Конспект занятия на тему: "Осень"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Оксана Геннадьевна Карпова

Формирование лексико-грамматических компетенций 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx15.1 КБ

Предварительный просмотр:

Осень.

Цель: Формирование лексико-грамматической компетенции.

Задачи:

1. Активизировать и обогатить словарь детей по теме.

2. Учить составлять, восстанавливать предложения по опорным картинкам.

3.Уточнить знание детьми осенних месяцев.

4.Разобрать значение сложных слов «листопад», «водонепроницаемый».

5.Уточнить переносное значение фраз «золотая осень», «золотой ковер», «золотые листья».

Оборудование: картинки: осень, листья, желтый и красный прямоугольники, тучи, деревья, кусты, ветер, солнце, дождь, перелетные птицы, река, люди убирают урожай, фрукты, овощи, осенние цветы, одежда плащ, куртка, свитер, школа; листья для дыхательной гимнастики, золотая и желтая бумага или картон, золотое украшение, тазик, вода.

Словарь: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, желтеть, краснеть, листопад, осенний ветер, пасмурная, тучи, моросит, перелетные птицы, темнее, урожай, овощей, фруктов, астры, золотые шары, георгины, плащи, куртки, свитера, кофты, непромокаемый, золотая осень, золотой ковер, золотые листья.

Ход занятия.

I.Организационный этап: Сядет тот, кто назовет осенний месяц.

II.Коррекционно-развивающий этап.

1.Введение в тему.

Логопед предлагает детям отгадать загадку.

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает

Когда это бывает.

(Осень).

Логопед: «Сегодня мы с вами будем говорить об осени».

2.Чтение рассказа.

Логопед, прикрепляя к магнитной доске картинки, читает текст.

Наступила осень. Дни становятся короче. На деревьях и кустах начинают желтеть и краснеть листья. Затем они опадают (Куда?) на землю. Начинается листопад. (Как называется явление природы, когда листья падают на землю? Повторяют отдельные дети и все хором. Уточняется - из каких двух слов получилось слово листопад.) Осенью становится холоднее. Дует осенний ветер. (Если ветер дует осенью, то он какой?) Солнце светит мало и не греет. Погода пасмурная. По небу плывут серые тучи. Часто моросит холодный, осенний дождь. (Что делает дождь? Моросит. Уточняется понятие моросит.) Перелетные птицы улетают на юг. (Уточняется каких птиц мы называем перелетными и почему они улетают на юг.) Вода в реке стала темнее. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Цветут осенние цветы: георгины, золотые шары, астры. (Уточняется какие еще осенние цветы знают дети.) Осенью люди одевают плащи, куртки, теплые кофты и свитера. После летнего отдыха дети возвращаются в детский сад.

3.Дыхательная гимнастика «Осенние листики».

4.Разбор переносного значения словосочетаний: золотая осень, золотой ковер, золотые листья.

Детям показывают золотое украшение. Уточняют из какого материала оно сделано. Показывают золотой и желтый картон. Уточняют близость цветов. Разбирают словосочетания «золотые листья», «золотой ковер», «золотая осень».

5.Ф/м  

Дети синхронно с текстом логопеда выполняют движения.

Мы, листики осенние,

На веточках висели.

Дети разводят руки в стороны, покачивают кистями рук.

Ветер дунул-

Рука вверху, наклоны в стороны.

Полетели.

Дети бегут врассыпную.

Мы летели, мы летели

Бегают врассыпную.

И на землю тихо сели.

Приседают на корточки.

Ветер сильный набежал,

Движение руками снизу вверх на каждое слово.

Листики с земли поднял,

Встают.

Завертел их,

Кружатся в одну сторону.

закружил

В другую.

И на землю опустил.

Садятся на корточки.

6.Востановление предложений по отдельным картинкам.

Поочередно показывая на каждую картинку, логопед просит детей припомнить, о чем говорилось в каждом предложении.

7. Разбор слова непромокаемый. Эксперимент.

Разбирается слово непромокаемый. Уточняется из каких двух слов составлено это слово.

Проводится эксперимент. Логопед с детьми над тазиком поливает кусок непромокаемой ткани (резиновый сапог, непромокаемую варежку). Проверяют промокла ли ткань. Подводят итог эксперимента.

III. Итоговый этап.

Уточняется у детей о каком времени года сегодня говорили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Осенняя прогулка"

Звук С в слогах, в словах и предложениях....

Конспект занятия по теме "Осенняя одежда, головные уборы"

Конспект занятия для подготовительной группы по теме "Осенняя одежда, головные уборы"...

Конспект занятия на тему: "Осень"

ознакомление с окружающим миром...

Конспект занятия на тему: "осенние заботы животных"

Конспект с применением социо-игровых технологий...

Конспект занятия по теме"Осень"

Тема«Осень» занятие-беседаПрограмма«От рождения до школы»ВозрастСредняя группаОсновная образ. область«Речевое развитие»Интеграция с др.областями«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное ра...

Конспект занятия на тему: «Осень золотая в гости к нам пришла и подарки осень детям принесла»

Задачи:- закрепить и обобщить знания детей об осени и овощах;- развить умение замечать красоту осени, память, внимание и образное мышление;- воспитать любовь к природе и уважение друг к другу;Интеграц...

Конспект - занятия по теме "Осень"

Итоговое занятие по теме "Осень" в средней группе...