Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с дизартрией посредством использования техники квиллинга
методическая разработка по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kvilling.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с дизартрией посредством использования техники квиллинга
Брянкина С. В.
Учитель-логопед МБДОУ детский сад №8 <<Рябинка>>,
г. Котовск Тамбовская область
Как показывают исследования, в России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста количества детей с дизартрией. По мнению экспертов, в ближайшие 10 лет следует ожидать увеличение числа детей с дизартрией в 2-3 раза.
Дизартрия - нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
В силу своих психолого-педагогических особенностей детям с дизартрией трудно общаться с людьми, ориентироваться в пространстве, выбрать себе определенный вид деятельности. Мелкая моторика рук у таких детей, как правило, развита слабо, что в дальнейшем создает большие препятствия при обучении в школе.
Исследователи отмечают, что развитие мелкой моторики рук у дошкольников с дизартрией - одна из актуальных задач коррекционно-педагогической работы, т.к. слабость движения пальцев и кистей рук, их неловкость является одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми для жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, ученые отмечают, что механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Благодаря развитию мелкой моторики рук дошкольники с дизартрией смогут достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им не только для организации досуга, формирования общей культуры, но и для социальной адаптации в целом.
На наш взгляд, эффективным средством развития мелкой моторики рук у дошкольников с дизартрией является использование техники квиллинга.
Квиллинг - это искусство бумагокручения, умение скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Во время создания поделки посредством квиллинга у ребенка с дизартрией задействованы миллионы нервных окончаний. Занятия квиллингом вырабатывают усидчивость, внимание и развивают речь ребенка с дизартрией, т.к. при работе руками, образуется связь пальцевой моторики и речевой функции. Использование техники квиллинга в коррекционно-педагогической работе с детьми с дизартрией помогает расширить их пространственное воображение, развить логику, смекалку, фантазию, память, внимание, активизирует мыслительные процессы, расширяет коммуникативные способности, повышает заинтересованность ребенка в конечном результате.
Как показывает практика, техника квиллинга интересна, как девочкам, так и мальчикам. Она объединяет в творчестве детей, воспитателей и родителей. Знакомство детей с дизартрией с техникой квиллинга надо начинать постепенно, примерно с 5 лет.
Основой квиллинга является - спираль, а инструментом для ее накручивания может быть как любое подручное средство, например, деревянная палочка длиною 5 см, так и специальный инструмент. Ребенка необходимо научить накручивать кончик бумажной ленты на деревянную палочку или вставлять в специальную прорезь в специальном инструменте. Получившейся разреженной спирали, придается нужная форма - геометрическая фигура, "листик", "фрукт", "капелька" и другое.
Работа по освоению детьми с дизартрией техники квиллинга проходит в несколько этапов.
На подготовительном этапе дошкольников с дизартрией знакомят с выполнением одной формы - разряженой и плотной спирали, чтобы они приобрели стойкий навык, который в дальнейшем поможет им выполнять другие более сложные формы. Результатом занятия по изготовлению разреженной и плотной спирали может стать, например, коллективная работа на темы: "Яблоки", "Гроздь винограда", "Помидоры". Все эти формы можно составить из кружков.
На основном этапе детей с дизартрией учат выполнять поделки по образцу, с этой целью ребенку предлагается несколько образцов. При этом дошкольник сам выбирает, что он хочет изготовить, сам должен посчитать, сколько нужно полосок бумаги и какого цвета. С помощью освоения техники квиллинга ребенок сможет изготовить поделку для мамы к празднику или внести свой вклад в коллективную работу, что способствует, в том числе, и его социальному развитию.
В условиях дошкольного учреждения можно организовать занятия в совместной мастерской, где родители, дети и педагоги смогут создавать свои поделки для выставок в детском саду и участвовать в творческих конкурсах.
В результате освоения техники квиллинга рука ребенка с особыми образовательными потребностями приобретает уверенность, гибкость, точность. С помощью квиллинга у ребенка с дизартрией развивается глазомер, появляется чувство пропорциональности. Ребенок приобретает навыки дизайнерского видения: умение распределять элементы узора или сюжета, подбор цвета и выбор композиции.
Таким образом, использование техники квиллинга в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ЗПР является эффективным средством для развития их мелкой моторики рук и социального развития в целом.
Литература
1.Букин С. Квиллинг: практикум для начинающих. Ростов н/Д: "Феникс", 2011.
2.Кожекина Т.В, Степанова О.А., Рогачева М.В. Инклюзивное образование: учебно-методическое пособие. М.: УЦ "Перспектива", 2013.
3. Милованова Н.Ю. Воспитание, социальное воспитание и социальная адаптация личности в контексте социализации / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 1 (117). С. 108-113.
4.Рудь Н.Н. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения. Методическое пособие. М.: УЦ "Перспектива", 2011.
5.Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.: "Олма-Пресс", 2011.
6.Староверова М.С. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие. М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТНЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
«РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТНЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в нетрадиционной технике квиллинг.
Квиллинг, от английского слова quill (птичье перо), - это искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Квиллинг ещё называют "бумажн...
Развитие мелкой моторики руки дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования
Проблема подготовки детей к школе как фактор, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным образованием и успешность обучения, возникло давно. Её решению придавали большое значение и фил...
Семинар практикум для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник лепки и рисования»
Уважаемые родители предлагаю начать наш семинар с интересной игры «скажи комплимент соседу!»Игра «скажи комплимент соседу» (передаём мяч соседу и говорим комплимент)Тема нашего...
Использование семян и пуговиц на пластилиновой основе для развития мелкой моторики руки дошкольников с ОВЗ
В практической работе с детьми с ОВЗ для развития мелкой моторики руки применяю панно на пластилиновой основе и семена (пуговицы)....
«Развитие мелкой моторики у детей с ТНР посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».
Технологии нетрадиционного рисования способствуют развитию у ребенка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают мелкую моторику рук, чувства форм...
Самообразование воспитателя по теме " Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через технику "Квиллинг"
Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности....