Реализация програмных задач - подготовительная
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Мельникова Светлана Александровна

Задачи преодаления речевых нарушений в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация программных задач

(второй год обучения, подготовительная группа)

Практическое пособие: «Устранение общего недоразвития речи детей дошкольного возраста»

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина


I Период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

  1. Лексические темы (см. тематический план).
  2. Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования.

Практическое употребление:

а) слов с ласкательными и увеличительными оттенками (яблонька, горошина, волчище, сапожище);

б) глаголов с оттенками значений (выползать, переползать, кроить, перекраивать, выкраивать);

в) прилагательных со значением соотнесённости с продуктами питания (клюквенный морс, кисель), материалами (драповое пальто, тюлевая занавеска, фарфоровая чашка), растениями (сосновый лес, дубовая роща);

г) сложных слов (хлебороб, кофемолка дровосек);

д) употребление слов с эмоционально-оттеночным значением (шелкова бородушка, мягкие лапки);

е) объяснение переносного значения слов (осень золотая, золотой ковер, золотые листья).

  1. Закрепление правильного употребления грамматических категорий:

а) употребление в речи глаголов разных временных форм (что делать, что делает, что сделал, что будет делать?);

б) практическое использование в речи ед. и мн. числа существительных, прилагательных, глаголов;

в) согласование в речи прилагательных, обозначающих: цвет-оттенки, форму, размер, вкус;

г) практическое употребление притяжательных прилагательных (медвежья берлога, лисья нора).

  1. Развитие самостоятельной связной речи:

а) составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине (объем 5-7 предложений);

б) распространение предложений однородными членами;

в) пересказ с изменением времени действия, рассказ от другого лица;

г) составление рассказа-описания игрушек, овощей, фруктов животных, птиц, их повадок.


  1. Период (декабрь, январь, февраль)

Расширение словарного запаса. Воспитание навыков словообразования:

  1. Закрепление знаний о различных свойствах предметов:

а) образование сравнительной степени прилагательных;

б) усвоение простых случаев переносного значения слов;

в) многозначность слов.

  1. Образование сложных родственных слов.
  2. Образование, подбор однородных: определений, сказуемых;
  3. Усвоение слов с противоположным значение.
  4. Образование прилагательных, введение в речь слов, обозначающих: моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений (смелый, трусливый, боязливый, капризный, смекалистый и др.).
  1. Закрепление правильного употребления грамматических категорий.
  1. Использование в речи предложений с однородными членами, правильность их согласования.
  2.  Практическое употребление:

а) глаголов с изменяющейся основой (иду - пошел);

б) глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей – СЯ  и без нее.

3. Использование предлогов ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

  1. Развитие самостоятельной связной речи.
  1. Составление описательных рассказов о любимой игрушке.
  2. Формирование высказываний в виде небольших рассказов о людях разных профессий.
  3. Образование и употребление в речи предложений с противительными союзами (А, НО), разделительным (ИЛИ).
  4. Употребление в речи целевых, временных, причинных конструкций в соответствии с вопросами: когда, почему, зачем?

  1. Период (март, апрель, май)
  1. Расширение словарного запаса. Воспитания навыка словообразования.
  1. Подбор однородных определений, дополнений, сказуемых (дом строят, красят, разрушают, красят – крышу, стену, забор).
  2. Самостоятельная постановка вопросов.
  3. Закрепление употребление слов-антонимов (на конкретном лексическом материале).
  4. Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, светлее, чище).
  5. Образование существительных от глаголов: учить – учитель, регулировать- регулировщик
  1. Закрепление правильного употребления грамматических категорий.
  1. Практическое усвоение в речи предлогов НАД, МЕЖДУ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, выражающих пространственное расположение предметов.
  2. Практическое усвоение согласования:

а) числительных с существительными (пять кукол, три куклы);

б) числительных, прилагательных с существительными (пять белых медведей, много ловких обезьян).

  1. Развитие самостоятельной связной речи.
  1. Закрепление навыка последовательной передачи содержания литературного текста.
  2. Развитие диалогической речи .
  3. Умение придумывать события, дополнительные эпизоды при составлении рассказа по картинке.
  4. Уделять внимание логике развития сюжета, эмоциональной передачи переживаний, используя выразительные средства.
  5. Воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к ответам других детей.
  6. Упражнять в придумывании и составлении загадок путем использования приема сравнения.

Развитие связной речи

Играем пальчиками

Подуем и подышим

Развитие фонематического слуха

Методическая литература

Картинки по лексическим темам

Говори правильно

Предметные картинки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области "Познание".

Дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать про...

Учебно-методическое пособие: технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области «Познание»

Дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать про...

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по реализации коррекционных задач (на примере лексической темы «Космос»).

Эффективное развитие интегративных качеств детей с ТНР возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работевсех ...

Програмные задачи по развитию речи

Материал для планирования...

Тема: «Реализация вариативной программы по формированию основ безопасности жизнедеятельности, в условиях ДОУ. (в рамках реализации годовой задачи по ОБЖ детей дошкольного возраста)

ВВЕДЕНИЕДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состои...

Тема: «Реализация вариативной программы по формированию основ безопасности жизнедеятельности, в условиях ДОУ. (в рамках реализации годовой задачи по ОБЖ детей дошкольного возраста)

ВВЕДЕНИЕДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состои...

Итоговый педсовет в ДОУ "Реализация основных задач работы МБДОУ детский сад "Радуга" за 2023 - 2024 учебный год по реализации ФОП ДО"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»     Тема: «Реализация основных  задач работ МБДОУ детский сад ...