Презентация Игровые приемы в работе учителя-логопеда, направленные на развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
Игровые приемы в работе учителя-логопеда, направленные на развитие творческих
способностей дошкольников с ОВЗ
Цель: создать условия для расширения знаний педагогов о развитии творческих способностей дошкольников
Задачи:
- Раскрыть значение творчества для детей;
- Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах развития творческих способностей;
- Научить применять методы и приемы, развивающие творчество у детей;
- Развивать креативность педагогов через игровые упражнения.
Важной задачей современной системы дошкольного образования является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для детей с ОВЗ и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями.
Наши способности – это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений. Немецкий психолог Э. Фромм говорил, что творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Современная психология доказала, что любая способность развивается только в процессе деятельности. Какими бы задатками не обладал малыш от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе деятельности, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Все это развивает волю ребенка, укрепляет его внимание и память
Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию детей к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей.
Уважаемые коллеги, все вы, работая с детьми дошкольного возраста, даже не являясь логопедами не могли не заметить,что
в последнее время все чаще наблюдается тенденция к увеличению количества детей с различными нарушениями речи, с разнообразной структурой дефекта и степенью его выраженности. У таких детей недоразвиты не только все компоненты речи, но и мышление, память, внимание, воображение, эмоционально-волевая сфера, личность ребёнка в целом.
Потому основная цель моей логопедической работы в условиях логопункта – оказание помощи обучающимся, имеющим нарушение в развитии устной речи в освоении ими общеобразовательных программ.
Одним из направлений логопедической работы является развитие речевых творческих способностей ребёнка, подразумевающее развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления.
Творческие способности у детей ОВЗ с нарушениями речи развиваются несколько по-другому. Представления о предметах у них неточные и неполные, практический опыт недостаточно обобщается и закрепляется в слове. Чем тяжелее нарушения речи, тем труднее ребенку проявить своё творчество. Рисунки таких детей отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются в создании нового образа.
По словам психолога О. Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Художественное творчество (рисование) дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
В работе с детьми с речевыми нарушениями развитие творческих способностей - обходной путь для формирования адаптивных способностей, т.к. творчество позволяет активизировать познавательную, речевую, эмоциональную и поведенческую составляющие личностного развития дошкольника..
Сейчас так много детей с сочетанными речевыми нарушениями, что использование только логопедических приемов в работе не всегда оправдано. Все чаще специалисты прибегают к междисциплинарному подходу в решении проблем развития и коррекции речевых нарушений.
Понять многие проблемы помогает нейропсихология. Речь рождается в тесном взаимодействии полушарий, каждое из которых играет свою роль в интеллектуальных процессах. Вот на том слайде мы видим, что левое полушарие участвует в речи по схеме: звук – слово - предложение - связная речь. Задача правого полушария в речевых процессах - обработка эмоциональных высказываний, описание картинок, продуцирование связной речи, понимание косвенной речи, пространственные функции, память, эмоции, бессознательное. Они связаны с помощью мозолистого тела, и нарушение этой связи полушарий искажает познавательную деятельность детей. Поэтому необходимо развитие межполушарного взаимодействия.
Преимущества гармоничной работы полушарий мозга огромны. Это своеобразный ключик, позволяющий открыть дверцу, за которой спрятаны огромные потенциальные возможности человека.
На следующем слайде мы видим как благодаря слаженной работе обоих полушарий у ребенка складывается целостная картина о каком либо явлении или предмете а примере ремня.
Существуют также специальные упражнения, направленные на развитие правого полушария.
- Упражнения на визуализацию.
Давайте закроем глазки и представим белый лист бумаги, на котором большими буквами написано Ваше имя. Представьте, что буквы стали синими... А теперь - красными, а теперь - зелеными. Пусть будут зелеными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь - желтым.
А теперь прислушайтесь: кто-то зовет Вас по имени. Угадайте, чей это голос, но никому не говорите, сидите тихонько. Представьте, что Ваше имя кто-то напевает, а вокруг играет музыка. Давайте послушаем!
А сейчас мы потрогаем Ваше имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Теплое? Пушистое? У всех имена разные.
Теперь мы будем пробовать имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или теплое?
Мы узнали, что наше имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким-то на ощупь.
А теперь откроем глазки. Игра уже окончена.
Попробуйте рассказать о своем имени, о том, что видели, слышали и чувствовали.
Вы, наверное, догадались, в чем ее суть. Мы провели себя (ребенка) по всем ощущениям: зрение, вкус, обоняние, заставили включиться в деятельность и воображение, и речь. Таким образом, все зоны мозга должны были принять участие в игре.
Теперь можете придумывать и другие игры, построенные на таком же принципе. Например: «Имя-цветок» - рисуем цветок, который мы могли бы назвать своим именем; «Я взрослый» - пробуем представить и нарисовать себя взрослым (как буду одет, как говорю, что делаю, как хожу и так далее); «Воображаемый подарок» - пусть малыш дарит воображаемые подарки своим друзьям, а вам рассказывает, как они выглядят, пахнут, какие на ощупь.
- Зеркальное рисование.
Техника этого рисования заключается в том, что нужно
рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные линии в разных направлениях, рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.Для той техники также подойдут готовые прописи для рисования обеими руками, а также можно исполовать на развитие межполушарного взаимодействия доски, которые мы видим на следующем слайде
- Следущий прием, который я активно использу в своей работе это рисование одним росчерком, при котором не отрывают карандаша от поверхности листа - это не только увлекательная игра, но и невероятно полезное занятие для тренировки фантазии и образного мышления, а также мелкой моторики ребёнка. Ручки у детей прекрасно готовятся к безотрывному письму, что важно для подготовки к школе. А я как логопед использу этот приём при автоматизации поставленных звуков, введении их в слоги.
Но не все дети с речевыми нарушениями умеют и любят рисовать, поэтому на помощь приходят так называемые правополушарные техники рисования или нетрадиционные техники.
Применяя нетрадиционные техники и способы рисования на различных этапах логопедической работы, мы не только развиваем мелкую моторику, творческие способности, воображение, но и речевые зоны коры головного мозга.
Эти техники позволяют создавать очень выразительные художественные образы, даже тем, кому трудно выразить себя в линии. Главное то, что нетрадиционное рисование способствует формированию положительного отношения детей к изобразительной деятельности и удовлетворению потребности в художественном выражении.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
В своей работе по развитию творческих способностей дошкольников с речевыми нарушениями использую оригинальные технические приемы в изобразительной деятельности.
- Игра на Автоматизация звуков в словах, на следующем слайде мы видим как проходит автоматизация звука к в технике набрызг.
«Что не дорисовал художник?» - рисование с опорой н азаготовку», «Волшебная коробочка» это (рисование песком) - ребята с удовольствием рисуют пальчиками на песке отгадки на загадки, можно также написать букву, нарисовать сюжетную картинку и составить по ней рассказ, «Рифмы» (дается рисунок, например, «белка» – ребёнок дорисовывает свой «стрелка», «тарелка»).
- И наконец, развитие связной речи здесь отлично подойдут такие игры как «Несуществующее животное», на этих слайдах мы видим как увлеченно дети выполняют то задание или «Фантастическое животное» вот мы видим продукт деятельности моих ребят а также «Волшебные превращения» геометрических фигур. И. наконец . еще один вариант игры это , наверняка всем знакомые и так полюбившиеся детям «Нелепицы».
- Таким образом, в процессе моих логопедических занятий у детей с ОВЗ происходит активное стимулирование мелкой моторики кистей рук, различных зон головного мозга, развитие связной речи, грамматического строя и произносительной стороны речи, а также развитие творческих способностей, детей. Творческие способности для детей с Овз….
Немаловажным условием для решения обозначенной проблемы является воспитание педагогом собственной креативности. Чтобы развивать творческие способности детей с ОВЗ, педагог сам должен быть творческой личностью, стремиться к преодолению в себе силы инерции, шаблона и формальности в работе. Как говорил известный педагог Сухомлинский только творческий педагог может развить творческое начало в ребенке. Желаю вам творческих успехов дорогие коллеги, большое вам спасибо а внимание. Искренне надеюсь, что наше общение заинтересовало вас, и вы сможете изученные приемы использовать в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_priemy_v_rabote_uchitelya-logopeda_napravlennye_na_razvitie_tvorcheskih.pdf | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная работа семьи и ДОУ по развитию творческих способностей дошкольников
Детство невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки. То, что упущено в детстве, очень трудно наверстать в зрелые годы, поэтому мы широко используем музыку как могучее средство воспитани...
Презентация "Игровые технологии в работе учителя-логопеда ДОО"
Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровн...
Методическая разработка "Создание мультфильма с детьми как вид проектной деятельности, направленной на развитие творческих способностей дошкольников"
Создание мультфильма - многогранный творческий процесс, включающий в себя разнообразные виды детской деятельности. Такой вид проектной деятельности очень привлекателен для детей....
Презентация. Игровые технологии в работе учителя-логопеда.
Игровые технологии в работе учителя-логопеда....
«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда на различных этапах развития речи детей с моторной алалией»
В материале представлен опыт использования игровых технологий на разных этапах развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи...