"В стране сказок" конспект занятия в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия рассчитан на детей старшей логопедической группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие по обучению грамоте | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие
по развитию фонематического слуха и элементам грамоты
в старшей логопедической группе
«В СТРАНЕ СКАЗОК»
Цель: знакомство со звуком [М] и буквой М.
Задачи:
Образовательные:
‒ закрепить умение давать акустическую и артикуляционную характеристику звука [М];
- закрепить понятия «звук» и «буква»;
- закрепить зрительный образ буквы М; формировать умение находить новую букву среди других букв алфавита;
- закрепить умение делить слова на слоги;
- формировать навык чтения и печатания слогов с новой буквой.
Развивающие:
‒ развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, фонематические представления;
- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, память, общую и тонкую моторику, координацию речи с движением;
‒ обогащать, активизировать и актуализировать словарь по теме «Сказочные герои».
‒ развивать связную речь.
Воспитательные:
‒ формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
‒ воспитывать любовь к художественным произведениям.
Оборудование и наглядный материал: презентация «Сказочные герои»; пособие «На что похожа буква М?»; опорная схема для характеристики звука; схемы для обозначения места звука в слове – по количеству детей; кружки и флажки синего цвета – по количеству детей; индивидуальные зеркала; индивидуальные рабочие тетради; счетные палочки; карточки с правильно и неправильно написанными буквами М; смайлики для определения настроения.
Предварительная работа: характеристика звуков, определение места звуков в слове; чтение сказок; разучивание упражнения «Буратино», разучивание элементов самомассажа языка.
Ход занятия
Орг. момент:
Доброе утро, ребята! Давайте мы все улыбнемся и своей улыбкой подарим друг другу частичку добра! Желаю вам успехов на занятии!
Упражнение «Назови гласный звук».
Логопед: Сядет на стульчик тот, кто назовет гласный звук в словах: мак, мышь, моль, мусс, мор, маска, мох.
Дыхательное упражнение. Ребята, давайте мы возьмем в руки воображаемые резиночки и растянем их как можно дальше, при этом будем тянуть звук [Ы]. Не забудьте, что сначала нужно сделать глубокий вдох.
А сейчас мы узнаем, кто был самый внимательный: с какого звука начинались все слова? Правильно, со звука «М»!
Основная часть
Знакомство со звуком. Посмотрите в зеркало: что происходит, когда вы произносите звук [М]?
Правильно! Губы сжимаются, воздух выходит через нос. Попробуйте произнести звук с зажатым носом. Получилось? Нет! Звук [М] нельзя пропеть с открытым ртом, губы являются преградой для воздуха, значит звук какой? – согласный.
Давайте приложим ладошки к горлышку, произнесем [М] и проверим, «дрожит» горлышко или нет. Да, значит звук - звонкий! А что вы представляете, когда произносите звук [М], – мягкую подушечку или твердый камень? Конечно, камень, значит звук твердый!
Дайте полную характеристику звука [М] (с опорой на схему): согласный, твёрдый, звонкий.
Каким цветом мы будем его обозначать? (Синим).
Знакомство с буквой. Вы помните, ребята, что звуки – это то, что мы произносим, а пишем мы буквы. И звук [М] будем обозначать буквой М. Кто-то из вас уже знает, как выглядит буква М? (Если кто-то из детей знает, то пишет букву на доске. Обязательно похвалить ребенка!)
Ребята, а сколько палочек нам потребуется, чтобы выложить букву М? (4 палочки). Пожалуйста, изобразите с помощью счетных палочек эту букву у себя на столах. Можете помогать друг другу.
Сегодня мы попадем в Страну сказок, вспомним многих сказочных героев и, обратите внимание, – в их именах будет звук [М].
(Далее логопед будет пользоваться презентацией)
Загадка. Итак, первая героиня появится на экране, если вы отгадаете загадку. Но будьте внимательны: это хитрая загадка – обманка:
И красива, и мила,
Только очень уж мала!
Стройная фигурочка,
И зовут …(Снегурочка, Дюймовочка)
(На презентации появляется Снегурочка, если дети ее назвали. Рассуждаем, про нее ли была загадка, есть ли звук [М] в имени. После правильного ответа на экране появляется Дюймовочка). Эта девочка пришла к нам из сказки Андерсена. Ребята, где находится звук [М] в имени Дюймовочка? Покажите на схеме место звука в этом слове. (Дети обозначают на схеме место звука в слове).
Думаю, Дюймовочке было бы приятно узнать, что вы умеете отличать звук [М] от всех остальных звуков. Давайте поиграем в игру «Синий флажок»: поднимите синий флажок, если услышите звук [М]: а, М, н, М, в, т, М, о, с, М, на, МА, ны, СОМ, сок, ДОМ, нос, суп, МАК.
Молодцы, вы были очень внимательны!
А как вам кажется, слово Дюймовочка – длинное или короткое? (Дети делают предположения). Давайте проверим - поделим его на слоги (дети «прохлопывают» слово по слогам): Дюй-мо-воч-ка.
4 слога! Чтобы правильно произносить такие длинные и трудные слова, нам нужно каждый день укреплять наш язычок. Предлагаю вам такое упражнение.
Самомассаж языка:
Язычок погладим ласково губами,
А затем постукаем бережно губами,
Язычок погладим ласково зубами,
Нежно покусаем мы его зубами.
И опять погладим ласково зубами,
А потом похлопаем бережно губами
И в конце погладим ласково губами.
Следующая загадка, и новая героиня:
С голубыми волосами
И огромными глазами,
Эта куколка - актриса,
А зовут ее …(Алиса, Мальвина).
(На презентации появляется Лиса Алиса, если дети ее назвали. Смотрим, есть ли у нее голубые волосы, огромные глаза, определяем, есть ли звук М в имени. После правильного ответа появляется Мальвина).
Где находится звук М в её имени? (в начале). Обозначьте на схеме место звука в слове Мальвина. (Дети на схемах ставят синий кружок в первый квадрат).
Из какой сказки пришла к нам Мальвина? («Приключения Буратино»). Эту сказку написал Алексей Толстой.
Что делала Мальвина в сказке? (Она учила Буратино). И для нас с вами у Мальвины есть задание: подумайте, на что похожа буква М? (Варианты ответов сопровождаются картинками: качели, двое детей взялись за руки, две палатки рядом, сломанная посередине перекладина, 2 горба у верблюда).
А сейчас пусть каждая пара тоже изобразит нам букву М, и мы посмотрим друг на друга – похоже или нет! (Дети встают, берутся за руки так, чтобы было похоже на М).
Молодцы, ребята, ваши пары были очень похожи на образ буквы М. Вы хорошо запомнили эту букву? А вот это мы сейчас и проверим!
Упражнение «Найди букву». Ваша задача – обвести в кружок все буквы М, а остальные зачеркнуть.
(Дети выполняют задание на индивидуальных карточках. После выполнения поменяться листочками в парах и проверить друг у друга работы. По желанию, можно предложить детям поставить смайлик – улыбку, если всё верно).
Ребята, давайте отдохнем! Предлагаю выполнить физкультминутку с Буратино, раз мы с вами вспомнили эту сказку. Есть ли звук М в его имени? Нет! Но зато Буратино всегда помогает нам размяться.
«Физкультминутка с Буратино»:
Буратино потянулся (руки вверх – потянулись),
Раз – нагнулся, два – нагнулся (наклоны в стороны).
Руки в стороны развел (развели руки в стороны).
Ключик, видно, не нашел (пожимаем плечами).
Чтобы ключик нам достать («грозим» пальчиком),
Нужно на носочки встать (встали на носочки, руки подняли вверх).
Ребята, вот вам еще одна хитрая загадка: Друг зверей и друг детей |
(Бармалей , Айболит) (Дети говорят варианты, на экране появляются обе картинки). |
Логопед: Что-то я запуталась. Помогите мне разобраться – какой из героев сегодня будет нашим другом – в каком имени есть звук [М]? И где он находится? (Дети определяю, в каком слове есть заданный звук, обозначают на схемах место звука [М ] слове Бармалей).
Молодцы, ребята! Вы у меня просто отлично справляетесь!
Вспомните, как называлась сказка, из которой пришел Бармалей? Правильно: так и называется «Бармалей». Может, кто-то и автора помнит? Это Корней Чуковский – замечательный детский писатель и поэт! Кстати, сказку про доктора Айболита тоже написал Чуковский.
Ребята, а какой это герой - Бармалей? Опишите его (злой, вредный, сердитый, коварный, он настоящий злодей.) А вспомните, изменился ли Бармалей в конце сказки? Да, он стал добрым:
«Буду, буду я добрей, да, добрей!
Напеку я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей!
По базарам, по базарам буду, буду я гулять!
Буду даром, буду даром пироги я раздавать,
Кренделями, калачами ребятишек угощать».
Ребята, а может Бармалей и учиться станет? А я для него уже и задание придумала. Но сначала давайте проверим, справитесь ли вы с ним.
Упражнение «Составь слог»
Сколько звуков я скажу: [А], [М]? – Правильно, 2!
А теперь произнесите эти два звука плавно, слитно. Что получится? – Слог АМ! Давайте напечатаем в тетрадях этот слог. (Дети печатают в тетрадях слог АМ по образцу).
Еще вопрос: [М], [У]. Сколько звуков? Какой слог они образуют? Молодцы! Напечатайте и этот слог.
Дети, я горжусь вами! Я уверена, что вы бы помогли Бармалею стать и умнее, и добрее!
Упражнение «Вспомни героя на слог МУ». Лера, какой слог мы напечатали последним? Прочитай! (МУ). А кто догадается – имя какой сказочной героини начинается со слога МУ? (Если дети не догадываются, помочь им наводящими вопросами). Муха – Цокотуха! (Картинка на презентации). Верно! Эту сказку тоже написал Корней Чуковский.
Муха, Муха — Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Вспомните, куда пошла Муха – Цокотуха, когда нашла денежку?
На базар! И купила самовар!
А потом позвала гостей и стала их угощать!
Упражнение «Выбери картинку». Давайте поможем Мухе – выберем только те угощения, в названиях которых есть звук [М]. (На презентации изображены картинки: банан, мороженое, торт, молоко, мандарин, сок, лимонад, конфета, пирог, мармелад. Если нажать на картинку без звука М, то она пропадает. Если выбрать правильную картинку, то она начинает «мигать». В итоге останутся только подходящие изображения. Дети по очереди анализируют каждое слово, нажимают на картинку – проверяют свой ответ.)
Мы вспомнили многих героев из разных сказок, в именах которых есть звук М. Может вы еще кого-то сможете назвать?
Упражнение «Поймай мяч». Вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы называть героя со звуком М в имени. Только не забудьте сказать, в каком месте находится заданный звук (если ребенок затрудняется, то показываю картинку-подсказку: Мойдодыр, глупый Мышонок, Морозко, Мальчик-с-пальчик, Малыш, Артемон, Домовенок Кузя, Илья Муромец, Муха-Цокотуха).
Итог занятия.
Какие вы у меня молодцы! Справились со всеми заданиями, вспомнили много сказок! Вечером в группе или дома вы можете нарисовать понравившегося вам сказочного героя.
Ребята, помните, в начале занятия мы пожелали друг другу добра? Как вам кажется, занятие прошло в доброжелательной обстановке? Вы сегодня довольны собой? Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению в конце занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект аттестационного занятия в старшей логопедической группе "Путешествие в страну АБВГДейка".
Аттестационное интегрированнон фронтальное логопедическое занятие в старшей групее с использованием ИКТ, интерактивного стола....
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Путешествие в страну Осень»
Занятие по лексической теме: "Осень"...
Конспект занятия в старшей логопедической группе "Путешествие в страну транспорта"
Конспект занятия в старшей логопедической группе....
Открытое занятие в старшей логопедической группе по математике: « Игра – путешествие в страну веселой математики»
Задачи:Образовательные:-Учить решать логические задачи на смекалку, активизировать мыслительную и познавательную деятельность;-Учить различать геометрические фигуры (плоскостные и объемные); сравниват...
Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе "Путешествие в волшебную страну сказок и чудес".
Активизировать речь детей, вызвать радостное настроение от встречи со сказочными героями и волшебными предметами, закрепить знания детей по пройденным темам....
Конспект занятия в старшей логопедической группе: "звук Л" Путешествие в Голубую страну.
Закрепление правильного произношения звука "Л" в слогах,словах,связной речи....
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ на тему: «Путешествие в страну сказок»
Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимо...