Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему
Варианты использования мнемотаблиц при обучении детей грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotablits_pri_obuchenii_detey_gramote.docx | 77.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте
Для того чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка. Если эти функции у ребёнка, сформированы недостаточно - это затрудняет запоминание образа букв, ведет к их забыванию.
У детей с нарушениями речи наблюдается слабая устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Им трудно запомнить сложные зрительные конструкции, их элементы и направления. Без специального обучения дети с большим трудом овладевают навыками чтения и письма. Поэтому поиски разнообразных способов, приёмов и методик в логопедической практике не утратили своей важности.
Пользуясь в своей работе мнемотаблицами (для развития связной речи) мы обратили внимание на то, что они помогают значительно сократить период обучения и в то же время решают задачи направленные на:
• Развитие основных психических функций – восприятия, внимания, памяти.
• Развитие зрительно – пространственных функций
• Развитие связной речи
В результате этого было принято решение использовать мнемотаблицы при обучении детей грамоте. Нами были разработаны таблицы, которые позволяют:
⎫ Знакомить детей с образом буквы (из каких элементов она состоит, количество этих элементов, пространственное расположение этих элементов)
⎫ Формировать знания об акустических признаках звуков (гласный-согласный, звонкий-глухой, мягкий-твёрдый)
Далее приведены различные варианты работы с таблицами на примере буквы “П”.
I вариант. “Запомни и заполни”
1. Цели:
- Познакомить (или закрепить) с образом буквы
- Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.
- Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
- Формировать фонематические представления
- Развивать зрительное внимание и память
- Развитие зрительно-пространственных представлений
- Развитие связной речи
- Развитие графо-моторных навыков
2. Правила работы с таблицей:
Ребёнку предлагается рассмотреть таблицу и постараться её запомнить. Одновременно логопед рассказывает, что там нарисовано и почему.
|
Логопед:-В центральном квадрате находится буква П. Она состоит из 3 -х палочек: 2 -х длинных и одной короткой. Поэтому слева от буквы написана цифра 3, а справа нарисованы три палочки. В левом нижнем углу и в правом нижнем углу нарисованы круги - синий и зелёный, которые показывают, что знакомые уже детям звуки [п] и [пь] обозначаются буквой П. В левом верхнем углу (над синим кругом) нарисована палатка, т.к. это слово начинается со звука [п]. В правом верхнем углу ( над зелёным кругом) нарисована пила, т.к. это слово начинается со звука [пь]. Под буквой П нарисован зачёркнутый колокольчик, который обозначает, что звук [п] глухой ( голосок не звенит). Над буквой П нарисован прямоугольник, т.к. буква П похожа на прямоугольник.
Логопед убирает таблицу и предлагает детям самим вспомнить и заполнить эту таблицу. После того, как дети заполнили таблицу им предлагается рассказать, как они вспомнили то, что там было нарисовано.
II вариант “Заполни сам”
1.Цели:
- Познакомить (или закрепить) с образом буквы
- Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.
- Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
- Формировать фонематические представления
- Развитие зрительно-пространственных представлений
- Развивать зрительное внимание и память
- Развитие логического мышления
- Развитие связной речи
- Развитие графо-моторных навыков
2. Правила работы с таблицей:
После того, как дети познакомились с 1 вариантом работы по таблицам, им предлагается самим попробовать заполнить таблицу и объяснить, как они это сделали.
|
III вариант “Найди ошибку”
1. Цели:
- Познакомить (или закрепить) с образом буквы
- Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.
- Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
- Формировать фонематические представления
- Развитие зрительно-пространственных представлений
- Развитие логического мышления
- Развитие связной речи
2. Правила работы с таблицей:
Детям предлагается рассмотреть заполненную таблицу и найти в ней ошибку.
|
Дети объясняют, что нарисован колокольчик, который не зачёркнут – это не верно, т.к. звук [п] глухой (голосок не звенит)
IV вариант “Подбери букву”
1. Цели:
- Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное расположение.
- Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
- Формировать фонематические представления
- Развитие зрительно-пространственных представлений
- Развитие логического мышления
- Развитие связной речи
2. Правила работы с таблицей:
Детям предлагается заполненная таблица, только без буквы в центре. Детям предлагается подумать, догадаться и объяснить, какая это буква может быть.
|
Используя в работе по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи таблицы, о которых сказано выше, мы достигли следующих результатов:
- Уменьшилось количество ошибок при написании букв имеющих свойство зеркальности
- Дети стали лучше усваивать такие абстрактные понятия, как “буква”, “звук”, “гласный”, “согласный”, “мягкий”, “твёрдый”, “звонкий”, “глухой”.
- У детей улучшилось внимание, память, логическое мышление, графо – моторные навыки
- Повысился интерес к занятиям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: "Использование мнемотаблиц при обучении детей связной речи"
Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем.Очень важно научит...
Использование мнемотаблиц при обучении детей составлению описательных рассказов на родном языке.
Статья предназначена для воспитателей по обучению детей татарскому языку в ДОУ .В ней говорится о роли мнемотаблиц при обучении детей рассказыванию о временах года на родном языке....
Использование мнемотаблиц при обучении детей составлению описательных рассказов на родном языке.
Для того, чтобы процесс составления описательных рассказов был интересным, увлекательным и в то же время развивающим, я использую в работе мнемотаблицы. Такие наглядные таблицы или схемы помогают ребе...
Использование мнемотаблиц при обучении детей рассказыванию.
Мнемотехника позволяет решить ряд задач: развивать у детей умение понимать и рассказывать знакомые сказки, обучать детей правильному звукопроизношению.Развивать у детей умственную активность, сообрази...
Педагогическая находка «Использование мнемотаблиц в обучении детей нормам этикета»
Для эффективного обучения детей правилам этикета можно использовать в своей работе мнемотаблицы. Мнемотаблицы по этикету служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и ознакомлению с...
"Использование мнемотаблиц при обучении грамоте старших дошкольников с ОНР"
Используя в работе по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи таблицы, о которых сказано выше, мы достигли следующих результатов:Уменьшить количество ошибок при написании букв имеющих ...
Использование мнемотаблиц при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Практика показывает, что использование метода мнемотехники в обучении дошкольников грамоте активизирует познавательную деятельность детей, ведет к более глубокому осмыслению представляемой информации,...