Конспект занятия Р-Рь
план-конспект занятия по логопедии

Федотова О.А.

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_r_-_r.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [р], [рь]. Буква Р» в подготовительной логопедической группе

Цель: дифференциация звуков [р – рь], формирование навыка чтения;

Коррекционно-образовательная:

Закрепить правильное произношение зв. [р, рь] в слогах, словах, предложениях и связной речи.

Закрепить характеристику данного звука (артикуляционные и акустические свойства).

Упражнять в дифференциации звуков [р – рь].

Упражнять в выделении слогов со звуков [р, рь] из слов и выкладывании их в кассе букв и слогов.

Упражнять в образовании Р.п. мн. ч. сущ.

Упражнять в составлении предложений с заданными словосочетаниями.

Совершенствование навыков словоизменения (преобразование существительных множественного числа в единственное число) и словообразования;

Обогащение словаря за счёт подбора слов – антонимов и родственных слов.

Формирование навыка чтения;

Коррекционно-развивающая:

Развивать фонематический слух, слуховое внимание и память.

Развивать интонационную выразительность речи.

Развитие эмоциональной сферы.

Развитие мелкой и общей моторики, координации речи с движением моторики.

Коррекционно-воспитательная:

Способствовать развитию сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности за свои действия.

Оборудование:

игрушка Барбос, синие и зелёныесимволы звуков, предметные картинки, сюжетные картинки ,мяч, схемы описания звуков, ребус, фишки.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

А). Фонетико-ритмическая имнастика

Логопед: Вокруг себя повернись и в животных превратись. Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит. Изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву. (Тр – р – р, тр – р – р). Изобразите как мурлычет ласковая кошечка. (Мур –р –р). Покажите, как любопытный воронёнок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом… (Кар – р – р, кар – р – р).

- Вокруг себя повернись и в ребят снова превратись!

Б). Игра «Один – много».

Логопед: Я буду называть один предмет, сядет тот, кто правильно назовёт много предметов.

Ремень – много… ремней, ружьё — …, рот — …, дерево — …, помидор — …, фонарь — …, воробей — …, доктор — …, перо — …, сторож — …, ведро — …, рог.

2. Сообщение темы занятия.

На дворе рычит Барбос. Рр! Рр! Рр!

Он гоняет рыжих ос. Рр! Рр! Рр!

Отчего рычит Барбос? Рр! Рр! Рр!

Осы жалят его в нос. Ррь! Ррь! Ррь!

- Вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня играть? ([p] [pь]).

- Правильно, сегодня мы будем играть со звуками [p] [pь] и с буквой Р.

3. Характеристика звуков [p] [pь] по артикуляционно – акустическим признакам.

- Разбор артикуляции по плану.

Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам), сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает.

- Характеристика звука «Р».

Звук «Р» — согласный, глухой, твердый- мягкий.

- Связь звука и буквы.

Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.

4. Игра «Твёрдый – мягкий».

Логопед: Барбос предлагает поиграть в игру «Твёрдый – мягкий».

Радуга, река, дорога, деревья, деревня, ракета, озеро, берёза, забор, сухарь.

5. Восстановление (воспроизведение) слов с пропущенными звуками.

Логопед: Барбос насторожился. Что такое Барбос?

Барбос.: Я слышу рыдания!

Логопед.: Что такое рыдания, дети? (Это очень громкий плач.)

Барбос.: Это рыдают сказочные герои, потому, что Змей Горыныч забрал у них по одному звуку и спрятал их в своей темнице.

Логопед.: Я буду называть сказочных героев без украденных звуков, а вы попробуйте угадать, кто это?

Там рыдают: Бу…_атино, Пет…_ушка, Чебу…_ашка и к…_окодил Гена, Василиса П…_ек…_асная, Ка… лсон.

- Какие звуки забрал у них Змей Горыныч? ([p] [pь]).

Знаете, зачем? Чтобы ещё больше рычать и быть более сердитым. Поможем Ивану Царевичу сразиться со Змеем Горынычем? (Да!)

Тогда вам придётся выполнить много заданий.

6. Выделение из слов слогов со звуками [p] [pь], выкладывание их в кассе и придумывание своих слов с этими слогами.

Логопед: Я назову слова, обозначающие действия Змея Горыныча. Назовите слог со звуком [p] или [pь] из каждого слова. Придумайте своё слово с этим слогом.

роет (роза, рот…) охраняет (радуга, ракушка…)

рычит (рыба, рысь…) дерётся (рёва, берёза…)

стережёт (репка, ремень…)

Логопед: Только как же нам найти гору в которой живёт Змей Горыныч?

Барбос.: Я помогу вам. У меня тонкий нюх, чуткий слух.

Логопед.: Тогда вперёд!

7. Физминутка.

По дороге мы идём.

Путь далёк, далёк наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

Вправо, влево поглядим.

По дороге побежим.

По реке мы поплывём.

Потом дальше мы пойдём.

8. Проговаривание чистоговорки.

Логопед: Вот перед нами огромная гора, а за ней замок Змея Горыныча. Чтобы гора нас пропустила надо произнести волшебное заклинание: «Ры – ро –ру – ра, расступись гора!» Повторите его.

9. Составление слова из разбросанных слогов.

Логопед: Расступилась гора, а что за ней вы узнаете, если разгадаете ребус.

- Правильно, за горой оказались огромные ворота. Постучим в ворота и скажем: «Тра – та –та отворяйтесь ворота»

10. Подбор слов – предметов к словам признакам.

Логопед: Чтобы ворота открылись надо внимательно послушать слова – признаки и подобрать к ним слова – предметы.

Деревянная расписная … матрёшка, вязаные тёплые … варежки,

лесная сладкая … черника, шустрый быстрокрылый … стриж,

мягкое уютное … кресло, пятнистый длинношеий … жираф.

11. Составление предложений с заданными словосочетаниями.

Д/игра «Придумай предложение» (с мячом в кругу)

Логопед: Тот, кому я брошу мяч должен придумать предложение со

словосочетанием.

  • мягкое уютное кресло
  • шустрый быстрокрылый стриж
  • пятнистый длинношеий жираф
  • вязаные тёплые варежки
  • деревянная расписная матрёшка
  • лесная сладкая черника

12. Подбор слов – антонимов.

Логопед: Перед нами Змей Горыныч, чтобы с ним сразиться, надо сказать, особые слова. Я буду называть плохие качества и поступки, а вы будете подбирать противоположные им по смыслу хорошие слова.

Зло — … добро, трусость — … храбрость, лень — … трудолюбие,

грусть — … радость, война — … мир, жадность — … щедрость,

грубость — … вежливость, неряшливость —... аккуратность.

- Вот мы и победили Змея Горыныча. Был он злым, свирепым, грубым. Скажите ему добрые слова, чтобы он вернул сказочным героям звуки [p – pь] и букву Р.

Каким стал Змей Горыныч? (Добрым, хорошим, трудолюбивым, щедрым, аккуратным, вежливым…)

13. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...