь? А?

Перед тобою буква А.

С. Маршак

Логопед: Что вам напоминает буква а?

Дети: крыша дома, ракета, шалаш…

Логопед: Это большая буква «А» из скольких палочек она состоит.

Дети: Из трёх.

Логопед: Обратите внимание на то, что две палочки длинные, а одна короткая, возьмите счетные палочки и сложите большую букву «А». Какую букву вы сложили?

Дети: Это буква «А».

Логопед: а теперь давайте попробуем ее написать в воздухе вместе со мной. Посмотрите, как я это делаю.

Педагог поворачивается к детям спиной и «пишет» букву А в воздухе. Сначала я напишу палочку с наклоном вправо снизу вверх, потом влево сверху вниз, потом я напишу перекладину.

Логопед: посмотрите внимательно на стену. Что вы видите?

Дети: алфавит.

Логопед:

Что такое алфавит?
Вам, ребята, он известен.
Буква в нем всегда стоит
На своем особом месте.

Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они — ключи
Ко всем хорошим книжкам.

Логопед: рассмотрите букву А в алфавите. Обратите внимание, что здесь она раскрашена в красный цвет.

Логопед: Буквы бывают строчные и заглавные.

Сравнение заглавной и строчной букв.

9.игра «Какой сок?»

Логопед: фея Анна хочет с вами поиграть. Вы сегодня были во фруктовом саду. Фея спрашивает, что можно приготовить из фруктов.

Дети: сок, компот, варенье, джем ит.д.

Логопед: какой сок/варенье/джем/ получится из апельсина?

Дети: апельсиновый сок/варенье/джем

Дети, рассматривая картинку с изображением фруктов, образовывая относительные прилагательные, отвечая на вопрос: Какой сок/варенье/компот/джем? {Апельсиновый сок, арбузный, абрикосовый, ананасовый и т.д.)

10.Итог занятия:

Расскажите, чем вы занимались на занятии? Что вы узнали нового?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...