Конспект занятия на тему «Овощи».
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

 Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на закрепление знаний об овощах. Предлагаемые игры помогут закрепить и расширить представление об овощах, активизировать словарь по теме, совершенствовать грамматический строй речи , узнать о пользе овощей, а также способствуют развитию анализа, синтеза и сравнения. Все задачи реализуются через игровые приемы. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей и родителей детей средней возрастной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_teme_ovoshchi.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия  по    теме «Овощи».

Цель: Расширение и активизации словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.

Задачи:

1. Формировать представление об овощах.

2. Расширять и активизировать словарь по теме.

3. Совершенствовать грамматический строй речи.

4. Развивать  внимание, мышление , мелкую моторику, координацию речи с движением.

Оборудование:  Мнемотаблица для составления описательного рассказа об овощах,  предметные картинки с изображением овощей, сюжетная картинка «Огород», корзинки для дифференциации  понятий овощи- фрукты, контуры овощей.

 

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Вспоминаем: число, месяц, время года, месяцы осени, дни недели.

 2. Сообщение темы занятия.  

  1. Лето целое старалась-одевалась, одевалась …
    А как осень подошла, нам одежки отдала.
    Сотню одежонок сложили мы в бочонок.(капуста)
  2. Корешок оранжевый под землей сидит,
    Кладезь витаминов он в себе хранит,
    Помогает деткам здоровее стать,
    Что это за овощ, можете сказать? (морковь)
  3. Хотя я сахарной зовусь,
    Но от дождя я не размокла,
    Крупна, кругла, сладка на вкус,
    Узнали вы, кто я? … (свекла)
  4. Закопали в землю в мае
    И сто дней не вынимали,
    А копать под осень стали
    Не одну нашли, а десять.(картошка)
  5. Никого не огорчает,
    А всех плакать заставляет. (лук)
  6. Он кусает – но не пес.
    Зубок есть. Но, где же рот?
    Белый носит сюртучок.
    Что это…(чесночек)

Как назвать одним словом все отгадки? (Овощи). Где растут овощи? (на огороде).

Выставляется сюжетная картина «Огород».

3.Игра «Где растут овощи? » (на земле, под землёй)

Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте (срывают, срезают)

Как собирают овощи, которые растут под землёй (выкапывают, выдёргивают)

Логопед показывает картинки, дети составляют фразу:

Морковь дёргают, картофель капают, капусту срезают, горох срывают, свёкла дёргают, кабачок срезают, помидор срывают.

Молодцы, ребята! Посмотрите, наш гость кажется устал! Давайте немного отдохнём.

4.Упражнение «Мы капусту рубим, рубим» 

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

 (дети изображают рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза)

 (ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза)

 (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

 (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза)

 (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)

 

5.   Игра «Узнай по контуру».

Посмотрите на рисунки. Что же здесь нарисовано?

Рассматривание контуров овощей, называние детьми овощей.

6.   Согласование глаголов с существительными – игра «Определи действие».

Что мы делаем с овощами? (выкапываем, рвем, собираем, удобряем, готовим, режем, поливаем, солим, варим, жарим…). Некоторые действия мы можем выполнять не со всеми овощами. Выкапываем мы… (картофель), вырываем… (морковь, свеклу), срываем… (огурцы, помидоры), срезаем… (капусту). А что мы поливаем, режем, варим, жарим, солим, консервируем, заготавливаем, удобряем…?

7.Какой формы бывают овощи: овальной, круглой. ( определяем форму, сравнивая с геометрической фигурой)

8. Образование сложных слов — игра «Сложные слова».

А знаете ли вы, что существуют много машин, которые облегчают труд людей. Например, есть машины, которые чистят сами картофель, сажают его в землю, копают его. Есть машина, которая сама режет овощи, а есть машина, которая сама выжимает сок из овощей. А еще есть специальные помещения, в которых хранится много овощей. А вы знаете как они называются? Я вам расскажу. Это очень длинные слова, но их легко запомнить, потому что они состоят из двух коротких слов. Машина, которая чистит картофель, называется картофелечистка – от слов картофель и чистить.

Аналогично рассматриваются слова картофелесажалка, картофелекопалка, соковыжималка, овощерезка, овощехранилище.

9.   Игра “Повар и овощи”.

Приготовим из овощей что-нибудь вкусное.

- Сделаем из овощей салат

- Какой получился салат? (Получится овощной салат)

- Салат из капусты? (Капустный)

- Из свёклы? (Свекольный)

- Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая)

- Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное)

- Из помидор сделаем сок - томатный сок.

Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.

10.Игра с мячом «Назови ласково».

  Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик; морковь-морковочка

Огурец – огурчик; тыква – тыковка;

Лук – лучок; свёкла – свёколка;

Чеснок – чесночок; капуста – капустка;

Горох – горошек; картошка – картошечка.

11.Дифференциация понятий овощи-фрукты.

У нас перепутались овощи и фрукты, их нужно разложить по корзинкам.

Дети получают картинки и раскладывают по корзинкам, называя: это овощ (фрукт).

12. Составление рассказа по мнемотаблице.

Сейчас каждый выберет любимый овощ и расскажет о нем используя подсказку-таблицу (дети рассказывают об овощах, используя мнемосхему).

13. Итог занятия.

О чём мы сегодня говорили.

Оценка работы детей.

Домашнее задание: закрепление темы «Овощи», альбом №1 Теремковой Н.Э. стр.5-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лексической теме «Овощи» старшая группа «Знакомство с овощами»

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме "Овощи": "Знакомство с овощами"....

Конспект занятия по лексической теме «Овощи» «Как растут овощи, сбор урожая» старшая группа

Как растут овощи? Каким образом их убирают? Все это можно узнать из урока  «Как растут овощи, сбор урожая» для старшей группы. В документе представлен картинный материал и фото (некоторые из...

На тему: «Овощи, которые нас лечат, а так же овощи которые могут навредить нашему здоровью»

На тему: «Овощи, которые нас лечат, а так же овощи которые могут навредить нашему здоровью»...

Интегрированное занятие в первой младшей группе Познавательно - исследовательская деятельность. Занятие по лексической теме: «Овощи». Тема: «Знакомство с овощами - огурец, помидор, капуста, перец».

Интегрированное занятие в первой младшей группеПознавательно - исследовательская деятельность.Занятие  по лексической теме: «Овощи».Тема: «Знакомство с овощами - огурец,помидор, капуста, перец»....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи" Составление описательного рассказа по теме «Овощи»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи" Составление описательного рассказа по теме «Овощи»...

Конспектзанятия по окружающемумиру "Овощи и фрукты"

КОНСПЕКТ НОД В МЛАДШЕЙ ГРУППЕПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМПО ТЕМЕ: «ФРУКТЫ И ОВОЩИ».Цель: расширять представления детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследо...