Реализация программных задач - старшая группа
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Мельникова Светлана Александровна

Задачи преодоления речевых наррушений в  старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация программных задач

(первый год обучения, старшая группа)

Практическое пособие: «Устранение общего недоразвития речи детей дошкольного возраста»

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина


Период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Задачи:

  1. Развитие понимание речи. Умение вслушиваться в обращённую речь, выделять в ней название предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения.
  2. Подведение к овладению диалогом.
  3. Практическое усвоение некоторых форм словообразования:
  • уменьшительно - ласкательных форм имён существительных;
  • глагол с разными приставками;
  • форм глаголов мужского и женского рода, единственное число, прошедшего времени;
  • форм глаголов мужского и женского рода, единственное число, настоящего времени;
  • формы винительного падежа одушевлённых и неодушевлённых имён существительных
  1. Практическое усвоение притяжательных местоимений: мой, моя, моё, мои.

Связная речь:

  1. Овладение навыками составления простых предложений:
  • по вопросам;
  • по картинкам;
  • по демонстрационным действиям.
  1. Усвоение типов предложений:
  • кто/ что делал?
  • кто/что делал? что?
  • кто/что делал? что? кому?
  • кто/что делал? что? чем?
  1. Усвоение навыка составления простого рассказа по следам действий (Таня и Вова моют окно. Вова подметает пол. Дети помогают маме)

Индивидуальная работа:

  1. Уточнение произношения сохранных звуков.
  2. Постановка и первоначальное закрепление дефектных звуков.
  3. Выделение первого ударного звука.
  4. Анализ звуковых сочетаний: ау, уа.
  5. Различать на слух длинное и короткое слово.
  6. Передавать ритмический рисунок слова (отстучать или отхлопать).
  7. Менять интонацию произношения из произносимых лёгких звуков.
  8. Менять гласную произношения из произносимых лёгких звуков (па-по-пу).
  9. Воспроизведение звукового ряда – разные согласные, но один гласный (ка-ма-на).
  10. Воспроизведение слогов со стечением согласных (кта-гла).

  1. Период (декабрь, январь, февраль)

Задачи:

  1. Уточнение представления об основных цветах и оттенках.
  2. практическое образование относительных имён прилагательных с различными значениями относительности к:
  • продуктам питания (лимонный, яблочный);
  • сезонность (летний, зимний);
  • определённому растению (кленовый, дубовый);
  • материалу (стеклянный, деревянный)
  1. Закрепление навыка согласования имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
  2. Употребление предлогов: на, под, из.

Связная речь:

  1. Овладение диалогом и закрепление навыка ведения диалога.
  2. сравнение предметов по их различию и сходству.
  3. составление простого рассказа описательного рассказа.
  4. закрепление навыка построения простого предложения и распространения его путем введения второстепенных членов.
  5. составление сложноподчиненного и сложносочиненного предложений.
  6. составление рассказов:
  • по картине;
  • серии картин.
  1. подготовка к пересказу, пересказ простого прочитанного текста.
  2. Заучивание стихов.

Индивидуальная работа:

  1. Учить детей выделять изучаемый звук в ряде других звуков.
  2. Учить слышать этот звук в слогах, словах.
  3. Учить определять позицию звука в слове.
  4. Учит определять ударный звук в слове.
  5. Учить выделять первый ударный слог в слове.
  6. Синтез и анализ слова.
  7. Различение согласных звуков по признакам: глухость-звонкость, твёрдость-мягкость.

  1. Период (март, апрель, май)

Задачи:

  1. Закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованных приставочным способом, передающим различные оттенки действий (выехал, подъехал, въехал, съехал).
  2. Закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов: -оф, -ин, -ев, -ан, -ян (берёзовый, звериный, вишнёвый. кожаный, серебряный).
  3. Образование притяжательных прилагательных (вороний клюв, орлиное крыло, гнездо).
  4. Образование прилагательных с ласкательным значением с суффиксами: -еньк-оньк (белый - беленький, лёгкий - лёгонький).
  5. усвоение простых слов антонимов (добрый - злой, высокий - низкий).
  6. Уточнение значений обобщающих слов.
  7. Формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:
  • с основой на твёрдый согласный (новый, новая);
  • с основой на мягкие согласные (зимний, зимнюю)
  1. Расширение значения предлогов в употребление с различными падежами: к - с дательным, от – с родительным, с – с винительным, творительным; а также расширение значений предлогов: с, со, к, от, за, над и др.
  2. ознакомление детей с многозначностью слова: с предметным значением (шапка гриба, головной убор); с глагольным значением (звенит звонок, ручей, голос).

Связная речь:

  1. Составление разных типов предложений:
  • простых распространенных из пяти семи слов;
  • с противительным союзом а;
  • сложноподчинённых: придаточными причины
  1. развитие навыка передачи в речи последовательности событий.
  2. Закрепление навыка составления рассказа по картинке и серии картинок с элементами усложнения:
  • дополнение эпизодов;
  • изменения начала;
  • придумывание конца рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области "Познание".

Дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать про...

Учебно-методическое пособие: технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области «Познание»

Дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать про...

Реализация программных задач образовательной области "Познание" из опыта работы воспитателя-специалиста по экологии

Экологическое образование населения - один из путей решения экологических проблем в мире....

Использование методов ТРИЗ-технологий для реализации программных задач по ознакомлению дошкольников с элементами астрономии

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «...

Цветные палочки "Кюизенера" как средство реализации программных задач

Цветные палочки " Кюизинера" как средство реализации программных задач в образовательной области "Познание и речевое развитие дошкольников"...

Реализация программных задач через игровые обучающие ситуации.

Что такое игровая обучающая ситуация, виды и формы ситуаций...

Технология «Цветные палочки» Кюизенера как средство реализации программных задач в образовательной области «Познание»

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «...