Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР требует комплексного подхода, который предусматривает взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей.
Комплексное педагогическое воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 Петроградского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Канаева Жанна Борисовна
учитель-логопед ГБДОУ № 17
Санкт-Петербург
2020
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Методическая разработка.
Содержание
Введение
1.Характеристика детей с ОНР.
2.Пути совместной работы логопеда со специалистами ДОУ и родителями.
2.1Взаимосвязь логопеда с воспитателями.
2.2.Взаимодействие логопеда с психологом.
2.3.Совместная деятельность логопеда с музыкальным руководителем.
2.4.Взаимосвязь логопеда с инструктором по физической культуре.
2.5.Работа с родителями.
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР требует комплексного подхода, который предусматривает взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей.
Комплексное педагогическое воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития детей.
В логопедической группе коррекционное направление является ведущим, а образовательное–подчиненным.
Безусловно, одной из основных задач коррекционной работы с данной категорией детей было и остается обучение связной, грамматически правильной речи, навыкам речевого общения, ознакомление с фонетической системой русского языка, элементами грамоты, подготовка к обучению в школе.
Все специалисты ДОУ, родители под руководством учителя-логопеда должны следить за речью детей и закреплять навыки, сформированные логопедом.
Характеристика детей с ОНР
ОНР–общее недоразвитие речи – различные сложные расстройства, при которых у детей нарушается формирование всех компонентов речи, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
У детей с ОНР наблюдается диссоциация между речевым и психическим развитием, выражающаяся в темповой задержке речевого развития, отставании экспрессивной речи, недостаточной речевой активности. Речь аграмматична, малопонятна, недостаточно фонетически оформлена.
Формирование сенсорной, интеллектуальной ,эффективно-волевой сферы у детей с диагнозом ОНР имеет свои особенности – недостаточная устойчивость внимания ,ограничение возможности его распределения , при относительно сохранной смысловой логической памяти снижена вербальная память ,страдает продуктивность запоминания, общая соматическая ослабленность, замедленное развитие локомотивных функций ,отставание в развитии двигательной сферы, характеризующаяся плохой координацией движений детей, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения ,особенно по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действий, опускают его основные части.
Пути совместной работы логопеда со специалистами ДОУ и родителями.
Наряду с активным поиском новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам, их научно-методическим обоснованием и экспериментальной апробацией происходят процессы совершенствования традиционных форм, оптимизация методов и содержания коррекционно-речевой работы, что позволяет полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия и сделать его органичной составляющей целостного дошкольного образовательного процесса.
Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.
Совершенно отчетливо установлена прямая зависимость эффективности коррекционной работы с детьми от уровня профессионального мастерства всех участников коррекционно-образовательного процесса.
То обстоятельство делает особенно важными вопросы разработки критериев,содержания и процедуры оценивания не только хода и результатов коррекционно-педагогического воздействия. Но и профессионально-личностных качеств специалистов, осуществляющих это воздействия.
Бесспорно, ключевые позиции в организации коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ для детей с ОНР принадлежат логопеду, деятельность которого имеет достаточно широкие и разнообразные функции:
диагностическая;
коррекционно-педагогическая
консультативная;
координирующая;
контрольно-оценочная
организационно-методическая;
Следует выделить и достаточно сильный потенциал и других участников коррекционно-образовательного процесса-педагогического коллектива ДОУ, родителей, и, наконец, самого ребенка, которые самым существенным образом могут влиять на сроки и результативность логопедической работы.
Помимо установления доминирования в логопедической работе потребностей, интересов и возможностей ребенка и определения роли логопеда как организатора и координатора коррекционно–педагогических влияний, приведенная модель позволяет выделить шесть линий взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса.
Линии 1 (логопед-ребенок с нарушениями речи), 2 (педагогический коллектив ДОУ) - ребенок с нарушениями речи) и 3 (родители- ребенок с нарушениями речи) предусматривают оказание собственно коррекционно-речевой помощи ребенку с нарушением речи. В рамках линий 4 - (логопед–педагогический коллектив ДОУ), 5-(логопед- родители) и 6(педагогический коллектив ДОУ – родители) осуществляются консультативно-методическое взаимодействие и содержательные контакты участников коррекционно-педагогического процесса.
Выделение основных линий взаимодействия способствует более четкому определению общих и частных задач участников коррекцинно-образовательного процесса. Общие задачи ориентируют в первую очередь на оказание своевременной и наиболее адекватной потребностям и возможностям ребенка с ОНР диагностической, профилактической и коррекционно-педагогической по мощи. Частные задачи достаточно специфичные для каждого из участников. Так, для логопеда число таких задач включены:
-обследование воспитанников группы;
-изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально- типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической помощи, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;
-систематическое проведение необходимой коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с индивидуально и групповой программами;
-оценка результатов работы с детьми ОНР;
-формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной речевой среды;
-координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.
В число частных задач педагогического коллектива входят:
-обеспечение дошкольникам с ОНР комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения, создание среды психолого-педагогической и речевой помощи ребенка;
-проведение необходимой работы по коррекции недостатков речевого развития детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе;
-повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье.
Особого внимания требует рассмотрение частных задач,решение которых возлагается на заведующую и методиста (старшего воспитателя) ДОУ. Наиболее значимыми среди них являются:
-соблюдение требований приема и комплектование группы для детей с ОНР;
-осуществление тесного взаимодействия педагогических и медицинских работников;
-создание оптимальных условий для организации преемственности в работе логопеда и педагогического коллектива ДОУ;
-насыщение библиотеки ДОУ специальной литературой, групповой комнаты- учебными пособиями и специальным оборудованием;
-организация обмена опытом коррекционно-педагогической работы с другими ДОУ для детей с ОНР;
-привлечение родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе;
-обеспечение связи со школами, принимающими выпускников ДОУ (группы) для детей с ОНР.
Несмотря на вполне закономерные различия в задачах
деятельности близких ребенку взрослых –педагогов и родителей. В целом логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса.
Взаимосвязь логопеда с воспитателями.
Педагогический эффект зависит и от творческого профессионального контакта учителя-логопеда с воспитателями.
Воспитатель руководствуется прежде всего требованиями типовой программы воспитания и обучения в детском саду для группы соответствующего возраста.
В своей деятельности учитель-логопед руководствуется выбранной им коррекционной программой. Воспитатель активно подключается к коррекционной работе по развитию связной речи у детей по данной программе.
В работе над речью детей перед воспитателями и учителем-логопедом стоит общая цель сформировать правильную речь как полноценное средство общения необходимое для общего развития ребенка. И учитель-логопед, и воспитатель заняты формированием звуковой стороны речи, работают над обогащением словарного запаса, обучают детей грамматически правильной речи, рассказыванию, воспитывают речевую активность.
Воспитатель организует индивидуальные занятия с детьми по заданию логопеда в утренние часы и в вечерние –после полдника. Помимо этого воспитатель логопедической группы организует игры, включает в занятия задания, способствующие развитию психических процессов, тесно связанных с развитием речи /мышление, память, внимание, восприятие./ сенсомоторных навыков.
Соблюдение речевого режима, контроль за правильностью речи детей, пополнение словарного запаса- это необходимые условия работы для детей с ОНР.
Взаимодействие логопеда с психологом.
Логопед не остается один на один с поиском путей увеличения эффективности коррекции, поскольку также предусмотрено и психологическое сопровождение дошкольника.
Единая направленность деятельности логопеда и психолога является залогом успешности в преодолении речевого нарушения у ребенка.
Логопед и психолог,занимаясь изучением ребенка для выбора форм коррекционного воздействия, прогнозирования их эффективности,также определяют недостатки его общего и психического развития и организуют работу по их исправлению.
Психолог комментирует психологические особенности детей с общим недоразвитием речи и предлагает щадящие приемы коррекционно-воспитательного воздействия в условиях занятий проводимых логопедом и воспитателями. Немаловажное значение имеет и то, что методами психокоррекции и психопрофилактики владеет не только педагог-психолог, но и логопед.
Среди различных психопрофилактических мер особое место занимает психогимнастика.
1. Наиболее доступна для педагогов, поскольку в ее основе лежит игра, побуждающая ребенка к действию.
2. Любое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ, насыщенный эмоциональным содержанием.
Тем самым объединяется деятельность психических функций,а с помощью комментариев педагога у детей подключается еще и внутреннее внимание.
Такимобразом, начинает работать механизм психофизического функционального единства.
3. Чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию деятельности мозга : упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, исчезает инертность.
И самое главное в совместной работе психолога и логопеда –создать у ребенка установку на успех.
Совместная деятельность логопеда с музыкальным руководителем.
Для достижения положительных результатов в коррекционной работе с детьми с ОНР необходима тесная связь с музыкальным руководителем.
Эта связь осуществляется на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логоритмических занятиях еженедельно.
Основополагающий принцип проведения занятий взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.
На логоритмических занятиях решаются следующие задачи
-активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
-развитие слухового и зрительного восприятия;
-увеличение объема памяти;
-развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
-развитие двигательных кинестезий;
-развитие пространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;
-формирование дыхательных навыков;
Таким образом, для получения положительных результатов обязательно взаимодействие логопеда с музыкальным руководителем.
Связь логопеда с инструктором по физической культуре.
Основными задачами инструктора по физической культуре являются –
- забота об охране и укреплении здоровья детей, закаливание.
- улучшение функций нервной системы сердечно-сосудистой системы, дыхания др. укрепление опорно-двигательного аппарата.
- комплексная диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей, изучение их динамики.
-разработка содержания коллективных и индивидуальных форм работы по коррекции с использованием лексических тем.
-развитие общей сенсомоторной и рече-двигательной моторики.
- развитие пространственно-координационных и ритмических способностей.
- формирование умений управлять произвольно телом, регулировать речь, эмоции.
- обогащение познавательной сферы.
- развитие коммуникативной инициативы и активности.
-осуществление координации и взаимодействия логопедической и психопедагогической работы.
Робота с родителями.
Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:
-в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей.
-в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.
В отличие от первого /ознакомительного этапа/,акцент в содержании встреч переносится с информационно-ознакомительной части на практическую, т.е. осуществляется включение родителей в коррекционно-образовательный процесс. Логопед обсуждает с родителями способы достижения коррекционно-воспитательных задач в интересах каждого ребенка и помогает им овладеть конкретными приемами коррекционно-речевой работы.
Эффективность работы с родителями определяется не только умелым отбором ее содержания и форм, сколько психологическим настроем, возникающим у них в процессе постоянных контактов с логопедом. Проведение с ними:
- дифференцированной (с отдельными подгруппами родителей, выделяемыми в соответствии с различиями в речевом развитии детей и уровнем коррекционно- педагогической подготовки родителей),
- индивидуализированной работы, означающей ориентацию на культурный и образовательный ценз каждой семьи, отношение ее членов к речевым трудностям ребенка, в совокупности помогает установлению между логопедом и родителями системы непрерывной и эффективной обратной связи, превращение семьи вактивногосубъекта коррекционного процесса осуществлению контроля за ходом и качеством проведения необходимой работы в семье.
В процессе работы с родителями могут быть широко использованы наглядные средства
- специальные логопедические уголки
-информационные стенды
-тематические выставки книг
папки-передвижки-
Если на организационном этапе их содержание составляла популярная информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической работы с детьми, то на основном этапе уже должны быть освещены конкретные приемы закрепления у дошкольников, например, навыков правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, обучение элементам грамоты, которые рекомендуется использовать в семье. Доступность, четкость, ясность изложения предлагаемого родителям материала и эстетичность его оформления должны стать основными критериями оценки этого средства пропаганды логопедических знаний.
Заключение.
Взаимодействие логопеда, воспитателей, педагога, психолога, музыкального руководителя, методиста, заведующей и других специалистов в коррекционно-образовательном процессе ведет к достижению общей цели – устранению ОНР у детей. Педагоги должны владеть соответствующим набором знаний и умений в целях обеспечения помощи детям с ОНР. Важно методически корректно планировать и проводить работу по преодолению у детей ОНР в соответствии с их индивидуальными программами, взаимодействовать с другими специалистами при их реализации. Необходимо вовлекать в коррекционно-развивающую работу семью, обеспечивать заинтересованность родителей и других близких взрослых ребенка в ее результатах, вооружать их простыми и эффективными средствами организации речевой среды и педагогической помощи ребенку в семье.
Взаимодействие всех специалистов, педагогов, работающих с детьми с общим недоразвитием речи и родителей, способствует развитию коммуникативных навыков успешной адаптации и обучению детей в школе.
Качественное овладение специалистами дошкольного воспитания достаточно широким спектром профессионально значимых знаний и умений в сочетании с творческим подходом к их применению в условиях ДОУ выводит их деятельность на новый уровень, отвечающий реалиям современной жизни, потребностям образовательной практики и свидетельствующий о формировании нового развивающего стиля их деятельности.
Взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса в группах компенсирующей направленности приводит к положительным результатам. Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-педагогической работы по устранению речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи.
Литература
1. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Мяч и речь. /Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. КАРО. С-Пб.: 2003.
2. Логопедия под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. М.: Владос: 1998.
3. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР./Н.В. Нищева. С-Пб.: Детство-пресс. 2005.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой М.: Мозаика-Синтез. 2007.
5. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет. /Л.Н. Смирнова. Мозаика-Синтез. Москва: 2007.
6. Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам
За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Методика может быть использована воспитателями логопедических групп и специалистами, осуществляющими коррекционную работу с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). ...

Организация совместной коррекционной работы учителя - логопеда и воспитателя в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.
Презентация опыта на городском методиеском объединении учителей - логопедов ДОУ IV и VI вида....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»
Словообразование родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...

ГОДОВОЙ ПЛАН работы ГМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов дошкольных образовательных учреждений г. Троицка на 2019-2020 учебный год
Предстаавлен план подробный работы городского методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов...

Консультация для специалистов «Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ТНР»
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Такие дети составляют основную группу ри...

Особенности использования интерактивного оборудования MIMIO в работе учителя-логопеда на занятиях в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида
Опыт использования интерактивного оборудования в работе учителя-логопеда дошкольной организации....