"Использование мнемотаблиц при обучении грамоте старших дошкольников с ОНР"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Используя в работе по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи таблицы, о которых сказано выше, мы достигли следующих результатов:
- Уменьшить количество ошибок при написании букв имеющих свойство зеркальности
- Помочь детям лучше усвоить такие абстрактные понятия, как “буква”, “звук”, “гласный”, “согласный”, “мягкий”, “твёрдый”, “звонкий”, “глухой”.
- Улучшить внимание, память, логическое мышление, графо – моторные навыки.
- Повысить интерес к занятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.79 МБ |
![]() | 2.79 МБ |
![]() | 237.78 КБ |
![]() | 237.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для того чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка. Если эти функции у ребёнка, сформированы недостаточно - это затрудняет запоминание образа букв, ведет к их забыванию.
. У детей с нарушениями речи наблюдается слабая устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Им трудно запомнить сложные зрительные конструкции, их элементы и направления. Без специального обучения дети с большим трудом овладевают навыками чтения и письма.
Мнемотаблицы (для развития связной речи) помогают значительно сократить период обучения и в то же время решают задачи направленные на : • Развитие основных психических функций – восприятия, внимания , памяти. • Развитие зрительно – пространственных функций • Развитие связной речи
В результате этого было принято решение использовать мнемотаблицы при обучении детей грамоте. Таблицы позволяют: З накомить детей с образом буквы ( из каких элементов она состоит, количество этих элементов , пространственное расположение этих элементов) Формировать знания об акустических признаках звуков (гласный-согласный, звонкий-глухой, мягкий-твёрдый )
I вариант . «Запомни и повтори » 1 . Цели: Познакомить (или закрепить) с образом буквы Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение. Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый) Формировать фонематические представления Развивать зрительное внимание и память Развитие зрительно-пространственных представлений Развитие связной речи Развитие графо-моторных навыков В центральном квадрате находится буква П. Она состоит из 3 -х палочек: 2 -х длинных и одной короткой. Поэтому слева от буквы написана цифра 3, а справа нарисованы три палочки. В левом нижнем углу и в правом нижнем углу нарисованы круги - синий и зелёный, которые показывают, что знакомые уже детям звуки [п] и [ пь ] обозначаются буквой П. В левом верхнем углу (над синим кругом) нарисована палатка, т.к. это слово начинается со звука [п]. В правом верхнем углу ( над зелёным кругом) нарисована пила, т.к. это слово начинается со звука [ пь ]. Под буквой П нарисован зачёркнутый колокольчик, который обозначает, что звук [п] глухой ( голосок не звенит). Над буквой П нарисован прямоугольник, т.к. буква П похожа на прямоугольник.
II вариант “Заполни сам” 1.Цели : Познакомить (или закрепить) с образом буквы Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение. Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый) Формировать фонематические представления Развитие зрительно-пространственных представлений Развивать зрительное внимание и память, Развитие зрительно-пространственных представлений Развитие логического мышления Развитие связной речи Развитие графо-моторных навыков 2 . Правила работы с таблицей. После того, как дети познакомились с 1 вариантом работы по таблицам, им предлагается самим попробовать заполнить таблицу и объяснить, как они это сделали.
III вариант “Найди ошибку” 1 . Цели: Познакомить (или закрепить) с образом буквы Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение. Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый) Формировать фонематические представления Развитие зрительно-пространственных представлений Развитие логического мышления Развитие связной речи 2 . Правила работы с таблицей . Детям предлагается рассмотреть заполненную таблицу и найти в ней ошибк у.
IV вариант “Подбери букву” 1 . Цели: Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение. Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый) Формировать фонематические представления Развитие зрительно-пространственных представлений Развитие логического мышления Развитие связной речи 2 . Правила работы с таблицей. Детям предлагается заполненная таблица, только без буквы в центре. Детям предлагается подумат ь, догадаться и объяснить, какая это буква может быть .
Используя в работе по обучению грамоте детей докольного возраста таблицы, о которых сказано выше, можно достичь следующих результатов: Уменьшить количество ошибок при написании букв . Помочь детям усвоить такие абстрактные понятия, как “буква”, “звук”, “гласный”, “ согласный”, “мягкий”, “твёрдый”, “звонкий”, “глухой”. Способствовать улучшению внимания, памяти, логического мышления, графо – моторных навыков.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для того чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка. Если эти функции у ребёнка, сформированы недостаточно - это затрудняет запоминание образа букв, ведет к их забыванию.
. У детей с нарушениями речи наблюдается слабая устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Им трудно запомнить сложные зрительные конструкции, их элементы и направления. Без специального обучения дети с большим трудом овладевают навыками чтения и письма.
Мнемотаблицы (для развития связной речи) помогают значительно сократить период обучения и в то же время решают задачи направленные на : • Развитие основных психических функций – восприятия, внимания , памяти. • Развитие зрительно – пространственных функций • Развитие связной речи
В результате этого было принято решение использовать мнемотаблицы при обучении детей грамоте. Таблицы позволяют: З накомить детей с образом буквы ( из каких элементов она состоит, количество этих элементов , пространственное расположение этих элементов) Формировать знания об акустических признаках звуков (гласный-согласный, звонкий-глухой, мягкий-твёрдый )
I вариант . «Запомни и повтори » 1 . Цели: Познакомить (или закрепить) с образом буквы Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение. Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый) Формировать фонематические представления Развивать зрительное внимание и память Развитие зрительно-пространственных представлений Развитие связной речи Развитие графо-моторных навыков В центральном квадрате находится буква П. Она состоит из 3 -х палочек: 2 -х длинных и одной короткой. Поэтому слева от буквы написана цифра 3, а справа нарисованы три палочки. В левом нижнем углу и в правом нижнем углу нарисованы круги - синий и зелёный, которые показывают, что знакомые уже детям звуки [п] и [ пь ] обозначаются буквой П. В левом верхнем углу (над синим кругом) нарисована палатка, т.к. это слово начинается со звука [п]. В правом верхнем углу ( над зелёным кругом) нарисована пила, т.к. это слово начинается со звука [ пь ]. Под буквой П нарисован зачёркнутый колокольчик, который обозначает, что звук [п] глухой ( голосок не звенит). Над буквой П нарисован прямоугольник, т.к. буква П похожа на прямоугольник.
II вариант “Заполни сам” 1.Цели : Познакомить (или закрепить) с образом буквы Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение. Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый) Формировать фонематические представления Развитие зрительно-пространственных представлений Развивать зрительное внимание и память, Развитие зрительно-пространственных представлений Развитие логического мышления Развитие связной речи Развитие графо-моторных навыков 2 . Правила работы с таблицей. После того, как дети познакомились с 1 вариантом работы по таблицам, им предлагается самим попробовать заполнить таблицу и объяснить, как они это сделали.
III вариант “Найди ошибку” 1 . Цели: Познакомить (или закрепить) с образом буквы Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение. Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый) Формировать фонематические представления Развитие зрительно-пространственных представлений Развитие логического мышления Развитие связной речи 2 . Правила работы с таблицей . Детям предлагается рассмотреть заполненную таблицу и найти в ней ошибк у.
IV вариант “Подбери букву” 1 . Цели: Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение. Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый) Формировать фонематические представления Развитие зрительно-пространственных представлений Развитие логического мышления Развитие связной речи 2 . Правила работы с таблицей. Детям предлагается заполненная таблица, только без буквы в центре. Детям предлагается подумат ь, догадаться и объяснить, какая это буква может быть .
Используя в работе по обучению грамоте детей докольного возраста таблицы, о которых сказано выше, можно достичь следующих результатов: Уменьшить количество ошибок при написании букв . Помочь детям усвоить такие абстрактные понятия, как “буква”, “звук”, “гласный”, “ согласный”, “мягкий”, “твёрдый”, “звонкий”, “глухой”. Способствовать улучшению внимания, памяти, логического мышления, графо – моторных навыков.
Предварительный просмотр:
Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте.
Выполнила учитель-логопед Курлова Л.А.
Для того чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка. Если эти функции у ребёнка, сформированы недостаточно - это затрудняет запоминание образа букв, ведет к их забыванию.
У детей с нарушениями речи наблюдается слабая устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Им трудно запомнить сложные зрительные конструкции, их элементы и направления. Без специального обучения дети с большим трудом овладевают навыками чтения и письма. Поэтому поиски разнообразных способов, приёмов и методик в логопедической практике не утратили своей важности.
Пользуясь в своей работе мнемотаблицами (для развития связной речи) мы обратили внимание на то, что они помогают значительно сократить период обучения и в то же время решают задачи направленные на:
• Развитие основных психических функций – восприятия, внимания, памяти.
• Развитие зрительно – пространственных функций
• Развитие связной речи
В результате этого было принято решение использовать мнемотаблицы при обучении детей грамоте. Нами были разработаны таблицы, которые позволяют:
Знакомить детей с образом буквы (из каких элементов она состоит, количество этих элементов, пространственное расположение этих элементов)
Формировать знания об акустических признаках звуков (гласный-согласный, звонкий-глухой, мягкий-твёрдый)
Далее приведены различные варианты работы с таблицами на примере буквы “П”.
1 вариант. «Запомни и повтори»
1. Цели:
- Познакомить (или закрепить) с образом буквы
- Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.
- Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
- Формировать фонематические представления
- Развивать зрительное внимание и память
- Развитие зрительно-пространственных представлений
- Развитие связной речи
- Развитие графо-моторных навыков
2. Правила работы с таблицей:
Ребёнку предлагается рассмотреть таблицу и постараться её запомнить. Одновременно логопед рассказывает, что там нарисовано и почему.
Логопед:-В центральном квадрате находится буква П. Она состоит из 3 -х палочек: 2 -х длинных и одной короткой. Поэтому слева от буквы написана цифра 3, а справа нарисованы три палочки. В левом нижнем углу и в правом нижнем углу нарисованы круги - синий и зелёный, которые показывают, что знакомые уже детям звуки [п] и [пь] обозначаются буквой П. В левом верхнем углу (над синим кругом) нарисована палатка, т.к. это слово начинается со звука [п]. В правом верхнем углу ( над зелёным кругом) нарисована пила, т.к. это слово начинается со звука [пь]. Под буквой П нарисован зачёркнутый
колокольчик, который обозначает, что звук [п] глухой ( голосок не звенит). Над буквой П нарисован прямоугольник, т.к. буква П похожа на прямоугольник.
Логопед убирает таблицу и предлагает детям самим вспомнить и заполнить эту таблицу. После того, как дети заполнили таблицу им предлагается рассказать, как они вспомнили то, что там было нарисовано.
II вариант “Заполни сам”
1.Цели:
- Познакомить (или закрепить) с образом буквы
- Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.
- Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
- Формировать фонематические представления
- Развитие зрительно-пространственных представлений
- Развивать зрительное внимание и память
- Развитие логического мышления
- Развитие связной речи
- Развитие графо-моторных навыков
2. Правила работы с таблицей:
После того, как дети познакомились с 1 вариантом работы по таблицам, им предлагается самим попробовать заполнить таблицу и объяснить, как они это сделали.
III вариант “Найди ошибку”
1. Цели:
- Познакомить (или закрепить) с образом буквы
- Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.
- Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
- Формировать фонематические представления
- Развитие зрительно-пространственных представлений
- Развитие логического мышления
- Развитие связной речи
2. Правила работы с таблицей:
Детям предлагается рассмотреть заполненную таблицу и найти в ней ошибку.
Дети объясняют, что нарисован колокольчик, который не зачёркнут – это не верно, т.к. звук [п] глухой (голосок не звенит)
IV вариант “Подбери букву”1. Цели:
- Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.
- Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
- Формировать фонематические представления
- Развитие зрительно-пространственных представлений
- Развитие логического мышления
- Развитие связной речи
2. Правила работы с таблицей:
Детям предлагается заполненная таблица, только без буквы в центре. Детям предлагается подумать, догадаться и объяснить, какая это буква может быть.
Вывод.
Используя в работе по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи таблицы, о которых сказано выше, мы достигли следующих результатов:
- Уменьшить количество ошибок при написании букв имеющих свойство зеркальности
- Помочь детям лучше усвоить такие абстрактные понятия, как “буква”, “звук”, “гласный”, “согласный”, “мягкий”, “твёрдый”, “звонкий”, “глухой”.
- Улучшить внимание, память, логическое мышление, графо – моторные навыки.
- Повысить интерес к занятиям.
Далее предложены некоторые варианты таблиц, используемые нами в работе.
Предварительный просмотр:
Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте.
Выполнила учитель-логопед Курлова Л.А.
Для того чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка. Если эти функции у ребёнка, сформированы недостаточно - это затрудняет запоминание образа букв, ведет к их забыванию.
У детей с нарушениями речи наблюдается слабая устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Им трудно запомнить сложные зрительные конструкции, их элементы и направления. Без специального обучения дети с большим трудом овладевают навыками чтения и письма. Поэтому поиски разнообразных способов, приёмов и методик в логопедической практике не утратили своей важности.
Пользуясь в своей работе мнемотаблицами (для развития связной речи) мы обратили внимание на то, что они помогают значительно сократить период обучения и в то же время решают задачи направленные на:
• Развитие основных психических функций – восприятия, внимания, памяти.
• Развитие зрительно – пространственных функций
• Развитие связной речи
В результате этого было принято решение использовать мнемотаблицы при обучении детей грамоте. Нами были разработаны таблицы, которые позволяют:
Знакомить детей с образом буквы (из каких элементов она состоит, количество этих элементов, пространственное расположение этих элементов)
Формировать знания об акустических признаках звуков (гласный-согласный, звонкий-глухой, мягкий-твёрдый)
Далее приведены различные варианты работы с таблицами на примере буквы “П”.
1 вариант. «Запомни и повтори»
1. Цели:
- Познакомить (или закрепить) с образом буквы
- Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.
- Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
- Формировать фонематические представления
- Развивать зрительное внимание и память
- Развитие зрительно-пространственных представлений
- Развитие связной речи
- Развитие графо-моторных навыков
2. Правила работы с таблицей:
Ребёнку предлагается рассмотреть таблицу и постараться её запомнить. Одновременно логопед рассказывает, что там нарисовано и почему.
Логопед:-В центральном квадрате находится буква П. Она состоит из 3 -х палочек: 2 -х длинных и одной короткой. Поэтому слева от буквы написана цифра 3, а справа нарисованы три палочки. В левом нижнем углу и в правом нижнем углу нарисованы круги - синий и зелёный, которые показывают, что знакомые уже детям звуки [п] и [пь] обозначаются буквой П. В левом верхнем углу (над синим кругом) нарисована палатка, т.к. это слово начинается со звука [п]. В правом верхнем углу ( над зелёным кругом) нарисована пила, т.к. это слово начинается со звука [пь]. Под буквой П нарисован зачёркнутый
колокольчик, который обозначает, что звук [п] глухой ( голосок не звенит). Над буквой П нарисован прямоугольник, т.к. буква П похожа на прямоугольник.
Логопед убирает таблицу и предлагает детям самим вспомнить и заполнить эту таблицу. После того, как дети заполнили таблицу им предлагается рассказать, как они вспомнили то, что там было нарисовано.
II вариант “Заполни сам”
1.Цели:
- Познакомить (или закрепить) с образом буквы
- Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.
- Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
- Формировать фонематические представления
- Развитие зрительно-пространственных представлений
- Развивать зрительное внимание и память
- Развитие логического мышления
- Развитие связной речи
- Развитие графо-моторных навыков
2. Правила работы с таблицей:
После того, как дети познакомились с 1 вариантом работы по таблицам, им предлагается самим попробовать заполнить таблицу и объяснить, как они это сделали.
III вариант “Найди ошибку”
1. Цели:
- Познакомить (или закрепить) с образом буквы
- Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.
- Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
- Формировать фонематические представления
- Развитие зрительно-пространственных представлений
- Развитие логического мышления
- Развитие связной речи
2. Правила работы с таблицей:
Детям предлагается рассмотреть заполненную таблицу и найти в ней ошибку.
Дети объясняют, что нарисован колокольчик, который не зачёркнут – это не верно, т.к. звук [п] глухой (голосок не звенит)
IV вариант “Подбери букву”1. Цели:
- Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.
- Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
- Формировать фонематические представления
- Развитие зрительно-пространственных представлений
- Развитие логического мышления
- Развитие связной речи
2. Правила работы с таблицей:
Детям предлагается заполненная таблица, только без буквы в центре. Детям предлагается подумать, догадаться и объяснить, какая это буква может быть.
Вывод.
Используя в работе по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи таблицы, о которых сказано выше, мы достигли следующих результатов:
- Уменьшить количество ошибок при написании букв имеющих свойство зеркальности
- Помочь детям лучше усвоить такие абстрактные понятия, как “буква”, “звук”, “гласный”, “согласный”, “мягкий”, “твёрдый”, “звонкий”, “глухой”.
- Улучшить внимание, память, логическое мышление, графо – моторные навыки.
- Повысить интерес к занятиям.
Далее предложены некоторые варианты таблиц, используемые нами в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/19/picture-224279-1363668517.jpg)
Консультация на тему: "Использование мнемотаблиц при обучении детей связной речи"
Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем.Очень важно научит...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/25/picture-565112-1488027908.jpg)
Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте
Варианты использования мнемотаблиц при обучении детей грамоте...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-210155-1444325512.jpg)
Использование мнемотаблиц при обучении детей составлению описательных рассказов на родном языке.
Статья предназначена для воспитателей по обучению детей татарскому языку в ДОУ .В ней говорится о роли мнемотаблиц при обучении детей рассказыванию о временах года на родном языке....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/29/picture-817456-1477759993.jpg)
Использование мнемотаблиц при обучении детей составлению описательных рассказов на родном языке.
Для того, чтобы процесс составления описательных рассказов был интересным, увлекательным и в то же время развивающим, я использую в работе мнемотаблицы. Такие наглядные таблицы или схемы помогают ребе...
Использование мнемотаблиц при обучении детей рассказыванию.
Мнемотехника позволяет решить ряд задач: развивать у детей умение понимать и рассказывать знакомые сказки, обучать детей правильному звукопроизношению.Развивать у детей умственную активность, сообрази...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/14/picture-1081854-1542174894.jpg)
Педагогическая находка «Использование мнемотаблиц в обучении детей нормам этикета»
Для эффективного обучения детей правилам этикета можно использовать в своей работе мнемотаблицы. Мнемотаблицы по этикету служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и ознакомлению с...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/03/picture-1088821-1543803147.jpg)
Использование мнемотаблиц при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Практика показывает, что использование метода мнемотехники в обучении дошкольников грамоте активизирует познавательную деятельность детей, ведет к более глубокому осмыслению представляемой информации,...