Статья "Профилактика оптической дисграфии"
статья по логопедии
Этапы профилактики оптической дисграфии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_opticheskoy_disgrafii.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика оптической дисграфии
у дошкольников с ТНР.
Составила учитель-логопед Мамина М.В.
В настоящее время многие специалисты серьёзно озабочены проблемой школьной неуспеваемости у детей вследствие нарушения формирования навыков письменной речи. По данным психолого-педагогических и клинических исследований трудности в обучении встречаются у 60% учащихся начальных классов школы. Спустя пять лет обучения часть из них оказывается среди неуспевающих учеников, страдающих стойкими и специфическими нарушениями письма (дисграфия).
Работа по устранению затруднений в усвоении навыков чтения и письма непосредственно относится к сфере профессиональной деятельности логопеда ( в частности школьного). Но в школе этиологическое исследование нарушений письменной речи затруднено тем, что оно всегда ретроспективно, ибо факторы , вызвавшие указанные расстройства , к моменту поступления ребёнка в школу могут отойти на второй план. А мы, работая в детском саду и наблюдая ребёнка ежедневно можем предположить возникновение у него тех или иных нарушений в усвоении навыков письменной речи и предупредить их. Да и опыт обучения детей с дисграфией в школе, описываемый в литературе, свидетельствует о необходимости применения коррекционных мероприятий до начала школьного обучения, поэтому практическую значимость приобретает ранняя диагностика и профилактика дисграфии.
В основе оптической дисграфии лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений, которые приводят к таким нарушениям как искажённое восприятие и воспроизведение букв ( неправильное восприятие и воспроизведение пространственного расположения букв, зеркальное написание букв, недописывание элементов и т.п.), замены и смешения графически сходных букв.
Учитывая это, работа по предупреждению возникновения оптической дисграфии должна вестись по нескольким направлениям.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
- Развитие зрительного восприятия, узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного, и внимания.
- Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса).
- Формирование пространственного восприятия и представлений.
- Развитие зрительного анализа и синтеза.
- Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.
- Формирование буквенного гнозиса. Дифференциация зрительных образов букв.
- Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводок, штриховок, работы с ножницами, пластилином и т.д.
- Развитие тактильных ощущений.
- Развитие конструктивного праксиса.
- Развитие графических навыков.
Остановимся подробнее на одном из важнейших этапов:
ФОРМИРОВАНИЕ БУКВЕННОГО ГНОЗИСА, ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ БУКВ.
В русском языке 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Поэтому на этом этапе одновременно проводилась работа по развитию зрительного анализа букв на составляющие их элементы, по определению сходства и различия между сходными буквами, по узнаванию букв в разных условиях их написания.
Для лучшего запоминания зрительного образа букв мы соотносили букву с каким-либо сходным по форме предметом: О – с формой рта при произнесении звука О , Ж – с жуком , Ф – с филином и т.д. А затем мы вместе с детьми придумывали, на что ещё похожа эта буква. Для дифференциации образов букв мы использовали на занятиях стихотворения и загадки о буквах.
Например: Только Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё.
Для развития буквенного гнозиса детям предлагались следующие упражнения:
- Узнавание зашумленного изображения букв.
- Узнавание контурного изображения букв.
- Игра «Буква сломалась».
- Поиск букв, наложенных друг на друга.
- Нахождение букв в геометрических фигурах.
- «Оживление» букв
- Изготовление букв из природного материала.
- Обведение букв по трафарету, шаблону.
- Нахождение букв в изображении различных предметов.
- Предъявление букв разного шрифта: печатные, стилизованные, строчные.
- Нахождение в ряду букв буквы, отличающейся от остальных.
- Определение правильно написанной буквы. Здесь используются пособия «Покажи правильную букву». (среди букв правильно и зеркально изображённых), «Буквы-зеркалята»
- Определение буквы по её перевёрнутому вверх ногами изображению.
- Чтение слов по полбуковке.
Конечно, в неразрывной связи с этой работой происходит и развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений.
Здесь детям предлагались следующие упражнения:
- Выкладывание букв из счётных палочек
При выполнении всех заданий необходимо фиксировать внимание детей на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы и в каком количестве.
- Выкладывание на столе букв из мелких предметов ( деревянных божьих коровок, сердечек, бусинок и т.д.
- Выкладывание букв на ковролине из небольших одинаковых предметных картинок ( в соответствии с лексической темой, изучаемой на данной неделе.).
- Выкладывание букв горохом по пластилиновой основе.
- Выкладывание букв из шнурка, ниточки, проволочки.
- Конструирование букв из элементов на ковролине с использованием ленты-липучки.
- Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка. Эта работа осуществляется как по образцу, так и по представлению.
- Реконструирование букв.
Например из буквы И можно сделать букву П , передвинув только одну палочку.
Поначалу реконструкция букв происходить в наглядно-действенном плане, а затем отвлечённо, то есть по представлению.
- Написание графических диктантов
Например, поставить точку на листе бумаги в клеточку и от неё вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:
4 – вправо, 4 – вниз, 1 – влево, 3 – вверх, 2 – влево, 3 – вниз, 1 – влево, 4 – вверх. При правильном выполнении задания получается буква П, которую дети могут заштриховать или раскрасить.
Работа эта интересна, требует концентрации внимания, чёткости выполнения инструкции, сформированности зрительно-пространственного восприятия.
- Определение буквы, написанной на спине (пальцем на коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе.( с закрытыми или открытыми глазами).
- Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами
Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать её, придумать слово на заданный звук, положить букву на стол так, чтобы она отражала верное написание.
- Ощупывание букв, выполненных из липучки, наждачной бумаги, меха и т. д. и наклеенных на картонную основу.
При дифференциации сходных букв основная задача логопеда – научить детей выделять опорные, сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы.
На этом этапе работы широко используются письменные упражнения, так как именно в обеспечении правильного написания букв и состоит конечная цель всей работы. В процессе выполнения ребёнком письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за способом написания каждой буквы : элементы в буквах дописываются только с правой стороны и в направлении сверху вниз, а не наоборот. Следовательно, здесь очень важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только готовым видом пусть даже и правильно написанных ребёнком букв.
Основной принцип всех письменных упражнений состоит в том, чтобы в процессе их выполнения вообще не допускать ошибок, а не исправлять уже сделанные.
Детям предлагались следующие виды упражнений:
- Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.
- Дописать букву.
- Срисовать букву по предложенному образцу (по клеточкам) .
- Узнать перевёрнутые вверх ногами буквы и написать их правильно.
- Из всех представленных букв выбрать правильно изображённые и написать их.
- Написать заданную букву пальцем по рассыпанной манке.
В процессе выполнения этих заданий также развиваются графо-моторные навыки, столь необходимые для дальнейшего правильного письма. Их развитие мы начинаем задолго до изучения букв, тогда, когда начинаем работу по развитию мелкой моторики (при выполнении массажа и самомассажа пальцев и ладоней рук, при лепке, раскрашивании, выполнении различных шнуровок, в пальчиковых играх).
Таким образом, работа по профилактике оптической дисграфии охватывает многие направления логопедической работы.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2004.
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1996.
- Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. СПб., 1999.
- РГПУ им.Герцена. Методы изучения и преодоления речевых расстройств (межвузовский сборник научных трудов). СПб., 1994.
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб. 2004.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. СПб., 2005.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР
Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....
Работа с буквой.Профилактика оптической дисграфии.
Работа с буквой. Профилактика оптической дисграфии при обучении грамоте детей с ТНР....
Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"
Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...
Выявление предпосылок оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Диагностический материал, направленный на изучение зрительного гнозиса и мнезиса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Который позволит выявить наличие предпосылок возникновения оптиче...
Презентация "Профилактика Оптической дисграфии у дшкольников с ОНР"
Презентацию можно использовать на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях с детьми подготовительной группы. Интересные задания помогают развивать у детей внимание, памя...
«Формирование оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи с целью профилактики оптической дисграфии»
Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии. О профилактике оптической дисграфии можно говорить т...
Комплекс упражнений для предупреждения оптической дисграфии
Комплекс игровых упражнений может быть полезен логопедам, воспитателям, учителям начальных классов и родителям....