Реализация программных задач - старшая группа
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Задачи преодоления речевых наррушений в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реализация программных задач - старшая группа | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация программных задач
(первый год обучения, старшая группа)
Практическое пособие: «Устранение общего недоразвития речи детей дошкольного возраста»
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина
Период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Задачи:
- Развитие понимание речи. Умение вслушиваться в обращённую речь, выделять в ней название предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения.
- Подведение к овладению диалогом.
- Практическое усвоение некоторых форм словообразования:
- уменьшительно - ласкательных форм имён существительных;
- глагол с разными приставками;
- форм глаголов мужского и женского рода, единственное число, прошедшего времени;
- форм глаголов мужского и женского рода, единственное число, настоящего времени;
- формы винительного падежа одушевлённых и неодушевлённых имён существительных
- Практическое усвоение притяжательных местоимений: мой, моя, моё, мои.
Связная речь:
- Овладение навыками составления простых предложений:
- по вопросам;
- по картинкам;
- по демонстрационным действиям.
- Усвоение типов предложений:
- кто/ что делал?
- кто/что делал? что?
- кто/что делал? что? кому?
- кто/что делал? что? чем?
- Усвоение навыка составления простого рассказа по следам действий (Таня и Вова моют окно. Вова подметает пол. Дети помогают маме)
Индивидуальная работа:
- Уточнение произношения сохранных звуков.
- Постановка и первоначальное закрепление дефектных звуков.
- Выделение первого ударного звука.
- Анализ звуковых сочетаний: ау, уа.
- Различать на слух длинное и короткое слово.
- Передавать ритмический рисунок слова (отстучать или отхлопать).
- Менять интонацию произношения из произносимых лёгких звуков.
- Менять гласную произношения из произносимых лёгких звуков (па-по-пу).
- Воспроизведение звукового ряда – разные согласные, но один гласный (ка-ма-на).
- Воспроизведение слогов со стечением согласных (кта-гла).
- Период (декабрь, январь, февраль)
Задачи:
- Уточнение представления об основных цветах и оттенках.
- практическое образование относительных имён прилагательных с различными значениями относительности к:
- продуктам питания (лимонный, яблочный);
- сезонность (летний, зимний);
- определённому растению (кленовый, дубовый);
- материалу (стеклянный, деревянный)
- Закрепление навыка согласования имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
- Употребление предлогов: на, под, из.
Связная речь:
- Овладение диалогом и закрепление навыка ведения диалога.
- сравнение предметов по их различию и сходству.
- составление простого рассказа описательного рассказа.
- закрепление навыка построения простого предложения и распространения его путем введения второстепенных членов.
- составление сложноподчиненного и сложносочиненного предложений.
- составление рассказов:
- по картине;
- серии картин.
- подготовка к пересказу, пересказ простого прочитанного текста.
- Заучивание стихов.
Индивидуальная работа:
- Учить детей выделять изучаемый звук в ряде других звуков.
- Учить слышать этот звук в слогах, словах.
- Учить определять позицию звука в слове.
- Учит определять ударный звук в слове.
- Учить выделять первый ударный слог в слове.
- Синтез и анализ слова.
- Различение согласных звуков по признакам: глухость-звонкость, твёрдость-мягкость.
- Период (март, апрель, май)
Задачи:
- Закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованных приставочным способом, передающим различные оттенки действий (выехал, подъехал, въехал, съехал).
- Закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов: -оф, -ин, -ев, -ан, -ян (берёзовый, звериный, вишнёвый. кожаный, серебряный).
- Образование притяжательных прилагательных (вороний клюв, орлиное крыло, гнездо).
- Образование прилагательных с ласкательным значением с суффиксами: -еньк-оньк (белый - беленький, лёгкий - лёгонький).
- усвоение простых слов антонимов (добрый - злой, высокий - низкий).
- Уточнение значений обобщающих слов.
- Формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:
- с основой на твёрдый согласный (новый, новая);
- с основой на мягкие согласные (зимний, зимнюю)
- Расширение значения предлогов в употребление с различными падежами: к - с дательным, от – с родительным, с – с винительным, творительным; а также расширение значений предлогов: с, со, к, от, за, над и др.
- ознакомление детей с многозначностью слова: с предметным значением (шапка гриба, головной убор); с глагольным значением (звенит звонок, ручей, голос).
Связная речь:
- Составление разных типов предложений:
- простых распространенных из пяти семи слов;
- с противительным союзом а;
- сложноподчинённых: придаточными причины
- развитие навыка передачи в речи последовательности событий.
- Закрепление навыка составления рассказа по картинке и серии картинок с элементами усложнения:
- дополнение эпизодов;
- изменения начала;
- придумывание конца рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области "Познание".
Дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать про...
Учебно-методическое пособие: технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области «Познание»
Дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать про...
Реализация программных задач образовательной области "Познание" из опыта работы воспитателя-специалиста по экологии
Экологическое образование населения - один из путей решения экологических проблем в мире....
Использование методов ТРИЗ-технологий для реализации программных задач по ознакомлению дошкольников с элементами астрономии
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «...
Цветные палочки "Кюизенера" как средство реализации программных задач
Цветные палочки " Кюизинера" как средство реализации программных задач в образовательной области "Познание и речевое развитие дошкольников"...
Реализация программных задач через игровые обучающие ситуации.
Что такое игровая обучающая ситуация, виды и формы ситуаций...
Технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области «Познание»
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «...