"В стране сказок" конспект занятия в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Дегтяренко Екатерина Сергеевна

Конспект занятия рассчитан на детей старшей логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие по обучению грамоте28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие

по развитию фонематического слуха и элементам грамоты

в старшей логопедической группе

«В СТРАНЕ СКАЗОК»

Цель: знакомство со звуком [М] и буквой М.

Задачи:

Образовательные:

‒ закрепить умение давать акустическую и артикуляционную характеристику звука [М];

- закрепить понятия «звук» и «буква»;

- закрепить зрительный образ буквы М; формировать умение находить новую букву среди других букв алфавита;

- закрепить умение делить слова на слоги;

- формировать навык чтения и печатания слогов с новой буквой.

Развивающие:

‒ развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, фонематические представления;

- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, память, общую и тонкую моторику, координацию речи с движением;

‒ обогащать, активизировать и актуализировать словарь по теме «Сказочные герои».

‒ развивать связную речь.

Воспитательные: 

‒ формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

 ‒ воспитывать любовь к художественным произведениям.

Оборудование и наглядный материал: презентация «Сказочные герои»; пособие «На что похожа буква М?»; опорная схема для характеристики звука; схемы для обозначения места звука в слове – по количеству детей; кружки и флажки синего цвета – по количеству детей; индивидуальные зеркала; индивидуальные рабочие тетради; счетные палочки; карточки с правильно и неправильно написанными буквами М; смайлики для определения настроения.

Предварительная работа: характеристика звуков, определение места звуков в слове; чтение сказок; разучивание упражнения «Буратино», разучивание элементов самомассажа языка.

Ход занятия

Орг. момент:  

Доброе утро, ребята! Давайте мы все улыбнемся и своей улыбкой подарим друг другу частичку добра! Желаю вам успехов на занятии!

Упражнение «Назови гласный звук».

Логопед: Сядет на стульчик тот, кто назовет гласный звук в словах: мак, мышь, моль, мусс, мор, маска, мох.

Дыхательное упражнение. Ребята, давайте мы возьмем в руки воображаемые резиночки и растянем их как можно дальше, при этом будем тянуть звук [Ы]. Не забудьте, что сначала нужно сделать глубокий вдох.

А сейчас мы узнаем, кто был самый внимательный: с какого звука начинались все слова? Правильно, со звука «М»!

Основная часть

 Знакомство со звуком. Посмотрите в зеркало: что происходит, когда вы произносите звук [М]?

Правильно! Губы сжимаются, воздух выходит через нос. Попробуйте произнести звук с зажатым носом. Получилось? Нет! Звук [М] нельзя пропеть с открытым ртом, губы являются преградой для воздуха, значит звук какой? – согласный.

Давайте приложим ладошки к горлышку, произнесем [М] и проверим, «дрожит» горлышко или нет. Да, значит звук  - звонкий! А что вы представляете, когда произносите звук [М], – мягкую подушечку или твердый камень? Конечно, камень, значит звук твердый!

Дайте полную характеристику звука [М] (с опорой на схему): согласный, твёрдый, звонкий.

Каким цветом мы будем его обозначать? (Синим).

Знакомство с буквой. Вы помните, ребята, что звуки – это то, что мы произносим, а пишем мы буквы. И звук [М] будем обозначать буквой М.  Кто-то из вас уже знает, как выглядит буква М? (Если кто-то из детей знает, то пишет букву на доске. Обязательно похвалить ребенка!)

Ребята, а сколько палочек нам потребуется, чтобы выложить букву М? (4 палочки). Пожалуйста, изобразите с помощью счетных  палочек эту букву у себя на столах. Можете помогать друг другу.

 

Сегодня мы попадем в Страну сказок, вспомним многих сказочных героев и, обратите внимание, – в их именах будет звук [М].

                                (Далее логопед будет пользоваться презентацией)

Загадка. Итак, первая героиня появится на экране, если вы отгадаете загадку. Но будьте внимательны: это хитрая загадка – обманка:

И красива, и мила,

Только очень уж мала!

Стройная фигурочка,

И зовут …(Снегурочка, Дюймовочка)

(На презентации появляется Снегурочка, если дети ее назвали. Рассуждаем, про нее ли была загадка, есть ли звук [М] в имени. После правильного ответа на экране появляется Дюймовочка). Эта девочка пришла к нам из сказки Андерсена. Ребята, где находится звук [М] в имени Дюймовочка? Покажите на схеме место звука в этом слове.  (Дети обозначают на схеме место звука в слове).

Думаю, Дюймовочке было бы приятно узнать, что вы умеете отличать звук [М] от всех остальных звуков. Давайте поиграем в игру «Синий флажок»: поднимите синий флажок, если услышите звук [М]:  а, М, н, М, в, т, М, о, с, М, на, МА, ны, СОМ, сок, ДОМ, нос, суп, МАК.

Молодцы, вы были очень внимательны!

А как вам кажется, слово Дюймовочка – длинное или короткое? (Дети делают предположения). Давайте проверим - поделим его на слоги (дети «прохлопывают» слово по слогам): Дюй-мо-воч-ка.

4 слога! Чтобы правильно произносить такие длинные и трудные слова, нам нужно каждый день укреплять наш язычок. Предлагаю  вам такое упражнение.

Самомассаж языка:

Язычок погладим ласково губами,

А затем постукаем бережно губами,

Язычок погладим ласково зубами,

Нежно покусаем мы его зубами.

И опять погладим ласково зубами,

А потом похлопаем бережно губами

И в конце погладим ласково губами.

Следующая загадка, и новая героиня:

С голубыми волосами

И огромными глазами,
Эта куколка - актриса,
А зовут ее …(
Алиса, Мальвина).

(На презентации появляется Лиса Алиса, если дети ее назвали. Смотрим, есть ли у нее голубые волосы, огромные глаза, определяем, есть ли звук М в имени. После правильного ответа появляется Мальвина).

 Где находится звук М в её имени? (в начале). Обозначьте на схеме место звука в слове Мальвина. (Дети на схемах ставят синий кружок в первый квадрат).
Из какой сказки пришла к нам Мальвина? («Приключения Буратино»). Эту сказку написал Алексей Толстой.

Что делала Мальвина в сказке? (Она учила Буратино). И для нас с вами у Мальвины есть задание: подумайте, на что похожа буква М? (Варианты ответов сопровождаются картинками: качели, двое детей взялись за руки, две палатки рядом, сломанная посередине перекладина, 2 горба у верблюда).

А сейчас пусть каждая пара тоже изобразит нам букву М, и мы посмотрим друг на друга – похоже или нет! (Дети встают, берутся за руки так, чтобы было похоже на М).

Молодцы, ребята, ваши пары были очень похожи на образ буквы М.  Вы хорошо запомнили эту букву? А вот это мы сейчас и проверим!

Упражнение «Найди букву». Ваша задача – обвести в кружок все буквы М, а остальные зачеркнуть.

(Дети выполняют задание на индивидуальных карточках.  После выполнения поменяться листочками в парах и проверить друг у друга работы. По желанию, можно предложить детям поставить смайлик – улыбку, если всё верно).

Ребята, давайте отдохнем! Предлагаю выполнить физкультминутку с Буратино, раз мы с вами вспомнили эту сказку.  Есть ли звук М в его имени? Нет! Но зато Буратино всегда помогает нам размяться.

«Физкультминутка с Буратино»:

Буратино потянулся (руки вверх – потянулись),
Раз – нагнулся, два – нагнулся (наклоны в стороны).
Руки в стороны развел (развели руки в стороны).
Ключик, видно, не нашел (пожимаем плечами).
Чтобы ключик нам достать («грозим» пальчиком),
Нужно на носочки встать (встали на носочки, руки подняли вверх).

 Ребята, вот вам еще одна хитрая загадка:

Друг зверей и друг детей
Добрый доктор ...

(Бармалей , Айболит)

(Дети говорят варианты, на экране появляются обе картинки).

Логопед: Что-то я запуталась. Помогите мне разобраться – какой из героев сегодня будет нашим другом – в каком имени есть звук [М]? И где он находится? (Дети определяю, в каком слове есть заданный звук, обозначают на схемах место звука [М ] слове Бармалей).

Молодцы, ребята! Вы у меня просто отлично справляетесь!

Вспомните, как называлась сказка, из которой пришел Бармалей? Правильно: так и называется «Бармалей». Может, кто-то и автора помнит? Это Корней Чуковский – замечательный детский писатель и поэт! Кстати, сказку про доктора Айболита тоже написал Чуковский.

Ребята, а какой это герой - Бармалей? Опишите его (злой, вредный, сердитый, коварный, он настоящий злодей.) А вспомните, изменился ли Бармалей в конце сказки? Да, он стал добрым:

«Буду, буду я добрей, да, добрей!
Напеку я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей!

По базарам, по базарам буду, буду я гулять!
Буду даром, буду даром пироги я раздавать,
Кренделями, калачами ребятишек угощать».

Ребята, а может Бармалей и учиться станет? А я для него уже и задание придумала. Но сначала давайте проверим, справитесь ли вы с ним.

Упражнение «Составь слог»

Сколько звуков я скажу: [А], [М]? – Правильно, 2!

А теперь произнесите эти два звука плавно, слитно. Что получится? – Слог АМ! Давайте напечатаем в тетрадях этот слог. (Дети печатают в тетрадях слог АМ по образцу).

Еще вопрос: [М], [У]. Сколько звуков? Какой слог они образуют? Молодцы! Напечатайте и этот слог.

Дети, я горжусь вами! Я уверена, что вы бы помогли Бармалею стать и умнее, и добрее!

Упражнение «Вспомни героя на слог МУ». Лера, какой слог мы напечатали последним? Прочитай! (МУ). А кто догадается – имя какой сказочной героини начинается со слога МУ?  (Если дети не догадываются, помочь им наводящими вопросами). Муха – Цокотуха! (Картинка на презентации). Верно! Эту сказку тоже написал Корней Чуковский.

Муха, Муха — Цокотуха,
Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Вспомните, куда пошла Муха – Цокотуха, когда нашла денежку?

На базар! И купила самовар!

А потом позвала гостей и стала их угощать!

Упражнение «Выбери картинку».  Давайте поможем Мухе – выберем только те угощения, в названиях которых есть звук [М]. (На презентации изображены картинки: банан, мороженое, торт, молоко, мандарин, сок, лимонад, конфета, пирог, мармелад. Если нажать на картинку без звука М, то она пропадает. Если выбрать правильную картинку, то она начинает «мигать». В итоге останутся только подходящие изображения. Дети по очереди анализируют каждое слово, нажимают на картинку – проверяют свой ответ.)

Мы вспомнили многих героев из разных сказок, в именах которых есть звук М. Может вы еще кого-то сможете назвать?

Упражнение «Поймай мяч». Вставайте в круг.  Я буду бросать вам мяч, а вы называть героя со звуком М в имени. Только не забудьте сказать, в каком месте находится заданный звук (если ребенок затрудняется, то показываю картинку-подсказку: Мойдодыр, глупый Мышонок, Морозко, Мальчик-с-пальчик, Малыш, Артемон, Домовенок Кузя, Илья Муромец, Муха-Цокотуха).

Итог занятия.

Какие вы у меня молодцы! Справились со всеми заданиями, вспомнили много сказок! Вечером в группе или дома вы можете нарисовать понравившегося вам сказочного героя.

Ребята, помните, в начале занятия мы пожелали друг другу добра? Как вам кажется, занятие прошло в доброжелательной обстановке? Вы сегодня довольны собой? Выберите  смайлик, который соответствует вашему настроению в конце занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект аттестационного занятия в старшей логопедической группе "Путешествие в страну АБВГДейка".

Аттестационное интегрированнон фронтальное логопедическое занятие в старшей групее с использованием ИКТ, интерактивного стола....

Открытое занятие в старшей логопедической группе по математике: « Игра – путешествие в страну веселой математики»

Задачи:Образовательные:-Учить решать логические задачи на смекалку, активизировать мыслительную и познавательную деятельность;-Учить различать геометрические фигуры (плоскостные и объемные); сравниват...

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе "Путешествие в волшебную страну сказок и чудес".

Активизировать речь детей, вызвать радостное настроение от встречи со сказочными героями и волшебными предметами, закрепить знания детей по пройденным темам....

Конспект занятия в старшей логопедической группе: "звук Л" Путешествие в Голубую страну.

Закрепление правильного произношения звука "Л" в слогах,словах,связной речи....

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ на тему: «Путешествие в страну сказок»

Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимо...